Лента новостей
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы 22:05 ФРС США снизила ставку до минимума за три года 22:00, Статья Что такое социальная пенсия, кто ее получает, индексация в 2026 году 21:53, Статья ТНТ сохранил Долину в фильме с песней «За деньги — да» . Видео 21:46, Статья Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне 21:46 При тушении пожара на рынке в Петербурге нашли погибшего 21:45, Новость Почему бизнес выбирает light industrial: мнение экспертов и опыт компании 21:43 Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки 21:40 Имущество Google во Франции арестовали по заявлению российской «дочки» 21:34, Статья Трамп заявил, что США принимают слишком много мигрантов из «адских дыр» 21:24, Новость Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму 21:23 Почему HR-автоматизация становится ключом к устойчивости бизнеса 21:23 Как внедрение ПАК влияет на IТ-инфраструктуру банков 21:22 Над Белгородом и окрестностями сработала ПВО 21:21, Новость Овечкин заявил, что с пропуском хоккеистами Олимпиады ничего не поделать 21:10, Статья Как меняется автомобильный рынок России 20:52 Суд назначил дату допроса фигурантов дела о теракте в «Крокусе» 20:48, Новость Бизнес попросил власти «заморозить» индексацию тарифов «Платона» 20:43, Статья
Газета
«Нынешние 3,4% — более честные, но слишком невысокие»
Газета № 38 (1571) (0103) Общество,
0

«Нынешние 3,4% — более честные, но слишком невысокие»

Министр экономического развития Андрей Белоусов о росте ВВП и разногласиях с Минфином
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

7—8% экономического роста, которые Россия демонстрировала до кризиса, вряд ли можно считать эталоном, считает глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. В интервью Handelsblatt министр рассказал, за счет чего страна должна наращивать свои экономические силы и почему он разочарован.

— Г-н министр, показатели роста экономики России намного ниже, чем в других развивающихся странах. Почему?

— На мой взгляд, 3,4% роста по итогам минувшего года не так уж мало.

— Однако это значи­тельно меньше, чем прог­нозировалось.

— Большие потери урожая из-за экстремально сильной засухи стоили нам половину процентного пункта. А за докризисными показателями экономического роста на уровне 7 или 8% скрывалось много пузырей: например, повышение зарплат, которое хотя и подогревало потребление, но значительно превышало рост эффективности производства. Кроме того, был громадный рост сырьевых доходов. Нынешние 3,4% — более честные, но слишком невысокие.

— Прежде всего на фоне демонстрирующего значительно более сильный рост Китая...

— Да, темпы роста Китая 8% или даже больше. Но хотели бы мы жить в Китае? Эта страна страдает от существующей там большой раз­ницы в условиях жизни. Но ясно и то, что для России 4% экономического роста — это слишком мало. Поэтому сейчас мы стоим перед решением исторической для нашей страны задачи.

— Какой?

— Нам необходимо решать накопившиеся социальные проблемы. Прежде всего в образовании, здравоохранении и жилищном строительстве. Граждане России больше не хотят жить обещаниями. Кроме того, растет средний класс, который требует, чтобы качество жилья, больниц и школ было на уровне европейского. В этих сферах требуется всеобъемлющая перестройка. Еще мы должны кардинально трансформировать армию, урегулировать систему зарплат, модернизировать вооружение. Только на перевооружение мы потратим до 2020 года примерно 500 млрд евро.

— Но вас как министра экономики все это должно только радовать: жилищное строительство и новые вооружение — это ведь дополнительные рабочие места и рост экономики...

— Конечно, это так. И все же я разочарован...

— Почему же?

— Потому что Министерство финансов не хочет выделять необходимые для этих программ средства.

— Минфин боится, что эти миллиарды непонятным образом снова исчезнут в никуда?

— В основном потому, что министр финансов прежде всего хочет сделать бюджет более независимым от доходов за счет нефтегазового экспорта. Если бы у нас не было налоговых поступлений от нефти и газа, то дефицит госбюджета находился бы не в районе ноля, а равнялся бы примерно 10%. К 2016 году, возможно, сократился бы до 7% при условии, что не должно быть существенного увеличения расходов. Но при решении этой задачи проявляются и структурные проблемы нашей экономики.

— Как вы намерены их решать?

— Мы хотим улучшить инвестиционный климат в России, сократить масштабы госрегулирования, внедрить в наших компаниях международные стандарты финансовой отчетности и выстроить стимулирование экспорта, как это сделано в Германии. Кроме того, нужны миллиардные программы на строительство жилья, образование и медицинское обеспечение. Но оплачивать все это у министра финансов особого желания нет. Сверхдоходы госбюджета в размере 7% от ВВП он хочет годами сохранять в Резервном фонде. Я бы хотел ограничить это 5%, и тогда, начиная с 2014 года, у нас были бы деньги на инфраструктурные программы.