Снежанна Георгиева о том, как повысить культуру потребления вина в России
Совладелица севастопольской винодельни «Золотая балка» Снежанна Георгиева рассуждает о том, из чего складывается культура потребления вина и как ее развивать в современной России

Культура потребления вина — это не просто умение выбрать бутылку вина в магазине и поднять правильной формы бокал с вином за столом
Обсудите в телеграм-канале «РБК Вино».

Что такое культура потребления вина и из чего она состоит?
Культура потребления вина — это не просто умение выбрать бутылку вина в магазине и поднять правильной формы бокал с вином за столом.
Во-первых, это знания: понимание, как вино создается, какие бывают сорта винограда и категории вин, чем отличаются терруары и т.д.
Во-вторых, это ритуалы и гастрономические сочетания.
В-третьих, в культуре потребления вина присутствует социальная составляющая, ведь вино объединяет людей и становится поводом для общения.
«Время вина» — событие РБК о бизнесе, эстетике, вкусе. Весь февраль РБК исследует тему вина в России на всех своих площадках и во всех форматах. Познакомьтесь с уникальными и редкими винами из гида Артура Саркисяна и РБК на грандиозном винном салоне в Центре событий РБК 22 и 23 февраля. Генеральный партнер мероприятия — Sovcombank Wealth Management. Купить билеты вы можете тут!
Реклама, ПАО «Совкомбанк», Erid: F7NfYUJCUneRGyQqi4oR
Когда вино перешло от утилитарного напитка к символу статуса и искусства?
В эпоху Возрождения. Аристократы начали собирать винные коллекции, а виноделы — использовать дубовые бочки, которые придавали вину новые оттенки вкуса.
В XVII веке во Франции при короле Людовике XIV, известном как «Король-Солнце», винная культура обрела свой этикет.
Вино стали подавать в хрустальных бокалах, а не в кубках или чашах, чтобы было видно, насколько оно чистое. Появились графины-декантеры, чтобы отделять осадок. Бокалы уже держат за ножку, чтобы не нагревать вино руками. Красное вино стали подавать к мясу, белое — к рыбе. Шампанское, безумно сладкий в те времена напиток, подавали как десерт. Вино пили после тостов, медленно, обсуждая его достоинства.
Так при Людовике XIV окончательно оформилась та самая культура потребления вина, как мы ее знаем, понимаем и стараемся соблюдать сегодня.

Как культура потребления вина разделилась на культуру высокую и низкую?

В 1950–1970-е годы вино превратилось в товар повседневного спроса
В XX веке вино стало массовым продуктом.
В 1950–1970-е годы вино превратилось в товар повседневного спроса. Упаковка в картонные коробки (в появившийся в середине века Tetra Pak) и «порошковые вина» (например, американские винтажи 1970-х) удешевили производство. Люди захотели простого и доступного алкоголя.
Исторические виноградники вырубались, на их месте засаживали высокоурожайные сорта, и в Европе образовался избыток вина, так называемое винное озеро.
В результате доступность вина для всех слоев общества лишила его ауры исключительности. Культура потребления разделилась на два мира: высокий (терруарные вина, коллекционные бутылки) и низкий (масс-маркет, дешевые вина для бытового потребления).
Потребители перестали различать вина по терруару, ориентируясь на цену и крепость. Вино стало ассоциироваться не с культурой, а с алкоголизмом (особенно в СССР и США).
Как обстояли дела с культурой потребления вина в СССР?
В СССР вино было доступным, но не совсем качественным.
Вино пили на праздники, за обедом или просто «для настроения». Оно было частью быта, но не всегда — частью культуры.
Вина в СССР производили в первую очередь для выполнения плана. Часто смешивали виноматериалы из разных регионов, чтобы получить нужный объем. Например, популярный портвейн «777» делали из винограда Молдавии, Украины и Краснодарского края.
«Советское шампанское» начали массово производить в 1930-х годах по упрощенной технологии. Его часто пили не охлажденным, а при комнатной температуре — «чтобы быстрее ударило в голову».
Дешевые столовые вина (вроде «Ркацители» или «Алиготе») пили литрами, разбавляя водой или добавляя сахар. Часто их называли «бормотухой» — за мутный цвет и сомнительное качество.
Так постепенно потребление вина в нашей стране стало ассоциироваться с бытовым алкоголизмом.

Как развивать культуру потребления вина сейчас в России?

Главной задачей по повышению культуры потребления вина в современной России, на мой взгляд, является возвращение вину статуса высококультурного напитка
Исходя из всего вышесказанного, главной задачей по повышению культуры потребления вина в современной России, на мой взгляд, является возвращение вину статуса высококультурного напитка. И для этого необходим комплекс мер, охватывающих производство, образование, маркетинг и государственную политику.
Образование. Нам нужно сделать все для того, чтобы ликвидировать главный пережиток советских времен — ассоциацию вина с пьянством. Люди должны понимать, что вино — это не просто алкоголь, а искусство и результат огромного труда виноделов.
Для этого нужны винные школы, образовательные курсы, дегустации, сотрудничество с университетами (введение курсов энологии), больше подкастов и блогов с объяснением, как выбирать вино, с чем его сочетать и как пить.
Мы популяризируем наши игристые вина «Балаклава» в театрах Москвы. Как мы знаем, театральная публика всегда отдавала предпочтения игристым винам. Не удивляйтесь, если в антракте вам предложат «культурное вино России» — брют из Балаклавы.
Помимо Москвы, на Юге России (в Крыму и Краснодарском крае) активно популяризируется виноградарско-винодельческое направление обучения. В СевГУ (Севастопольский университет) пару лет назад открылся профиль «Виноградарство и виноделие», а в главном вузе Крыма (КФУ) пользуется популярностью курс «Технология бродильных производств и виноделия». Практически все молодые специалисты нашей винодельни — его выпускники.
Нам необходим общий «ребрендинг вина» — установление четкой ассоциации с умеренностью потребления, грамотным сочетанием с едой, а значит, со здоровым образом жизни.
Поддержка российского локального виноделия. Финансовая помощь малым винодельням в виде субсидий и налоговых льгот со стороны государства и жесткий контроль за соблюдением ГОСТов, введение системы апелласьонов (как во Франции) для защиты терруарных вин вывели бы локальное виноделие на принципиально новый качественный уровень.
Также мы бы приветствовали законодательные инициативы, направленные на защиту от фальсификата, ужесточение наказаний за подделку вин, введение QR-кодов для отслеживания происхождения вина.
Винный туризм. Винодельни Крыма, Кубани и Дагестана должны стать центрами притяжения для туристов. Экскурсии, дегустации, фестивали — все это поможет потребителю узнать российское качественное вино ближе и изменить отношение к нему.
Доступность. Качественное вино не должно стоить, как автомобиль. Нужно развивать средний ценовой сегмент, чтобы каждый мог позволить себе бутылку хорошего вина. Здесь эффективными были бы следующие меры поддержки производителей, выпускающих качественные вина по доступным ценам, программы лояльности и скидки для постоянных покупателей, подписки на винные боксы с описанием терруара и сортов, сотрудничество с сетями супермаркетов для выделения полок под российские вина с понятной маркировкой.
Необходимо стимулировать рестораны включать в меню разделы с российскими винами, делая акцент на их уникальности (а лучше, чтобы винные карты вообще начинались с российских вин), организовывать совместные проекты виноделов и шеф-поваров, например ужины с парным меню и винами.
Традиции. Надо помнить о том, что дореволюционные традиции виноделия и высокой культуры потребления вина в России имеют свои глубокие корни.
Например, хозяйство Массандра в Крыму основано в XIX веке и было символом русского виноделия. Его вина подавались при Императорском дворе.
Основатель виноделия в Крыму князь Голицын создал первые игристые вина в России (теперь это Новый Свет).
Виноградники, закладываемые для царской семьи в Ливадии, служили эталоном качества вина.
Культура вина в России может стать символом национальной идентичности. Для этого нужна синергия государства, бизнеса и общества. Важно не копировать западные модели, а создать собственную экосистему, где вино будет мостом между историей, гастрономией и современным искусством.