Татьяна Доронина
Tatyana Doronina
Биография
Татьяна Васильевна Доронина — советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссер, художественный руководитель и президент (с 2018 года) МХАТ им. М. Горького; народная артистка СССР.
Содержание:
- Детство, образование
- Актерская театральная карьера
- Театральная режиссура и руководство МХАТ им. М. Горького
- Кинематограф
- Литература
- Личная жизнь
- Признание и награды
- Избранные театральные роли
- Избранная фильмография
Детство, образование
Будущая актриса родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде (в настоящее время — Санкт-Петербург) в семье Василия Ивановича и Анны Ивановны Дорониных. Родители Татьяны Васильевны, рабочие люди из Ярославской области, к искусству отношения не имели. В Ленинград супруги переехали незадолго до рождения дочери.
В период Великой Отечественной войны вместе с матерью и старшей сестрой находилась в эвакуации в городе Данилове (Ярославская область).
В школе принимала участие в самодеятельности. В 1949 году, учась в восьмом классе, втайне от родителей отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Доронину уже собирались принять, но, узнав ее возраст, отправили доучиваться.
После окончания ленинградской средней школы в 1952 году девушка вновь поехала в Москву, где выдержала вступительные экзамены сразу в нескольких театральных вузах, но выбрала ту же Школу-студию МХАТ.
В 1956 году Доронина окончила Школу-студию имени Вл. И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре (МХАТ) СССР имени М. Горького (в настоящее время — Школа-студия (вуз) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А. П. Чехова). Училась на курсе Павла Массальского.
«Главным моим учителем в Студии был [режиссер] Борис Ильич Вершилов. Он учил меня все четыре года, и я благодарна судьбе, что именно он меня учил — такой строгий, такой неулыбчивый, такой честный и такой любимый. Он редко бывал доволен, редко хвалил, не старался завоевать нашу привязанность, не искал популярности. Он учил нас быть прежде всего людьми, а потом уже актерами», — вспоминала Доронина.
Актерская театральная карьера
Театральную карьеру Доронина начала в 1956 году в Волгоградском областном драматическом театре им. М. Горького, куда она попала по распределению. В том же году ее пригласили в Театр имени Ленинского Комсомола (ныне Театр-фестиваль «Балтийский дом») на роль Женьки Шульженко в «Фабричной девчонке», за которую она через год получила звание лауреата Международного театрального фестиваля.
В 1956–1959 годах работала в ленинградском Театре имени Ленинского Комсомола, играя, помимо Жени Шульженко, еще роли Вавки в «Маленькой студентке» Николая Погодина, Ольги в «Обломове» Ивана Гончарова и др.
В 1959–1966 годах Доронина служила в Большом драматическом театре имени М. Горького (в настоящее время — Театр имени Г. А. Товстоногова). В числе ее ролей в постановках режиссера Георгия Товстоногова — Надежда Монахова в «Варварах» Максима Горького, Софья в «Горе от ума» Александра Грибоедова, Настасья Филипповна в «Идиоте» Федора Достоевского, Маша в «Трех сестрах» Антона Чехова, Валя в «Иркутской истории» Алексея Арбузова и другие.
В 1966–1972 годах актриса работала во МХАТ имени Максима Горького. На сцене театра она исполняла роли Грушеньки в «Братьях Карамазовых» Федора Достоевского, Глебовой в «Ночной исповеди» Арбузова, Насти в спектакле «На дне» Максима Горького, Ирины Николаевны в постановке «О женщине» Эдварда Радзинского, Маши в «Трех сестрах» Антона Чехова, Дульсинеи в «Дульсинее Тобосской» Володина.
В 1972–1983 годах Доронина играла в Московском академическом театре имени В. Маяковского. Среди ее главных ролей в спектаклях, поставленных режиссером Андреем Гончаровым, — Дульсинея в «Человеке из Ламанчи» Дейла Вассермана, Липочка в пьесе «Банкрот или свои люди — сочтемся» Александра Островского, Аркадина в «Чайке» Антона Чехова, Маргарет в «Кошке на раскаленной крыше» Теннеси Уильямса, Елизавета Тюдор и Мария Стюарт в постановке «Да здравствует королева, виват!» Роберта Болта.
Доронина легко и быстро перевоплощалась в разные роли. Так, в спектакле «Да здравствует королева, виват!» актриса сыграла сразу двух королев, Елизавету Тюдор и Марию Стюарт, показывая и властность одной, и обреченность другой. На смену роли у нее было полторы минуты, пока меняли костюмы и парики.
Актриса исполняла роли в спектаклях других театров — Аэлиту в «Приятной женщине с цветком и окном на север» в Театре Эстрады, Михалеву в «Спортивных сценах 81 года» в Театре имени Ермоловой, Настены в пьесе «Живи и помни» в Театре «Сфера».
С 1983 по 1987 год Доронина вновь была актрисой МХАТ СССР имени Максима Горького, где играла Мамаеву в «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского, Ее в «Скамейке» Александра Гельмана и др.
Помимо МХАТа в эти годы Доронина появилась в спектаклях по пьесам Радзинского: «Приятная женщина с цветком и окнами на север» в Театре эстрады и «Спортивные сцены 1981 года» в Театре имени М.Н. Ермоловой.
Будучи ведущей актрисой театра, она исполнила роли Раневской в «Вишневом саде» Антона Чехова, актрисы в «Старой актрисе на роль жены Достоевского» Эдварда Радзинского, Татьяны в «Пророке» по произведениям Александра Пушкина, Зои Пельц в «Зойкиной квартире» Михаила Булгакова, леди Макбет в «Макбете» Уильяма Шекспира, Гурмыжской в «Лесе» Александра Островского, мадам Александры в «Мадам Александре» Жана Ануя, Софьи в «Зыковых» Максима Горького, Кручининой в «Без вины виноватых» Александра Островского, Вассы Железновой в «Вассе Железновой» Максима Горького.
Театральная режиссура и руководство МХАТ им. М. Горького
В 1987 году МХАТ СССР имени Максима Горького разделили на два театра: один под управлением Татьяны Дорониной (МХАТ имени Максима Горького), другой под управлением Олега Ефремова (МХТ имени А. П. Чехова).
В ноябре 1986 года на общем собрании труппы Ефремов предложил разделить театр, у которого на тот момент не было единой творческой программы, а труппа разрослась до 200 человек, на две автономии. Это предложение вызвало бурную реакцию со стороны актеров и вылилось в многодневные обсуждения. Решение главного режиссера поддержали около 40 человек, остальные были против. Интересы артистов, не согласных с предложением Ефремова, и начала отстаивать Доронина.
«... Я считаю, к расколу привели шаги, которые предпринимал Ефремов. А заслуга Дорониной в том, что она сохранила часть труппы и люди смогли работать по профессии», — вспоминал четвертый муж Дорониной Борис Химичев.
Ефремов позитивно оценил разделение МХАТа спустя четыре года (в 1990 году), охарактеризовав это как «наиболее гуманное, демократическое, в духе времени решение». Доронина же, вспоминая о разделении в 2015 году, назвала произошедшее «трагедией» и «насилием над театром».
При Дорониной, как писал Forbes, горьковский МХАТ приобрел репутацию самого консервативного театра страны, театра советского времени, неменяющегося и демонстративно старомодного. Кроме того, Доронина, по информации «Комсомольской правды», не принимала коммерческих методов привлечения зрителей, в том числе рекламы, считая, что «зрители должны прийти в театр ногами». Также МХАТ плохо ремонтировал сцены и залы. «К сожалению, в окружении Татьяны Васильевны оказались не самые высокие профессионалы по финансово-хозяйственной части, — пояснял помощник Дорониной Валентин Клементьев. — Но, когда ей предлагали взять директора (эту должность занимала Доронина много лет), она любого варяга принимала в штыки: ее влияние терялось».
В качестве режиссера Доронина ставила во МХАТе в основном русскую классику. Среди ее работ следующие спектакли:
• «На дне» Максима Горького (1987);
• «Три сестры» Антона Чехова (1987 и 1998);
• «Белая гвардия» Михаила Булгакова (1991);
• «Лес» Александра Островского (1993);
• «Дама-невидимка» Педро Кальдерона (1997);
• «Униженные и оскорбленные» Федора Достоевского (2000);
• «Без вины виноватые» Александра Островского (2000);
• «Прощание в июне» Александра Вампилова (2004);
• «Комедианты господина…» Михаила Булгакова (2008);
• «Так и будет» Константина Симонова (2010);
• «Не хочу, чтобы ты выходила замуж за принца…» Евгения Шварца (2012);
• «Как боги» Юрия Полякова (2014);
• «Пигмалион» Бернарда Шоу (2016).
С 2018 года Татьяна Доронина — президент МХАТ имени Максима Горького. Худруком тогда стал Эдуард Бояков.
В 2019 году актеры и зрители МХАТа записали обращение к президенту Владимиру Путину, в котором, будучи недовольными новым руководством, попросили восстановить полномочия художественного руководителя Дорониной. «Уверены, что коллектив и [новое] руководство театра найдут взаимоприемлемое решение», — отреагировали тогда в Минкультуры. Однако в том же году сама Доронина, по информации «РИА Новости», обратилась к Путину с просьбой вмешаться в ситуацию во МХАТе. Как сообщил агентству актер Андрей Чубченко, особое беспокойство у Дорониной вызвало то, что ее любимые артисты лишились доплат, а также были сняты с ролей.
В 2020 году Пресненский районный суд Москвы обязал МХАТ им. М.Горького выплатить актерам более 700 тыс. руб. по их исковым требованиям, касавшимся зарплат и премий.
В апреле 2021 года Минкульт вернул Доронину к руководству театром после проверки работы театра и выявленных нарушений. Обновленный устав зафиксировал, что управлять театром теперь будут президент и директор, а не художественный руководитель и директор. Бояков остался в театре в качестве худрука. Двумя месяцами позже Доронина заявила об уничтоженном репертуаре театра и попросила Путина «изгнать» Боякова. Во МХАТе тогда сообщили, что актриса не появляется в театре, не видела премьер, и допустили, что 87-летней Дорониной манипулируют.
В октябре того же года генеральным директором театра стал Владимир Кехман. Спустя несколько дней он попросил уйти Боякова из МХАТа. «Озвученная Кехманом причина — мое отношение к [экс-худруку и бывшему директору театра Татьяне] Дорониной», — рассказал тогда Бояков.
Кинематограф
Дебют Дорониной на большом экране состоялся в 1955 году. Она появилась в роли девушки Зои в мелодраматической картине Михаила Калатозова «Первый эшелон». В 1961 году вышел фильм «Девять дней одного года» Михаила Ромма. Актрису приглашали сыграть в нем, но она отказалась. «Там были две великолепно написанные мужские роли и намного хуже написанная женская роль. Я чувствовала, что проиграю. Я уже тогда понимала, что если появляться на экране, то надо лидировать», — пояснила она в 2013 году.
В 1966 году Доронина появилась в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра», где сыграла главную роль — роль Нади, вместе с сестрой рано оставшейся без родителей и выросшей в детском доме. «Мне с ним (с Натансоном. — РБК) было очень легко и удобно работать. Во взаимоотношениях была исключена какая-то двусмысленность, пошлость или какие-то притязания», — вспоминала актриса, говоря о Натансоне как о режиссере. Ее партнерами по съемочной площадке стали Наталья Тенякова, Михаил Жаров, Виталий Соломин, Леонид Куравлев. Роли второго плана достались Евгению Евстигнееву, Олегу Басилашвили, Инне Чуриковой и Павлу Массальскому.
В 1967 году Доронина сыграла Нюру, женщину, приехавшую из деревни в Москву и познакомившуюся со столичным шофером, в фильме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». Актриса согласилась принять участие в фильме сразу после фотопроб, поскольку снимки вышли очень естественными. «Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно. Потому что, когда снимают крестьянок или колхозниц, не считают нужным убирать накрашенные губы, подведенные глаза... А это надо делать. Это совершенно особая страна под названием «Русская женщина», — говорила она.
Ленту, отразившую дух хрущевской оттепели, посмотрели 26 млн человек, журнал «Советский экран» назвал Доронину лучшей актрисой года, а прозвучавшая в картине песня «Нежность» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, которую зрители запомнили по первой строчке «Опустела без тебя земля», стала хитом.
В 1968 году режиссер Георгий Натансон представил мелодраму «Еще раз про любовь» с участием Татьяны Дорониной. Актриса предстала на экране в образе главной героини — бортпроводницы Наташи Александровой. Черно-белый фильм стал экранизацией пьесы Радзинского «104 страницы про любовь», женой которого Доронина в то время была. Госкомитет Совета Министров СССР по кинематографии отверг сценарий фильма из-за сцены, где героиня после первого свидания едет к герою домой. Но картину отстояла министр культуры Екатерина Фурцева. Фильм стал лидером советского проката и получил несколько международных наград.
В 1973 году Доронина воплотила образ главной героини Шуры Олеванцевой в драме «Мачеха» (Олег Бондарев). Картина заслужила признание за рубежом, получив награду Тегеранского кинофестиваля.
В 1975 году сыграла океанолога Ольгу Сергеевну в одноименном телевизионном фильме. Актриса предстала в образе ученой в трех возрастах и изобразила в картине влюбленную девушку в начале пути, молодую женщину, покоряющую научный мир, и уже состоявшегося, но испытывающего душевный кризис человека.
В 1985 году актриса в последний раз появилась на большом экране в роли деспотичной матери в мелодраме «Валентин и Валентина» Натансона.
Всего Доронина сыграла в 45 художественных картинах, после чего полностью посвятила себя театру. «Предложения (сыграть в кино. — РБК) были, но они так или иначе повторяли темы, которые уже отработаны или малоинтересны. А дальше начался период, когда позитив, который существовал в моей индивидуальности, просто не был востребован, как не востребован и сейчас. Сейчас интересны жестокость, агрессия и то, что называется открытой сексапильностью, ну и прочие вещи, которыми я не обладаю и не хочу обладать», — говорила она в 2013 году.
Литература
Татьяна Доронина выступила на поэтических вечерах в Концертном зале имени П. И. Чайковского в качестве мастера художественного слова в программах «Россия моя, Россия…» (2006) и «Три вечера с Татьяной Дорониной» (2011–2012).
Доронина — член Союза писателей России. В 1998 году у нее вышла книга «Дневник актрисы». Издание представляет собой мемуары и литературные монологи, а также описание событий, произошедших с актрисой в молодости.
Личная жизнь
Татьяна Доронина была замужем пять раз. Детей у нее нет.
-
Первый супруг — Олег Басилашвили (род. 26 сентября 1934), актер, народный артист СССР (1984), лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1979). Брак продлился восемь лет (с 1955 по 1963 год). «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе», — вспоминал впоследствии Басилашвили.
-
Второй супруг — Анатолий Юфит (1925–1978), театровед и критик, доктор искусствоведения, профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Состояли в браке с 1963 по 1966 год.
-
Третий супруг — Эдвард Радзинский (род. 1936), писатель, драматург, сценарист и телеведущий. Состояли в браке с 1966 по 1971 год. После развода драматург продолжил писать пьесы специально для своей бывшей жены.
-
Четвертый супруг — Борис Химичев (1933–2014), актер, народный артист России (1993). Состояли в браке с 1973 по 1982 год. «[Доронина] само очарование! В быту и еде сдержанна. Ни малейшей слабости к алкоголю. Она любит книги. Читает запоями каждый день. Она человек исключительной самодостаточности и самообразования!» — говорил о своей бывшей жене Химичев в 2003 году. По его словам, со всеми мужьями Доронина сохранила «добрые отношения».
-
Пятый супруг — Роберт Тахненко (1937), работник ЦК ВЛКСМ и Главного управления нефтяной промышленности. Состояли в браке с 1982 по 1985 год.
Доронина живет в платном геронтологическом центре, с 2022 года она находится под постоянным медицинским наблюдением из-за проблем с ногами. Кроме того, ее здоровье подкосил коронавирус.
Признание и награды
Государственные награды
-
1964 — почетное звание «Заслуженный артист РСФСР» (25 августа 1964 года) — за заслуги в области советского театрального искусства
-
1969 — почетное звание «Народный артист РСФСР» (29 сентября 1969 года) — за заслуги в области советского театрального и киноискусства
-
1981 — почетное звание «Народный артист СССР» (26 ноября 1981 года) — за большие заслуги в развитии советского театрального искусства
-
1994 — орден Дружбы народов (20 июня 1994 года) — за большие заслуги в области театрального искусства
-
1998 — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (23 октября 1998 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в связи со 100-летием Московского Художественного академического театра
-
2003 — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11 июня 2003 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства
-
2008 — орден Почета (8 сентября 2008 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
-
2013 — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (13 сентября 2013 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
-
2019 — орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (29 апреля 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
-
2023 — орден «За заслуги в культуре и искусстве» (27 апреля 2023 года) — за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Общественные награды
-
2008 — лауреат Национальной премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина за 2008 год. В номинации «Драматургия» — за утверждение русского слова в театре и кино.
-
2011 — лауреат Царскосельской художественной премии «За изящество и одухотворенность образов в театре и кино»
-
2011 — лауреат специальной премии «На благо России» в рамках Большой литературной премии России
-
2013 — лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» за 2012 год Российской академии бизнеса и предпринимательства
-
2013 — лауреат специальной премии «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
-
2013 — лауреат российской премии «Человек года — 2013», учрежденной в 1993 году Русским биографическим институтом
-
2014 — лауреат российской премии Людвига Нобеля за профессиональные успехи и работу на благо страны (Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург)
-
2014 — лауреат ежегодной международной премии зрительских симпатий в сфере театрального искусства «Звезда театрала» в номинации «Легенда сцены»
Избранные театральные роли
БДТ им. М. Горького
-
1959 — Надежда Монахова в «Варварах» М. Горького
-
1960 — Валька в «Иркутской истории» А. Арбузова (1960)
-
1961 — Надя в «Моей старшей сестре» Володина (1961)
-
1962 — Софья в «Горе от ума» (1962)
-
1964 — Лушка в «Поднятой целине» по М. Шолохову (1964)
-
1965 — Маша в «Трех сестрах» А. Чехова
-
1966 — Настасья Филипповна в «Идиоте» по Ф. Достоевскому
МХАТ СССР им. М. Горького
-
1971 — «Дульсинея Тобосская»
-
1987 — Настя в «На дне» М. Горького
-
1987 — Маша и Ольга в «Трех сестрах» А. П. Чехова
Театр имени В. В. Маяковского
-
1977 — Мария Стюарт и Елизавета Английская в пьесе Болта «Виват, королева! Виват!»
-
1981 — Мэгги в «Кошке на раскаленной крыше» Т. Уильямса (1981)
-
1980 — Подруги в пьесе Радзинского «Она в отсутствии любви и смерти» (1980)
Избранная фильмография
-
1955 — «Первый эшелон» — Зоя
-
1958 — «Шли солдаты» — Христя
-
1961 — «Горизонт» — Клава
-
1964 — «Непридуманная история» — Клава Байдакова
-
1965 — «Перекличка» — Ника
-
1965 — «Рабочий поселок» — Полина
-
1966 — «Старшая сестра» — Надежда, старшая сестра Лидии
-
1967 — «Три тополя на Плющихе» — Нюра (Анна Григорьевна)
-
1968 — «Еще раз про любовь» — Наташа Александрова, бортпроводница
-
1970 — «Чудный характер» — Надежда Казакова, певица из Сибири
-
1973 — «Мачеха» — Шура (Александра Николаевна) Олеванцева, мачеха Светы
-
1975 — «На ясный огонь» — Анна Лаврентьевна Касьянова
-
1975 — «Ольга Сергеевна» — Ольга Сергеевна Вашкина, ученый-океанолог
-
1981 — «Капель» — Мария, маляр в строительной бригаде, мать Витьки
-
1985 — «Валентин и Валентина» — мать Валентины и Жени















