Качество вина растет, но хорошего не хватает: «Время вина» — на Радио РБК

Вышел новый выпуск передачи «Время вина» на Радио РБК

Обновлено 05 декабря 2025, 09:50

На Радио РБК вышел новый выпуск программы «Время вина», ведущими которой стали партнер «РБК Вино» и автор «Гида по россйским винам» Артур Саркисян и ведущая телеканала РБК Екатерина Столярова. Гостями были создатель сообщества «Вино и люди» Алексей Синельников, а также ставропольский винодел Михаил Колесников. Они обсудили цены на российские вина, инвестиции в виноделие, а также поговорили о том, нужна ли отечественному вину реклама и помогает ли ГОСТ на винные карты продвижению российской продукции

Качество вина растет, но хорошего не хватает: «Время вина» — на Радио РБК
Фото: Igor Normann / Shutterstock / FOTODOM

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

Про цену и качество вина

По словам Артура Саркисяна, несмотря на наличие небольших производителей, которые ориентированы на производство премиальных вин, хорошей продукции в этом сегменте не так много. Он назвал ситуацию с премиальным вином проблемой.

Как отметил Саркисян, из-за санкций стоимость оборудования для виноделен выросла в разы. Это также влияет на желание виноделов «отбить вложенные деньги». Однако эксперт считает, что сделать это сейчас практически невозможно, в том числе из-за общего уровня качества российских вин.

«С ценами, конечно, у нас беда. Большинство виноделов ждут именно онлайн-торговлю, потому что это даст возможность по нормальным ценам нашим потребителям приобретать эти вина. Другой вопрос, что есть дефицит хорошего вина. Вот каждый раз, когда я начинаю собирать винный гид, я вижу, что процентов 70 пить невозможно», — добавил он. Эксперт подчеркнул, что качество растет с каждым годом, но хорошего вина все еще не хватает.

«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.

Сколько стоит винодельня

По словам Саркисяна, в строительство даже небольшой винодельни в России необходимо вложить не менее $3 млн. Это влияет на конечную стоимость вина.

Создатель сообщества «Вино и люди» Алексей Синельников привел в пример крымскую «Массандру», которая, по его словам, смогла проработать 130 лет в том числе из-за того, что во время создания в нее были вложены «колоссальные» средства — 1 млн руб.

«130 лет назад вложили миллион рублей. Это были какие-то колоссальные деньги. Я даже не знаю, с чем сейчас сравнить. Нет таких примеров, с которыми можно «Массандру» было сравнить. Ну вы посмотрите, что приобрела страна. Да, страна приобрела фантастическую совершенно винодельню, которая прожила 130 лет. И, по сути, это отдельная вселенная», — считает он.

Преемственность вместо рекламы

В настоящее время в России запрещена прямая реклама винодельческой продукции. В том числе поэтому винодельни развивают параллельно гастрономические и энотуристические направления, привлекая на производство широкий спектр гостей. Винодел из Ставропольского края Михаил Колесников сказал, что он выступает против рекламы вина, а видит перспективу в другом направлении.

«Когда мне говорят о том, что маркетинг должен быть на первом месте, я не совсем согласен. Он должен быть, но не на первом месте», — говорит он. Колесников отметил, что если винодел из года в год прилагает усилия, делая свою продукцию лучше, то появляются новые возможности.

«Когда мы где-то общаемся с профессорами Бордо, мы видим, что кто-то — винодел в 13-м поколении, и понимаем, сколько возможностей у него и у его внуков, правнуков. Вот к этому надо стремиться — к семейственности, к преемственности, чтобы было кому передавать опыт, который ты накапливаешь, как положительный, так и отрицательный», — добавил он.

По словам винодела, за сезон его производство и виноградники посетили около 1,5 тыс. человек. Они были погружены в процесс, но, помимо виноделия, смогли познакомиться и с местной гастрономией и расширить кругозор.

Рекомендация для винных карт работает

Колесников также отметил, что господдержка сейчас играет важную роль в развитии российского виноделия.

«Кто-то говорит о том, что это рекомендация. Неважно. Главное, что она работает. Я бы даже за более жесткие меры выступал. Но всему свое время. Мы должны быть поступательными. Сейчас нельзя сравнить ситуацию с той, которая была полтора года назад в иных картах. Сегодня благодаря более высокой стоимости вин из недружественный стран у нас появилась возможность. Я хочу призвать всех, кого можно, ребята, давайте спешить познакомить с собой», — добавил он.

В 2025 году в России вступил в силу ГОСТ на винные карты баров и ресторанов. Документ рекомендует заведениям отводить не менее 20% карты под отечественную продукцию. Также в правительстве обсуждается законопроект, который может ввести квоту 20% для российского вина на полках магазинов и в заведениях общепита.

Поделиться