Лента новостей
Под Солнечногорском в Подмосковье взорвалась «Газель» 23:11, Новость Axios узнал о «сложном обсуждении» между Зеленским и советниками Трампа 23:05, Статья Россия и Иран: история сотрудничества 23:00 Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле 22:46 Над тремя регионами России перехватили восемь дронов за четыре часа 22:41, Новость Третий деловой центр Москвы: в чем феномен «Южного порта» 22:34 Еврокомиссар счел, что рынок ЕС больше подходит помидорам, чем энергии 22:31, Новость В Госдепе увидели «вопиющую противоречивость» в отношениях США с Европой 22:31, Новость Почему Египет импортирует продукты питания 22:23 Власти Гонконга попросили журналистов не связывать выборы и пылающее небо 22:12, Новость Истина в стекле: как выбрать винные бокалы 22:05 Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне 21:46 От идеи до практики: как запустить GenAI-трансформацию в IT-компании 21:43 Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки 21:40 Аэропорт Вильнюса на полтора часа остановил работу из-за воздушных шаров 21:33, Новость «Зенит» обыграл клуб Дзюбы и вышел в лидеры РПЛ 21:32, Статья Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму 21:23 Защита Лурье отказалась отзывать жалобу из Верховного суда 21:08, Статья
Газета
Нефть по 200 долларов за баррель
Газета № 133 (1908) (2407) //1937 Общество,
0

Нефть по 200 долларов за баррель

Экстремальный сценарий Oxford Economics предвещает беды для всего мира
Фото: EPA
Фото: EPA

Мировую экономику ждет катастрофический сценарий в случае максимально жестких санкций Запада против России: цены на нефть взлетят выше 200 долл. за баррель, стоимость газа в Европе подскочит, ведущие промышленно развитые страны недосчитаются 2,4—3,5% ВВП. Об этом говорится в аналитической заметке британской консалтинговой компании Oxford Economics, полученной РБК.

Это экстремальный сценарий, предполагающий эмбарго на поставки нефти и газа из России, и западные лидеры постараются всеми силами его избежать, оговаривается Адам Слейтер из Oxford Economics. При таком развитии событий из-за дефицита энергоносителей на мировом рынке ВВП еврозоны к началу 2015 года окажется на 3,5% меньше, чем при базовом сценарии, ВВП США уменьшится на 3%, Японии — на 2,4%.

Но больше всех в этом случае пострадает Россия: ее ВВП потеряет около 10% относительно нейтрального сценария (без эскалации кризиса), и рецессия экономики будет сопоставима с падением во время глобального финансового кризиса в 2009 году — тогда российский ВВП рухнул на 7,8%.

Средняя цена нефти Brent в 2014 году сейчас составляет 108,8 долл. за баррель (данные Bloomberg). Исторический максимум был в июле 2008 года (147,5 долл. за баррель). По мнению некоторых экономистов, именно нефтяной шок 2008 года был главной причиной глобальной рецессии. По крайней мере в США всем экономическим кризисам начиная с 1974 года неизменно предшествовали скачки нефтяных цен, показал в своих исследованиях американский экономист Джеймс Хэмилтон.

Неудивительно, что политики и деловые элиты во многих крупных экономиках демонстрируют «значительное сопротивление» экстремальному подходу к санкциям против России, констатирует Слейтер.

Более вероятным сценарием Oxford Economics видит отсутствие торговых санкций против России при одновременном снижении объемов экспорта российских энергоносителей из-за прекращения транзита через Украину. В этом случае российский ВВП в 2014 году снизится на 2%, отток иностранного капитала урежет ликвидность в банковском секторе. «Российские потребители и бизнес пострадают из-за растущих процентных ставок, обесценения рубля и ускорения инфляции», — пишет Oxford Economics.

Европа при таком развитии событий во второй половине 2014 года вернется к технической рецессии. Больше прочих в еврозоне пострадают экономики Венгрии, Польши и Турции. Спотовые цены на газ в Европе вырастут на 15%, нефть подорожает примерно на 10%. Но для Америки и Азии последствия будут более ограниченными: ВВП США и Японии снизятся лишь на 0,5% относительно нейтрального сценария (против 1,5% для еврозоны).

Oxford Economics отмечает, что главным фактором неопределенности остается реакция России на украинские события. «Практически никто не сомневается, что крушение авиалайнера в Донецкой области стало для России настоящей PR-катастрофой, учитывая жесткую международную критику и угрозу дальнейших санкций», — утверждает Слейтер. С учетом этих событий можно было бы ожидать, что Россия отступится от военной поддержки украинских ополченцев и постарается организовать мирное решение кризиса.

Но такое изменение позиции может ударить по имиджу и престижу президента Владимира Путина в России, и Oxford Economics видит «опасность, что он, наоборот, ответит на последние события активизацией поддержки повстанцев».