Лента новостей
МВД заявило о возможности водителя избежать наезда на «пьяного» ребенка 20:07, Общество Госдума запросит материалы дела о сбитом в Подмосковье «пьяном» ребенке 20:01, Общество Киев обжаловал решение суда по спору с Россией на $3 млрд 19:39, Финансы «Роснефть» заявила о намерении продолжать судиться с «Системой» 19:33, Бизнес В коалиции заявили об использовании канала связи с Россией по Сирии 19:24, Политика США показали фото сближения российского Су-27 с самолетом-разведчиком 19:20, Политика Дуров опроверг слова о «нейтральном» отношении Telegram к террористам 19:15, Технологии и медиа «Зенит» договорился о переходе пойманного на допинге аргентинского игрока 19:11, Спорт Тест: какой из вас маркетолог 19:03, РБК и Билайн В Адыгее уволили чиновницу после скандала с золотой медалью ее дочери 18:59, Общество Дума одобрила переименование должности президента РЖД 18:57, Политика Прокуратура проверит компанию «Ай Флай» из-за задержи рейсов на 30 часов 18:34, Общество ВЭБ рассказал о «приятных сюрпризах» в российской экономике 18:29, Экономика Формула газа: о чем «Нафтогаз Украины» и «Газпром» спорят в Стокгольме 18:29, Мнение ЦБ заявил об угрозе экономике после решения московского суда 18:23, Финансы Госдума одобрила запрет анонимайзеров 18:23, Технологии и медиа Монета с дыркой: какие опасности грозят инвесторам криптовалют 18:22, Свое дело В Брянске возбудили дело после смерти 11 младенцев в перинатальном центре 18:21, Общество Глава ФАС анонсировал исчезновение понятия «роуминг» из законов 18:19, Технологии и медиа Европейский университет в Петербурге сообщил о досрочной отставке ректора 18:08, Общество Эксперты назвали офицеров Хусейна возможными преемниками лидера ИГ 18:05, Политика На свалке истории: почему полигон в Балашихе закрыли за один день 18:00, Общество  Врачи сообщили об улучшении состояния пожаловавшейся Путину онкобольной 17:55, Общество Полиция не проводила экспертизу крови сбитого «пьяного» ребенка 17:50, Общество Al Jazeera назвала требования к Катару попыткой ограничить свободу слова 17:47, Политика Фармкомпании предупредили об угрозе с доступностью лекарств в России 17:39, Бизнес Четверо человек пострадали при столкновении автобуса с мостом в Париже 17:28, Общество Медведев выделил участок земли для строительства третьей ВПП Шереметьево 17:26, Общество
Ренкинг РБК: 30 сделанных в России технологических продуктов «для людей»
Журнал 05, Май 2017 Технологии и медиа, 20 апр, 09:00
0
Ренкинг РБК: 30 сделанных в России технологических продуктов «для людей»
Журнал РБК впервые подготовил ренкинг технологичных продуктов, сервисов и услуг, созданных российскими компаниями или предпринимателями. Обязательное условие — все они предназначены для обычных людей
Фото: Максим Шеметов / Reuters

Два года назад, весной 2015 года, журнал РБК впервые опубликовал рейтинг 50 крупнейших технологических компаний России. Тогда мы намеренно смешали в нем компании, занимающиеся разработкой и производством танков, спутников, софта, локомотивов, радиотехники, бомбардировщиков и прочей высокотехнологичной продукции: так лучше видно, что представляет собой Россия как производитель уникальных технологий.

В рейтинге был хорошо заметен перекос в сторону государственных компаний, а также технологий военного и двойного назначения: вызов им могли бросить лишь несколько крупнейших частных IT-компаний вроде «Яндекса», Mail.Ru Group и «Лаборатории Касперского». Второй рейтинг выглядел подтверждением очевидного факта — эта ситуация не меняется, несмотря на всю государственную риторику о необходимости развития в стране инновационных продуктов. Поэтому мы решили переосмыслить его. Как именно — можно подробнее прочесть дальше.

Итак, перед вами топ-30 технологий для людей, каждую из которых при желании можно маркировать знаком «Сделано в России». Предсказуемо в списке преобладают сервисы, «живущие в Сети»: 18 участников — это интернет-проекты. С другой стороны, 12 продуктов из топ-30 развиваются не только в онлайне, а некоторые и вовсе существуют за его пределами.

            Продукт       Описание       Цифра       Итоговый балл
1 Cut the Rope мобильная игра     450 млн скачиваний   16,9

Игра-головоломка для мобильных платформ, созданная компанией Zeptolab Ефима и Семена Войновых. Задача игроков — кормить монстрика Ам Няма леденцами, пончиками, кексами и пр., которые держатся на веревках и которые нужно правильно срезать. Вторая версия игры вышла в конце 2013 года, а сейчас в Google Play, к примеру, можно скачать около десятка разных версий «приключений» Ам Няма (часть из них обойдется в 32–68 руб.). Финансовых показателей игры в Zeptolab не раскрывают.

2 LADA Granta легковой автомобиль     520 тыс. штук продано  15
Очередной бюджетный автомобиль АвтоВАЗА, который был запущен в серийное производство в 2011 году и заменил последнюю советскую «классику» завода — «семерку», а также модели Samara и Kalina. Сочетание низкой цены и неплохих технических характеристик сделало новую машину настоящим хитом: в 2013, 2014 и 2015 годах Lada Granta становилась самым продаваемым автомобилем России. В этом году АвтоВАЗ обещает провести рестайлинг Granta и выпустить обновленную модель в конце 2017 — начале 2018 года.
3 ECG Dongle кардиофлешка     40,6 млн руб. выручки с начала продаж  10,1

Небольшая флешка весом 9 г для измерения частоты сердечных сокращений. Она создана для тех пользователей, которые хотят следить за состоянием сердца в домашних условиях. Для того, чтобы воспользоваться кардиофлешкой, необходимо установить на смартфон одноименное приложение. В комплект также входят датчики, которые крепятся на торс пользователя и считывают его показатели. Полученные данные владелец флешки сможет отправить своему кардиологу. Цена устройства – 3,5 тыс. руб.

4 Telegram мессенджер     100 млн пользователей было в феврале 2016-го  10,1

Бесплатный мессенджер, который создал основатель «ВКонтакте» Павел Дуров. Приложение стало доступно летом 2013 года для смартфонов, позже появилась десктопная версия и расширились функции. Сначала в мессенджере можно было только обмениваться сообщениями и файлами, а с 2017 года добавились голосовые вызовы. В меню Telegram нет поддержки русского языка, а российская аудитория активных пользователей в январе 2017-го составила 6 млн человек, подсчитали специалисты сервиса Combot. Иранская в том же месяце — 35-40 млн.

5 Gardenscapes мобильная игра     40 млн игроков   10
Игра, созданная компанией Playrix, доступна в Facebook и на мобильных устройствах. По сюжету пользователь должен создать идеальный сад с растениями, скульптурами и фонтанами, решая при этом головоломки. Игру можно скачать бесплатно, но внутри есть платный контент, который позволяет проходить уровни быстрее. В списке игр на сайте Playrix Gardenscapes занимает первое место. Финансовые показатели игры компания не раскрывает.
6 Paradise Island мобильная игра     100 млн игроков  7,6
Мобильная игра, доступная также в Facebook. Ее создателем является компания Game Insight, переехавшая из России в Литву. Разработчик называет Paradise Island экономическим симулятором, где игрок берет на себя роль управляющего небольшим курортом. В процессе он должен построить «остров мечты» с гостиницами, кафе и аттракционами. Внутри приложения есть возможность совершать покупки, но саму игру пользователь устанавливает бесплатно. Сейчас доступна вторая версия игры, которая вышла в 2014 году.
7 Ivi.ru онлайн-кинотеатр     33 млн уникальных пользователей в месяц  7,2

Крупнейший российский онлайн-кинотеатр, который создал в 2010 году Олег Туманов. В 2014 году ресурс вышел на операционную прибыль. На сайте кинотеатра можно найти художественные и документальные фильмы, сериалы, телепередачи, мультфильмы и музыкальные клипы. Зрители могут смотреть видео на сайте, через мобильное или ТВ-приложение. Подписка, которая открывает доступ ко всему контенту, стоит 399 руб. в месяц. Пользователи также могут покупать фильмы по отдельности.

8 YotaPhone 2 смартфон     $46,2 млн заплатил фонд Rex Global за 30% компании   7,1
Вторая версия российского смартфона с двумя экранами, один из которых всегда включен, разработка компании Yota Devices, миноритарным пакетом которой владеет госкорпорация «Ростех». В 2016 году производитель продал долю в 30% гонконгскому холдингу Rex Global. Первую версию смартфона глава «Ростеха» Сергей Чемезов демонстрировал Дмитрию Медведеву, а YotaPhone 2 президент Владимир Путин подарил председателю КНР Си Цзиньпину. На российском рынке смартфон продается по цене около 12 тыс. руб.
9 Coub сервис зацикленных видео     52 млн активных пользователей в месяц  6,8
Сервис, позволяющий создавать короткие зацикленные видеоролики из сюжетов, размещенных на YouTube и подобных ему хостингах. Идею стартапа придумали и реализовали в 2012 году Антон Гладкобородов, его брат Игорь и Михаил Табунов. Проект неоднократно привлекал инвестиции, $1 млн вложили фонды Phenomen Ventures и Brother Ventures, $2,5 млн — фонд Vaizra Capital бывших акционеров «ВКонтакте» Льва Левиева и Вячеслава Мирилашвили.
10 Бризер Tion приточная вентиляция     30 тыс. устройств продано  5
Высокотехнологичная система вентиляции воздуха для дома или офиса. Устройство забирает воздух с улицы, очищает от аллергенов и подает в помещение, фильтруя внутри и регулируя температуру. Устройство подключается к приложению для смартфона, с помощью которого владелец может управлять вентиляцией помещения удаленно. Бризер производит новосибирская группа компаний «ТИОН».
11 Prisma приложение для обработки фото     90 млн скачиваний на январь 2017-го  5

Приложение для обработки фотографий под картины известных художников, создателем которого является бывший сотрудник Mail.Ru Group Алексей Моисеенков. Prisma использует алгоритмы нейронных сетей, которые позволяют ему добиться сходства с живописью. По данным AppAnnie, за девять дней после выпуска, в июне 2016 года оно стало одним из самых скачиваемых в AppStore в десяти странах бывшего СССР. В приложение инвестировали Mail.ru Group, XBT Holding и Gagarin Capital.

12 «Яндекс.Такси» сервис вызова такси     2,2 млн уникальных пользователей в месяц  4,6

Приложение и агрегатор служб такси компании «Яндекс». При помощи геолокации он определяет местоположение заказчика и отправляет ему ближайшую свободную машину. Заказчик может выбрать ценовую категорию машины — минимальная стоимость поездки составляет 99 руб. Сервис работает не с водителями, а с крупными таксопарками. Пользователи совершают более 16 млн поездок в месяц. Сервис пока занимает небольшую долю в выручке «Яндекса», но является одним из самых быстрорастущих направлений бизнеса.

13 Dr.Web для Android антивирус     100 млн пользователей  4,6

Как понятно из названия, антивирус для мобильных устройств на платформе Android, разработанный одним из старейших игроков рынка, компанией «Доктор Веб». Создатели утверждают, что программа защищает от всех типов вредоносных программ — от хищений денег и информации, шифровальщиков-вымогателей, нежелательных звонков и СМС и опасного веб-контента. Программа работает на смартфонах, планшетах, «умных» телевизорах и игровых консолях.

14 Domofond.ru сервис поиска недвижимости     4,3 млн уникальных посетителей в месяц  4,2
Онлайн-сервис по поиску жилья для покупки или аренды, занимающийся также аналитикой на рынке недвижимости. Сайт обладает гибким поиском по региону, типу жилья и цене и создавался как совместное предприятие компании Avito, владельца крупнейшего в России одноименного сайта объявлений, и ее ключевого акционера, южноафриканского холдинга Naspers. В сентябре 2016 Avito стала единственным владельцем портала, сумма сделки не разглашалась.
15 «Фоксфорд» онлайн-уроки     1 млн зарегистрированных пользователей  4,1

Онлайн-платформа, которую используют в основном ученики 5-11 классов для подготовки к сдаче государственных экзаменов ЕГЭ и ГИА. Предлагает уроки, вебинары и так далее. Сервисом также пользуются учителя, для повышения квалификации и участия в конференциях. Сервис входит в «Центр онлайн-обучения «Нетология-групп», образованный в результате слияния «Нетологии» и «Фоксфорда». Объединенная компания привлекла средства фонда InVenture Сергея Азатяна в размере $1,1 млн.

16 Planeta.ru краудфандинговая платформа     593 тыс. зарегистрированных пользователей  4
Крупнейшая в России краудфандинговая платформа, которая помогает привлечь финансирование для разного рода продуктов и мероприятий. Большинство кампаний по сбору средств на этой платформе относятся к категориям музыка и общество. Помимо России, Planeta также работает в США, европейских странах, Белоруссии и Украине. Сервис помог привлечь его пользователям 621,9 млн руб.
17 War Thunder компьютерная игра     20 млн игроков  3,9

Бесплатная онлайн-игра, посвященная боевой технике времен Второй мировой и Холодной войн. По сюжету игры авиация, наземные силы и флот сражаются вместе в одном бою. Разработка игры началась в 2009 году, а открытое бета-тестирование — в ноябре 2012 года, а релиз проекта — лишь в декабре 2016 года. Сейчас War Thunder можно скачать для Windows, Mac, Linux и PS4. В марте Gaijin Entertainment провела свой первый шоу-турнир YouTube Cup по игре.

18 Облако Mail.Ru облачное хранилище     8,3 млн зарегистрированных аккаунтов  3,4

Облачное хранилище данных, доступное пользователям iOS, Android, а также Windows, Mac и Linux. «Облако» позволяет бесплатно хранить данные объемом до 25 гб (до августа 2013 года — 100 гб), с возможностью платного увеличения до 4 ТБ — тарифы варьируются от 99 руб. до 1990 руб. в месяц. В конце 2016 года компания решила выйти с сервисом в сегмент B2B и представила продукт «Облако для бизнеса» для компаний. Выручку по этому сегменту компания не раскрывает.

19 Ponominalu.ru сервис покупки билетов     1 млн уникальных покупателей  3

Компания занимается продажей билетов на культурные мероприятия. Их можно приобрести как онлайн, так и офлайн — по данным компании, более чем в 50 собственных и франчайзинговых кассах. На интернет приходится порядка 50% продаж, утверждают в компании, а ежемесячное число пользователей сайта и мобильного приложения достигает 1,5 млн человек. В 2013 году $1,5 млн в сервис вложил фонд Buran Venture Capital.

20 ДОТ-тест генетический тест     6 тыс. тестов проведено  3

Описание: Неинвазивный метод пренатальной диагностики, который выявляет наличие или отсутствие у эмбриона таких генетических заболеваний, как синдром Дауна или синдром Клайнфельтера. В основе исследования — цифровой количественный анализ внеклеточной ДНК плода. Тест предназначен для женщин старше 35 лет, проводится на сроке от 10 недель: по утверждению разработчиков, достоверность составляет 99,7%. В Москве стоимость теста составляет 33 тыс. руб.

21 LinguaLeo онлайн-уроки английского     16 млн пользователей  2,5
Сервис для изучения английского языка. Число зарегистрированных пользователей по итогам 2016 года составило 15,5 млн человек, сообщал портал VC.ru со ссылкой на данные компании. На окупаемость проект вышел в 2015 году. Абсолютных данных по выручке в компании не раскрывают, уточняя лишь, что оборот за 2016 год вырос на 19%. За время существования сервис LinguaLeo привлек $3,7 млн инвестиций, в том числе от Runa Capital.
22 «Тройка» транспортная карта     9,5 млн пользователей карт   2,4
Транспортная карта для оплаты проезда на всех видах транспорта в Москве: электронный кошелек, который можно пополнить удаленно, выбрав подходящий тариф — по количеству поездок, по минутам и т.д. С «Тройки» также можно оплатить билеты в Третьяковку или Московский зоопарк. В 2016 году число выданных карт достигло 10,7 млн (агентство «Москва»). По данным мэрии Москвы, с помощью «Тройки» оплачивается 61% поездок на общественном транспорте.
23 Bookmate онлайн-библиотека     7 млн зарегистрированных пользователей   2,3

Мобильный сервис для чтения книг по подписке. Каталог сервиса насчитывает 850 тысяч книг на 12 языках, в том числе 300 тысяч на английском. В конце 2016 года из состава акционеров компании вышел «Юлмарт», продав долю в 10% за $2-2,5 млн, по данным «Ведомостей», оценив таким образом всю компанию в $20-25 млн. Конкуренты оценивают долю компании на рынке в 4%, а бывший акционер утверждает, что ее выручка составляет $10 млн.

24 «Делимобиль» сервис каршеринга     246 тыс. пользователей   2,2

Сервис по аренде автомобилей работает в Москве с сентября 2015 года: тогда основатель инвестиционной компании Concern General Invest Винченцо Трани объявил, что вложит в стартап 1 млрд руб. Парк «Делимобиля» составляет около 1,3 тыс. автомобилей, у сервиса около 230 тыс. зарегистрированных пользователей в Москве и 16 тыс. — в Санкт-Петербурге, где он запустился в январе 2017 года. Выручка компании в 2016 году составила 697 млн руб.

25 FindFace сервис поиска людей по фото     1 млн пользователей   2,2

Программист Артем Кухаренко основал компанию NtechLab в 2015 году, а в феврале 2016-го представил систему FindFace для поиска людей по фотографии в социальной сети «ВКонтакте». FindFace использует алгоритм распознавания лиц NtechLab — как заявляют разработчики, поиск по базе из 200 млн фотографий осуществляется за 0,3 секунды. Программу используют не только для развлечения, но и для поиска пропавших людей или преступников. Сама программа бесплатна, дополнительные функции стоят от 15 руб. до 4,5 тыс. руб.

26 Photo Lab приложение для обработки фото     76 млн скачиваний   2,2
Бесплатное приложение для редактирования фотографий Photo Lab компания VicMan выпустила в 2011 году. Почти за шесть лет владельцы устройств на iOS скачали его 25,8 млн раз, а на Android — 49,9 млн раз. Программа предлагает более 600 эффектов: пользователи могут добавить на фотографию картинки, примерить «маски», поменять цвета или создать коллаж. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка VicMan, занимающейся разработками и для корпоративных заказчиков, в 2015 году составила 154,4 млн руб.
27 ABBYY FineScanner для iOS/Android приложение для сканирования документов     2,9 млн пользователей   2,1
«Карманный сканер» для документов и книг от компании ABBYY создает их электронные копии. Программа умеет распознавать тексты на 193 языках, а результаты сканирования может выдавать в 12 форматах, в том числе Word, PDF и Excel. По данным компании, у сервиса 2,9 млн пользователей. Приложение доступно на iOS и Android и бесплатно, за дополнительный функционал — премиум-аккаунт или отключение рекламы, придется заплатить от 149 руб. до 4,5 тыс. руб.
28 Grabr поиск путешественников для доставки     139,6 тыс. зарегистрированных пользователей   2
Сервис Grabr позволяет искать частных путешественников, которые за вознаграждение привезут из-за границы или других городов нужные вам товары. Пользователь размещает заказ на платформе Grabr, а путешественники оставляют свои предложения о выполнении заказа. Сервис в 2015 году придумали супруги Дарья Ребенок и Артем Федяев, головной офис находится в Сан-Франциско. Сервис привлек в общей сложности $3,5 млн инвестиций.
29 Tripster.ru сервис бронирования экскурсий     160 тыс. зарегистрированных пользователей  2

Сервис Tripster помогает путешественникам найти экскурсии, которые проводят местные жители в 324 городах мира. За 2016 год на экскурсии Tripster сходили 52 тыс. человек. Путешественник платит 16% от стоимости мероприятия заранее, остальную часть оплачивает на месте. Стоимость экскурсий разнится от $20 до $600 — это могут быть и короткие прогулки, и поездки за город. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015 году выручка Tripster выросла в два раза до 18 млн руб.

30 Qlean.ru сервис заказа уборки     100 тыс. зарегистрированных пользователей   2

Qlean — один из первых московских сервисов заказа услуг уборщиков для дома. Заказы принимаются через сайт или мобильное приложение, стоимость услуг зависит от размера помещения: уборка двухкомнатной квартиры без дополнительных опций обойдется в 2,5 тыс. руб. По данным компании, у сервиса 100 тыс. зарегистрированных пользователей, в день его сотрудники выполняют около 700 уборок. Qlean привлек 320 млн руб. инвестиций от фонда Addventure.

В первую очередь мы решили уйти от перечня компаний к продуктам, сервисам и услугам, которые они производят и которые доступны каждому рядовому потребителю. Другими словами, мы исключили военную технику, машиностроение, продукцию космической промышленности и вообще всю продукцию категории b2b. Оставили технологии «для людей», созданные российскими компаниями или российскими предпринимателями, вне зависимости от того, в какой части мира они работают.

Итоговый балл каждого продукта, по нашей задумке, должен был сложиться из двух показателей — его популярности и коммерческой эффективности, то есть мы хотели рассчитать полученную прибыль в пересчете на пользователя. Но наши надежды на «дружелюбие» сферы потребительских технологий столкнулись с реальностью. Многие производители отказывались назвать даже список самых востребованных клиентами продуктов или оказались не готовы раскрывать конкретные показатели вроде числа пользователей, объема продаж и так далее.

О расчете прибыли сразу пришлось забыть — лишь каждая десятая компания готова была сообщить хотя бы выручку от продажи конкретного продукта.
Тем не менее мы все же подготовили свой топ-30 — правда, пришлось отказаться от использования слова «рейтинг». По крупицам собрали разрозненные данные о сотнях продуктов, пробелы в данных оценили по схожим сервисам и придумали четыре различных коэффициента/индекса, сумма которых позволила ранжировать всех участников.

Как мы отбирали

Технологическими мы решили считать продукты, в основе которых лежат сложные технические элементы или программы или которые созданы в «IT-зоне» — веб, мобильные платформы, мессенджеры. Чтобы составить первичную базу таких продуктов — изучили самые разные списки, от портфелей венчурных фондов до реестра инновационной продукции и ежегодных рейтингов IT- и технологических компаний (например, РВК). Мы также запросили информацию по проектам крупнейших российских институтов развития — «Сколково», «Роснано», РВК, ФРИИ.

Кроме того, для составления первичного списка — лонг-листа участников ренкинга мы обращались и напрямую к производителям технологической продукции. В итоге был сформирован список из примерно 300 наименований — катастрофически мало для такой страны, как Россия.

Для попадания в топ-30 мы ввели порог по времени существования продукта: они должны быть не старше 2010 года (год был выбран произвольно). Вопрос с «национальностью» решили волюнтаристски: постановили, что нам подходят товары или сервисы, созданные как непосредственно в России, так и российскими предпринимателями за рубежом. Поэтому в список вошли мессенджер Telegram живущего не в России Павла Дурова и Domofond.ru, «дочка» работающей в России компании Avito, которую основали шведы Филип Энгельберт и Йонас Нордландер.

Затем мы ввели очень щадящее ограничение по числу потребителей, которые воспользовались продуктом за весь период его существования: их должно быть не меньше 5 тыс. Потом ввели условие «одна компания — один продукт», хотя с самого начала просили прислать данные не менее чем о трех самых успешных продуктах (и многие компании это сделали, например «Яндекс», «Рамблер», АвтоВАЗ, Game Insight и другие).

В этом году мы не стали включать в список онлайн-банки и мобильные приложения крупных финансовых организаций — честно говоря, просто не решили, можно ли их считать полноценными технологическими единицами. В нашу выборку не попали и «оболочки» — новые решения уже существующих продуктов вроде новых тарифов операторов связи.

Как мы считали

Для расчета итогового балла использовались три показателя. Первый — скорость набора аудитории: соотношение числа клиентов и срока «жизни» продукта. Второй индекс построен по среднемесячной выручке — если монетизация отсутствует, проставлялось 0 руб. Третий критерий отражает число патентов и сертификатов, полученных на продукт, включая товарные знаки.

В процессе расчетов сразу отсеялась примерно половина участников лонг-листа. Претенденты выбывали из списка, если производители или разработчики не предоставили данных, отказались от любого упоминания в материале, в открытых источниках достоверную информацию найти не удалось и, как следствие, корректно оценить тот или иной показатель было невозможно. В очищенном списке осталось примерно 120 участников.

Совокупный индекс, по которому мы ранжировали «выживших», — простая сумма трех названных выше показателей. Для публикации мы оставили только первые 30 продуктов. К примеру, на 31-м месте оказалась дебетовая карта Wirex, привязанная к биткоин-кошельку, ее в Лондоне делают россияне Павел Матвеев, Дмитрий Лазаричев и Георгий Соколов. К марту 2017-го у Wirex было свыше 500 тыс. аккаунтов, а общая сумма переводов ежемесячно превышала $15 млн, писал журнал Forbes.

При участии Насти Березиной, Ирины Юзбековой, Анны Левинской и Валерия Игуменова

Иллюстрации: Евгений Иванов