Гурченко Людмила Марковна
Lyudmila Gurchenko
Биография
Людмила Марковна Гурченко — российская актриса, певица, народная артистка СССР.
Содержание:
- Ранние годы и образование
- Кино
- Театр и музыка
- Книги
- Личная жизнь
- Обстоятельства смерти
- Награды и звания
- Театральные работы
- Избранная фильмография
Ранние годы и образование
Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. Ее отец, Марк Гаврилович (1898–1973), в молодости был шахтером, позже стал профессиональным баянистом и работал в филармонии. Мать, Елена Александровна (1917–1999), помогала мужу проводить музыкальные вечера и праздники.
По словам Гурченко, ее отец происходил из батраков, а мать — из дворян. «Многие ее родственники были уничтожены. От меня это скрывали», — вспоминала артистка.
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, отец Гурченко ушел на фронт добровольцем, несмотря на непризывной возраст и инвалидность (после работы на шахте у него было две грыжи). Шестилетняя Людмила Гурченко вместе с матерью осталась в оккупированном Харькове: филармония, где числились ее родители, имела лимит на эвакуацию, в первую очередь вывозили рабочих заводов и фабрик.
В автобиографии «Мое взрослое детство» Гурченко вспоминала, что вместе с другими детьми отправлялась к немецкой части и пела там перед офицерами, некоторые из которых отдавали им остатки своей еды. «Я знала, что теперь я маму голодной не оставлю. Я тоже вышла на работу», — писала она.
В сентябре 1943 года после освобождения Харькова Гурченко пошла в первый класс харьковской школы № 6. В следующем году также стала ученицей музыкальной школы имени Бетховена. Ее мама устроилась работать в кинотеатр имени Дзержинского ведущей «джаз-оркестра», который играл для зрителей перед сеансом, поэтому девочка часто ходила после школы в кино.
По словам Гурченко, война, голод и оккупация способствовали раннему появлению у нее «взрослых качеств» — быстрой ориентации в обстановке и умения приспособиться к трудностям, однако в образовании у будущей актрисы были пробелы: математику, химию и физику она запустила.
«Все меня интересовало лишь настолько, насколько это могло быть полезным в моей будущей профессии. Отбор происходил чисто интуитивно: хочу, нравится, люблю... Зачем мне то, что не пригодится в работе? — вспоминала она в автобиографии. — Школа практически была закончена. <...> Времени мало. Но делать что-то надо. У меня же получается то, что нравится, что меня интересует. Значит, надо попробовать себя заставить».
В 1953 году Гурченко стала студенткой Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Училась на курсе народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Окончила вуз в 1958 году.
Кино
Людмила Гурченко дебютировала в кино в 1956 году, в возрасте 21 года, исполнив роль Люси в киноповести «Дорога правды» (режиссер Ян Фрид).
В том же году на экраны вышла комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» с Гурченко в главной роли. По сюжету ее героиня Леночка Крылова организует вместе с друзьями празднование в Доме культуры Нового года вопреки запретам и.о. директора ДК Серафима Огурцова (в исполнении Игоря Ильинского). Песня «Пять минут», которую актриса исполнила в фильме, стала одним из символов Нового года для советских граждан.
«Такие таланты рождаются раз в сто лет», — говорил Рязанов о Гурченко. В дальнейшем режиссер снял ее еще в трех фильмах («Вокзал для двоих», «Человек ниоткуда», «Старые клячи»).
В 1958 году специально для Гурченко был написан сценарий музыкального фильма «Девушка с гитарой» (режиссер Александр Файнциммер), в котором артистка сыграла продавщицу музыкального магазина, мечтающую стать актрисой.
В марте того же года «Комсомольская правда» опубликовала фельетон журналистов Ильи Шатуновского и Бориса Панкина «Чечетка налево», в котором авторы раскритиковали творческие вечера нескольких артистов. Среди них оказалась и Людмила Гурченко. После этого актриса в течение десяти лет не получала заметных ролей в кино. По словам самой артистки, в опалу она попала за то, что не согласилась сотрудничать с КГБ. «Меня начал вербовать КГБ. <...> Я отказалась, а мне: «Значит, вы не любите Родину». Сначала от меня отошли, а потом мне передали слова министра культуры [Николая] Михайлова: «Мы ее сотрем в порошок. Фамилии такой не будет». Это про меня», — рассказала она в 2009 году в интервью «МК».
В период забвения в кино Гурченко ездила с концертами по стране, выступала в шахтах и на заводах. В кино она тоже снималась, но во второстепенных ролях. Среди фильмов 1960-х с ее участием есть «Балтийское небо» по произведению Николая Чуковского (1961, Владимир Венгеров), «Гулящая» по мотивам романа Панаса Мирного (1961, Иван Кавалеридзе), «Женитьба Бальзаминова» по мотивам произведений Александра Островского (1964, Константин Воинов), «Рабочий поселок» по повести Веры Пановой (1965, Владимир Венгеров и Алексей Герман).
Первую за долгий перерыв главную роль актриса получила в фильме «Старые стены» (1973). «Я не сдавалась, но всегда думала: «Ну когда же? Ведь мне уже 37 лет. И я всегда буду молиться на [режиссера Виктора] Трегубовича за то, что он взял меня в свой фильм «Старые стены» на роль директора текстильной фабрики», — вспоминала актриса.
По ее словам, режиссер очень рисковал, поскольку после «Карнавальной ночи» Гурченко считали «второсортной», умеющей только петь и танцевать. «Но мне тогда было все равно: утвердят, не утвердят. Я же не партийная, профсоюзные взносы долго не платила. У меня было суицидно-депрессивное состояние: думала, все, больше не могу выдержать», — рассказывала артистка.
В 1970-е Гурченко снялась в нескольких музыкальных картинах, закрепивших за ней статус одной из ведущих советских актрис: «Табачный капитан» по мотивам пьесы Николая Адуева (1972, Игорь Усов), «Соломенная шляпка» по мотивам водевиля Эжена Лабиша (1974, Леонид Квинихидзе), «Небесные ласточки» по оперетте Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш» (1976, Леонид Квинихидзе), «Мама» (1976, Элизабета Бостан, СССР — Румыния).
С середины 1970-х Гурченко также регулярно снималась в драматических ролях: Нина Николаевна в фильме «Двадцать дней без войны» (1976, Алексей Герман), Тамара Васильевна в мелодраме «Пять вечеров» по мотивам пьесы Александра Володина (1978, Никита Михалков), Тая Соломина в киноэпопее «Сибириада» (1978, Андрей Кончаловский), сотрудница фотостудии Рита Соловьева в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981, Петр Тодоровский).
В 1982 году на экраны вышел знаковый для артистки фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» — мелодрама о любви столичного музыканта и официантки привокзального кафе города Заступинска. Главные роли исполнили Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. Выбирая Гурченко на роль официантки привокзального ресторана, Эльдар Рязанов хотел, чтобы на экране было видно, что актриса сама была человеком из народа.
По мнению читателей журнала «Советский экран», «Вокзал для двоих» стал лучшим фильмом года, а Гурченко — лучшей актрисой. Картину показали в основной программе Каннского кинофестиваля. В СССР в год выхода ее посмотрели более 35 млн человек. После этого фильма Гурченко получила звание народной артистки: по ее словам, фильм посмотрел генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов, который любил картины с ее участием и, как рассказали однажды актрисе, пересматривал их, лежа в больнице.
В 1984 году Гурченко появилась в комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби», где сыграла сотрудницу отдела кадров леспромхоза Раису Захаровну, пытавшуюся увести из семьи простого деревенского мужика Василия Кузякина.
В 1990 году Анатолий Эйрамджан представил комедию «Моя морячка», где Гурченко сыграла массовика-затейника Людмилу Пашкову, которая ищет таланты на вечерах в парке. Однако в целом в новом десятилетии популярность актрисы пошла на убыль.
В 2000 году Гурченко сыграла в фильме Эльдара Рязанова «Старые клячи». Она исполнила роль бывшей профсоюзной активистки Лизы, которая вместе с подругами помогает героине Лии Ахеджаковой победить мошенников.
В 2009 году артистка попробовал себя в роли режиссера и вместе с Дмитрием Коробкиным сняла музыкальную мелодраму «Пестрые сумерки», представ также в качестве исполнительницы главной роли и композитора. Фильм основан на реальной истории молодого слепого музыканта. За эту картину управление верховного комиссара ООН по правам человека вручило Гурченко приз «За гражданскую позицию в области защиты прав человека».
В общей сложности Людмила Гурченко сыграла в кино свыше 90 ролей.
Театр и музыка
В 1958–1964 годах Людмила Гурченко служила в Театре-студии киноактера (в настоящее время — Центр театра и кино под управлением Никиты Михалкова).
С 1964 года работала в московском театре «Современник». Исполняла роли в постановках «Сирано де Бержерак» по произведению Эдмона Ростана, «Всегда в продаже» по пьесе Василия Аксенова, «Голый король» по произведению Евгения Шварца, «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова.
Однако актрисе казалось, что руководство «Современника» относилось к ней пренебрежительно, поэтому в 1966 году она ушла из театра. После этого Гурченко пробовалась в Театре сатиры, но и там ее не приняли.
«И вот все стали собираться в зале: [Александр] Ширвиндт, [Андрей] Миронов, ведущие актрисы театра — весь «иконостас» во главе [с худруком Валентином] Плучеком! <...> И я перед ними расстилалась как могла: играла на баяне, плясала, пела, била чечетку… А они сидели спокойно. Просто сидели — и все. И вот в какой-то момент я сама себя оборвала на полуфразе и спрашиваю: «Ну что, я пошла?» В ответ — молчание. Под стук собственных копыт я спустилась со сцены и тут же, ни с кем не прощаясь, уехала. Сказала себе, что дверь этого театра больше не открою…» — вспоминала актриса десятилетия спустя.
В 1966–1969 годах Гурченко работала в Государственном концертном объединении СССР и принимала участие в музыкальных программах.
В 1967 году спела на сцене вместе с Иосифом Кобзоном, за которого в том же году вышла замуж. «Она пребывала в жуткой депрессии — ее популярность сильно упала, — делился позднее Кобзон. — Тем не менее Гурченко оставалась Гурченко. Она пробовалась в один театр, в другой. Со съемок возвращалась с истерикой. И каждая из них почему-то заканчивалась словами: «Это невозможно! Не успеешь заявить о своем желании сняться или сыграть роль, как тебе сразу же лезут под юбку и тащат в ресторан!» Она очень болезненно реагировала на такие вещи, они ее унижали. Вот в такой момент я и подставил ей плечо».
В 1978 году вышел фильм-спектакль «Бенефис Людмилы Гурченко». В 1980 году появилась сольная программа «Песни войны», в 1982 году — «Любимые песни». Запись обеих передач осуществило Центральное телевидение Гостелерадио СССР.
В 1990-х годах Людмила Гурченко вернулась на театральную сцену, она стала играть в постановках театра «Школа современной пьесы» (с 2023 года — Театр на Трубной) и антрепризного Театра Антона Чехова. Кроме того, принимала участие в спектаклях творческого объединения «Дуэт».
В 1994 году, когда худруку Театра сатиры Александру Ширвиндту для пьесы «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» потребовалась возрастная актриса, которая могла бы бегать трусцой, режиссер Андрей Житинкин напомнил ему о Гурченко. После успешной премьеры худрук Валентин Плучек предложил актрисе остаться в Театре сатиры на постоянной основе, но теперь уже она отказала ему.
В 1997 году вместе с Аллой Пугачевой Людмила Гурченко снялась в клипе на песню «Примадонна». Певица посвятила композицию Гурченко. В 2004 году она исполнила с Борисом Моисеевым песню «Петербург — Ленинград». В феврале 2011 года Гурченко сняла клип на кавер-версию песни Земфиры (признана в России иноагентом) «Хочешь?». Этот трек артистка записала еще в 2001 году для музыкального фильма «Старые песни о главном. Постскриптум».
Книги
Гурченко выпустила несколько автобиографических книг: «Мое взрослое детство» (1982), «Аплодисменты» (1987), «Люся, стоп!» (2003).
«Я был соучастником создания ее последней книги «Люся, стоп!» Все писалось лежа. Люся шутила: пишу, как Некрасов. Все — в таких толстых общих тетрадях. У нее были свои корректорские значки, согласно которым делались правки, вставки или дополнения, — их она писала на полях. Я хорошо разбирал ее почерк и набирал текст на компьютере. Она еще раз читала и делала окончательную правку. Но все — только ручкой и только на бумаге», — вспоминал супруг актрисы Сергей Сенин.
Личная жизнь
В 1958 году Людмила Гурченко вышла замуж за сценариста и историка Бориса Андроникашвили, сына писателя Бориса Пильняка. 5 июня 1959 года в браке родилась дочь Мария Королева. Впоследствии она работала медсестрой в детской онкологической больнице. В 18 лет вышла замуж, у нее родились двое детей — дочь Елена и сын Марк (он умер 14 декабря 1998 года). Единственная дочь Людмилы Гурченко скончалась в 2017 году от болезни сердца. По словам последнего мужа артистки Сергея Сенина, с матерью она не общалась.
С 1962 по 1964 год Гурченко была в браке с актером Александром Фадеевым, сыном народной артистки СССР Ангелины Степановой и приемным сыном писателя Александра Фадеева.
В 1967-м актриса вышла замуж за эстрадного певца Иосифа Кобзона, брак с которым завершился разводом в 1970 году.
Летом 1973 года во время подготовки ежегодной программы «Поет товарищ кино» Гурченко познакомилась с пианистом и аранжировщиком Константином Купервейсом, который на тот момент был женат. Вскоре у них начался роман, переросший в гражданский брак, продолжавшийся 19 лет.
В 1991 году на съемках фильма «СекСказка» актриса познакомилась с кинопродюсером Сергеем Сениным, за которого позже вышла замуж. Они состояли в браке вплоть до дня смерти Гурченко.
Обстоятельства смерти
В середине февраля 2011 года актрису госпитализировали с переломом шейки бедра. Гурченко перенесла операцию, в начале марта ее выписали из больницы.
30 марта 2011 года актриса ушла из жизни на 76-м году жизни. Причиной смерти стали осложнения, вызванные операцией на сломанной шейке бедра.
Президент России Дмитрий Медведев направил семье актрисы телеграмму с соболезнованиями. Также к родственникам Гурченко обратился со словами поддержки Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра. «Ушла из жизни одна из величайших актрис России — любимая, без преувеличения, миллионами людей Людмила Марковна Гурченко. Истинная звезда, она обладала уникальным актерским даром, была примером профессионального мастерства, жизнелюбия и душевной молодости», — отмечалось в телеграмме.
Актрису похоронили 2 апреля 2011 года на Новодевичьем кладбище.
Награды и звания
Почетные звания:
-
1969 — заслуженная артистка РСФСР — за заслуги в области советской кинематографии;
-
1977 — народная артистка РСФСР — за заслуги в области советского киноискусства;
-
1983 — народная артистка СССР — за заслуги в развитии советского киноискусства.
Премии:
-
1976 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых;
-
1994 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года (в области киноискусства);
Ордена:
-
1981 — орден Трудового Красного Знамени — за заслуги в развитии советской кинематографии, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и успешное выполнение заданий десятой пятилетки;
-
2000 — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большие заслуги в области киноискусства;
-
2005 — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие искусства и многолетнюю творческую деятельность;
-
2010 — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность;
Другие награды, поощрения и общественное признание:
-
1982 — приз «Золотой орел» за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Маниле — за роль в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»;
-
1983 — приз за лучшую женскую роль на XVI Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде — за роль в фильме «Вокзал для двоих»;
-
1983 — Лучшая актриса 1983 года по результатам опроса журнала «Советский экран»;
-
1985 — приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале комедийных фильмов в Габрове — за роль в фильме «Прохиндиада, или Бег на месте»;
-
1992 — приз «За выдающийся вклад в профессию» на Международном фестивале актеров кино «Созвездие»;
-
1996 — приз кинопрессы (в номинации «Моя любовь»);
-
1999 — Почетный гражданин Харькова;
-
1999 — премия имени Клавдии Шульженко как лучшей певице года на фестивале «Песня года»;
-
2003 — национальная премия общественного признания достижений женщин России «Олимпия»;
-
2004 — премия «Золотой граммофон» — за исполнение песни «Петербург — Ленинград» в дуэте с Борисом Моисеевым;
-
2005 — премия в области моды и стиля «Астра» «Легенда стиля» — за вклад в развитие моды;
-
2010 — премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство»;
-
2010 — победительница Национального рейтинга Украины «Королева успеха» — высшая награда рейтинга — орден «Народный Посол Украины»;
-
2011 — премия ООН на Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве — за гражданскую позицию в области защиты прав человека.
Театральные работы
Московский театр «Современник»
- 1963 — «Без креста» по повести Владимира Тендрякова, постановка Олега Ефремова — доярка
-
1963 — «В день свадьбы» по пьесе Виктора Розова, постановка Олега Ефремова — Майка
-
1964 — «Старшая сестра» по повести Александра Володина, постановка Олега Ефремова
-
1964 — «Сирано де Бержерак» по пьесе Эдмона Ростана, постановка Олега Ефремова и Игоря Кваши — Роксана
-
1964 — «Всегда в продаже» по произведения Василия Аксенова, постановка Олега Ефремова — жена трубача
-
1965 — «Голый король» по пьесе Евгения Шварца, постановка Олега Ефремова и Маргариты Микаэлян — гувернантка
-
1966 — «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова, постановка Олега Ефремова — Танечка
Театр-студия киноактера
-
1969 — «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера, постановка Давида Ливнева — Бьянка
-
1970 — «Дурочка» по пьесе Лопе де Вега, постановка Евгения Радомысленского — Финея
-
1972 — «Красное и черное» по роману Стендаля, постановка Сергея Герасимова — Матильда де ля Моль
Школа современной пьесы
-
1991 — «А чой-то ты во фраке?» по пьесе «Предложение» Антона Чехова, постановка Иосифа Райхельгауза — невеста
Театр Антона Чехова
-
1993 — «Чествование» по пьесе Бернарда Слейда, постановка Леонида Трушкина
-
1997 — «Недосягаемая» по комедии Сомерсета Моэма, постановка Леонида Трушкина — Каролина Эшли
-
1997 — «Поза эмигранта» по пьесе Ганны Слуцки «Банкир», постановка Леонида Трушкина — банкирша
Московский театр сатиры
- 1995 — «После битвы поле победы принадлежит мародерам» Эдварда Радзинского; постановка Андрея Житинкина — Инга Михалева
ТО «ДУЭТ»
-
1998 — «Бюро счастья», постановка Андрея Житинкина — Маргарита
-
2001 — «Мадлен, спокойно!» по пьесе Валентины Аслановой, постановка Романа Козака — Мадлен Вердюрен
-
2004 — «Случайное счастье милиционера Пешкина» по пьесе Игоря Лысова; постановка Андрея Житинкина — Валентина Пешкина
-
2007 — «Похищение Сабянинова» по пьесе Петра Гладилина, постановка Валерия Саркисова — Ангелина
-
2008 — «Паб» братьев Пресняковых, постановка братьев Пресняковых — Эль Джи
Избранная фильмография
-
1956 — «Карнавальная ночь» — Лена Крылова, организатор карнавала
-
1958 — «Девушка с гитарой» — Таня Федосова, продавщица музыкального магазина
-
1964 — «Женитьба Бальзаминова» — Устинька, подруга Капочки
-
1973 — «Старые стены» — Анна Георгиевна Смирнова, директор ткацкой фабрики
-
1974 — «Соломенная шляпка» — Клара Бокардон, владелица шляпного салона
-
1976 — «Двадцать дней без войны» — Нина Николаевна
-
1976 — «Мама» — мама-коза
-
1978 — «Сибириада» — Тая Соломина в 1960-е годы
-
1976 — «Небесные ласточки» — Корина (Коко), прима варьете
-
1981 — «Любимая женщина механика Гаврилова» — Маргарита Сергеевна Соловьева
-
1982 — «Вокзал для двоих» — Вера Николаевна Нефедова, официантка привокзального ресторана
-
1984 — «Любовь и голуби» — Раиса Захаровна, сотрудница отдела кадров леспромхоза
-
1990 — «Моя морячка» — Людмила Пашкова
-
1991 — «Виват, гардемарины!» — герцогиня Иоганна Ангальт-Цербстская, мать Фике
-
2000 — «Старые клячи» — Елизавета, член завкома

















