Лента новостей
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы 22:05 ФРС США снизила ставку до минимума за три года 22:00, Статья Что такое социальная пенсия, кто ее получает, индексация в 2026 году 21:53, Статья ТНТ сохранил Долину в фильме с песней «За деньги — да». Видео 21:46, Статья Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне 21:46 При тушении пожара на рынке в Петербурге нашли погибшего 21:45, Новость Почему бизнес выбирает light industrial: мнение экспертов и опыт компании 21:43 Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки 21:40 Имущество Google во Франции арестовали по заявлению российской «дочки» 21:34, Статья Трамп заявил, что США принимают слишком много мигрантов из «адских дыр» 21:24, Новость Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму 21:23 Почему HR-автоматизация становится ключом к устойчивости бизнеса 21:23 Как внедрение ПАК влияет на IТ-инфраструктуру банков 21:22 Над Белгородом и окрестностями сработала ПВО 21:21, Новость Овечкин заявил, что с пропуском хоккеистами Олимпиады ничего не поделать 21:10, Статья Как меняется автомобильный рынок России 20:52 Суд назначил дату допроса фигурантов дела о теракте в «Крокусе» 20:48, Новость Бизнес попросил власти «заморозить» индексацию тарифов «Платона» 20:43, Статья
Газета
Поправьте закон «О недрах»
Газета № 212 (1745) (1511) Общество,
0

Поправьте закон «О недрах»

«Норильский никель» пояснил, почему надо менять действующий механизм распределения недр
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Компания «Норильский никель» отправила премьеру Дмитрию Медведеву письмо с просьбой изменить закон «О недрах» так, чтобы территории с неразведанными запасами цветных металлов не сразу считались участками недр федерального значения. Об этом РБК daily рассказал заместитель генерального директора «Норникеля» по взаимодей­ствию с органами власти и инвестиционным сообществом АНДРЕЙ БУГРОВ.

Сейчас в законе любой участок с «проявлениями» цветных металлов считается стратегическим. Соответственно, суммы, которые приходится платить компаниям за его разведку и освоение, могут быть значительными и не подкреплены реальными запасами. Таковы последствия изменений в законодательстве от 2008 года.

«Норникель» указывает правительству на то, что в нефтяной отрасли, к примеру, порядок распределения участков иной. Сначала проводится геологоразведка, потом разведанные запасы ставят на государственный баланс, а после осуществляют платеж. Федеральное значение нефтяные месторождения получают только после того, как подтверждены запасы в стоимостном выражении на 60 млрд долл. и более.

В компании Владимира Потанина считают, что развитие цветной металлургии по действующим правилам игры негативно сказывается на экономике освоения новых участков.

— Какой справедливый порог запасов для металлургической отрасли в стоимостном выражении, по вашему мнению, мог бы быть прописан в законопроекте?

— На уровне 2 млн т запасов никеля, 4 млн т запасов меди или более 1 тыс. т металлов платиновой группы. В стоимостном выражении это меньше, чем 50% порога, используемого в нефтяной отрасли.

— Какими должны быть стадии освоения месторождений, по вашему мнению?

— Первый этап — выполнение региональных полевых работ за счет собственных средств. Второй — оформление лицензии на геологоразведку этого участка для подтверждения запасов. И потом, в зависимости от объема запасов, оформление лицензии по праву первооткрывательства на небольшие участки. Либо аукцион на участки недр федерального значения в соответствии с установленными порогами.

Я объясню нашу позицию. Необходимо понимать, что горизонт планирования «Норильского никеля», который единственный инвестирует в ГРР в таких объемах, — 20—30 лет. Это, по сути, «длинные» деньги, которые вы «закапываете» в изученность территории. Если компания готова это делать, пусть она оформляет лицензию на геологоразведку. А если будет положительный результат после бурения, можно ставить запасы на государственный баланс. И тогда можно определить: причислять территорию к участкам недр федерального значения или нет. Во втором случае нужно просто согласовать методику, она на самом деле уже есть, чтобы заплатить государ­ству за эти запасы, нами же разведанные, — прозрачно, и получить лицензию на разработку этого проекта. Сейчас механизм экономически не рационален.

Статистика очень показательная в данном вопросе: прирост запасов никеля и платины в по­следние пять лет состоялся только по лицензиям, которые были выданы до 2008 года, то есть до изменения в законе «О недрах». В частности, прирост запасов никеля составил около 2,9 млн т и металлов платиновой группы в количестве около 1,9 тыс. т. По лицензиям после 2008-го — прирост почти нулевой.

Только в Норильском промышленном районе около 75% территорий остаются неизученными вообще. В наших общих интересах изученность повышать, делать новые проекты, платить с них налоги.

— По вашему мнению, внесение изменений в закон «О недрах» может как-то повлиять на улучшение ситуации в отрасли в целом в нашей стране?

— Очевидно, что во всей горнорудной и металлургической отрасли в мире сложнейшая ситуация. И это обусловлено целым рядом факторов, среди которых и падение индустриального спроса, завершение «суперцикла» роста стоимости сырьевых товаров и, конечно, ситуация в Китае. Промышленность этой страны занимается реинжинирингом, воссозданием с нуля целых отраслей: производства алюминия, стали, никеля. Производство никеля в Китае за последние десять лет выросло в десять раз. Но то, что происходит в Китае, это субсидируемый и — мы бы поспорили — не до конца рыночный рост. Тем не менее для всех металлургов и горняков сложности он создает.