Alibaba вошла в историю
Первичное публичное размещение акций (IPO) китайской Alibaba официально стало крупнейшим в истории, после того как банки-организаторы исполнили опцион green shoe – право разместить дополнительные акции в условиях высокого спроса. Андеррайтеры IPO продали 48 млн акций, исполнив опцион в полном объеме, сообщила компания в пресс-релизе.
В результате сумма размещения увеличилась на 15%, до $25,03 млрд, и на те же 15% увеличились комиссионные банков. Предыдущий мировой рекорд принадлежал также китайскому эмитенту: в 2010 году Agricultural Bank of China провел IPO на $22,1 млрд (с учетом опциона).
Гигант электронной коммерции Alibaba разместился в Нью-Йорке в минувшую пятницу: компания и акционеры продали 320 млн бумаг (около 13% уставного капитала) по $68 за штуку. Весь бизнес был оценен в $168 млрд. Дебют Alibaba на Нью-Йоркской фондовой бирже, как и ожидалось, оказался сверхудачным: в первый день акции подорожали на 38% (до $93,9), а рыночная капитализация достигла $231 млрд. Ни одна компания до этого не росла так сильно в первый день торгов после IPO размером от $10 млрд, проверило Bloomberg.
Банки-андеррайтеры могли реализовать опцион до 15 октября по цене размещения ($68 за акцию). На практике банки выкупают бумаги у эмитента с небольшой скидкой к цене размещения (1–5% в зависимости от размера IPO), зарабатывая на этой разнице. В сделке Alibaba скидки и комиссионные андеррайтерам составили 1,2% от суммы размещения, раскрыла компания в понедельник в финальной версии проспекта IPO. Это означает, что банки заработали $300 млн.
В размещении участвовало 35 банков, а ключевую роль играли шесть – Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, JP Morgan Chase и Morgan Stanley (совместные букраннеры). К рекордному IPO хотели быть причастны абсолютно все ведущие инвестбанки, но трем – Bank of America, UBS и Barclays – пришлось уйти в сторону: ранее в этом году они вели IPO китайского ретейлера JD.com (конкурента Alibaba) – получился конфликт интересов.
Из 48 млн доразмещенных акций 26,1 млн пришлось на долю самой Alibaba, 18,3 млн – на долю американской Yahoo!. Основатель Alibaba, председатель совета директоров Джек Ма дополнительно реализовал 2,7 млн бумаг, а вице-председатель Джозеф Тсаи – 903 тыс. Таким образом, Yahoo! увеличила свою выручку от продажи акций Alibaba в рамках IPO до $9,5 млрд, а Джек Ма – до $1 млрд.
Alibaba установила не только рекорд по размеру IPO, но и по стоимости компании на IPO, отмечает Dealogic. Оценка Alibaba с учетом опциона green shoe составила $169,4 млрд, прежний рекорд удерживал все тот же Agricultural Bank of China с капитализацией $133,4 млрд на IPO.
Акции Alibaba на NYSE в понедельник вечером торговались в минусе после впечатляющего пятничного роста. По состоянию на 19.45 мск бумаги подешевели на 4,1% (до $90).