Барбара Брыльска
Barbara Brylska
Биография
Барбара Брыльска (пол. Barbara Brylska) — польская актриса театра и кино. В России наиболее известна по роли Нади в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром».
Содержание:
- Ранние годы, образование
- Актерская карьера
- «Ирония судьбы, или С легким паром»
- Другие кино- и театральные работы
- Телепроекты
- Личная жизнь
- Высказывания
- Награды и премии
- Избранная фильмография
Ранние годы, образование
Барбара Брыльска родилась 5 июня 1941 года в селе Скотники, находящемся возле города Лодзь в центральной части Польши. Ее отец работал слесарем, мама была швеей.
В раннем возрасте Барбара занималась живописью, посещала занятия в художественном лицее. «Однажды к нам на урок пришли ассистенты с киностудии. Они искали девочку для эпизода и из всего класса выбрали меня», — вспоминала Брыльска.
Таким образом она заработала первые деньги, но затем снова вернулась к рисованию. Ее больше не приглашали на съемки, зато позвали в школьный театр. Первой ролью девушки стала старуха Ниловна из пьесы «Мать» по произведению Максима Горького. После этого на педсовете Брыльской дали направление не в Академию художеств, а в театральный вуз.
В 1967 году Брыльска окончила Варшавскую высшую школу театра, кино и телевидения.
Актерская карьера
Кинодебют актрисы состоялся в 17 лет: в 1958 году она сыграла эпизодическую роль в фантастической комедии «Галоши счастья» (Польша).
Первой заметной работой Барбары Брыльской стала роль девушки Эвы в военной драме «Потом наступит тишина» (Польша), снятой в 1966 году. В том же году она исполнила роль жрицы Камы в историческом фильме «Фараон» (Польша, Узбекистан).
В период с 1967 по 1968 год актриса снималась в сериале «Ставка больше, чем жизнь», посвященном работе разведчиков во время Второй мировой войны. Многосерийная лента не только прославила Брыльскую в Польше, но и была очень популярна в Советском Союзе.
В конце 1960-х годов Брыльска начала работать за границей. В 1968 году она сыграла роль дочери судьи в вестерне «След Сокола» (производство ГДР), а в 1969 году — в его продолжении под названием «Белые волки».
В 1969 году актриса появилась в эпизодической роли в киноэпопее о Великой Отечественной войне «Освобождение» (вторая часть — «Прорыв»; производство СССР).
В том же году она появилась еще в одном историческом фильме «Пан Володыевский» (Польша). Брыльска предстала перед зрителями как воплощение «ясновельможной» пани. Режиссер Ежи Гофман, снимавший картину, жаловался на «звездные» замашки актрисы. По его словам, она приходила на площадку с собакой, которая мешала коллективу, все время фотографировалась, пренебрегала распоряжениями. Персонал на съемочной площадке также жаловался на ее сложный характер.
В 1973 году она сыграла возлюбленную главного героя в костюмированной драме «Города и годы» (производство СССР и ГДР) о событиях Первой мировой войны, революции и Гражданской войны.
Широкую известность Барбара Брыльска получила благодаря роли в мелодраме «Анатомия любви» (1972, Польша), где воплотила образ женщины по имени Ева, потерявшей супруга и нашедшей новую любовь. Ее возлюбленного звали Адам. В этом фильме она сыграла сцену с обнажением, отказавшись от дублерши. «Никакая дублерша не сможет сыграть мое тело. Это исключено. Я долго думала, как сделать, чтобы и себя не обидеть, и зрительских ожиданий не обмануть. Мои крупные планы я попросила режиссера снять с подсветкой со спины так, чтобы моя обнаженная фигура просматривалась только в контурах», — раскрыла «закулисье» съемочного процесса Брыльска.
«Ирония судьбы, или С легким паром»
Широкую известность в Советском Союзе Барбаре Брыльской принесла роль учительницы Надежды Шевелевой в комедийной мелодраме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», вышедшей в 1975 году. Фильм рассказывает историю любви двух незнакомцев, встретившихся в новогоднюю ночь из-за невероятного стечения обстоятельств. На роль Нади пробовались многие известные актрисы — Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих и Валентина Талызина, но режиссер выбрал именно Брыльскую, которую запомнил по фильму «Анатомия любви».
Позднее в своей книге «Неподведенные итоги» Рязанов отмечал, что «за ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба». Из-за того что Брыльска плохо говорила по-русски, ее героиню дублировали Валентина Талызина и Алла Пугачева (певица исполнила прозвучавшие в фильме песни на стихи Марины Цветаевой и Михаила Львовского).
Примечательно, что польская актриса настолько не хотела целоваться с исполнившим главную мужскую роль актером Андреем Мягковым, что просила Рязанова убрать все сцены с поцелуями между ее героиней и Женей Лукашиным. Мягков также не испытывал восторга от этих эпизодов, но режиссер настоял на их сохранении — знаменитая романтическая сцена на самом деле снималась «через силу».
В 1976 году фильм был признан лучшим фильмом года согласно опросу журнала «Советский экран». «Ни один фильм, а у меня их более шестидесяти, не дал мне столько, сколько «Ирония судьбы, или С легким паром!». Эльдар Рязанов сделал картину, которую полюбила вся страна. И вся страна за одну ночь полюбила меня», — призналась Брыльска.
При этом в родной стране ее ждал не такой теплый прием. «Уже в те годы польские интеллигенты тихо ненавидели все советское, и моя популярность в Советском Союзе была для многих как кость в горле. Да и фильм приняли прохладно. Баня, переезды под Новый год — для нашего зрителя это непонятно. После выхода «Иронии судьбы» у себя на родине я фактически стала безработной», — говорила актриса.
Спустя годы, в 2005-м, актриса вновь сыграла Надю в новогоднем музыкальном фильме «Первый скорый». А в 2007 году вышло продолжение истории — «Ирония судьбы. Продолжение», снятое Тимуром Бекмамбетовым, где Брыльска вернулась к своей роли.
«30 лет спустя увидеть тех же героев, в той же бане — я думаю, все пойдут на этот фильм. Потому что это как встреча с любимым человеком, можно сказать даже с ребенком, которого не видишь 30 лет. И вдруг ты с ним встречаешься», — прокомментировала актриса появление в сиквеле в 2007 году.
Другие кино- и театральные работы
После оглушительного успеха в «Иронии судьбы» Брыльска продолжила активно сниматься. В ее фильмографии — роль в криминальной ленте «Взбесившийся» (1979, Польша), в военной драме «В тени ненависти» (1986, Польша), комедии «Особое задание» (1987, Польша), а также в криминальной картине «За все надо платить» (1991, СССР).
Позднее она появилась в черной комедии «Даун Хаус» (2001, Россия). Фильм стал оригинальным прочтением романа «Идиот» Федора Достоевского. Актриса сыграла генеральшу Епанчину.
Параллельно с кинокарьерой актриса играла в театре. В 2003 году она исполнила роль оперной певицы в антрепризном спектакле «Квартет» по пьесе Рональда Харвуда, который был поставлен режиссером Романом Мархолией на сцене московского Центра оперного пения Галины Вишневской.
Всего на счету актрисы более 60 ролей в кино. Среди ее поздних работ — пани Марта в мелодраме «Любовь на подиуме» (2009, Польша) и фея в музыкальном фильме «Тайна четырех принцесс» (2014, Россия).
Телепроекты
В 2007–2008 годах польская актриса была членом жюри второго сезона музыкального шоу «Две звезды». Вместе с ней участников судили Илья Резник, Гарик Мартиросян и Владимир Матецкий. Ведущими второго сезона были Алла Пугачева и Максим Галкин (признан иноагентом в России).
Барбара Брыльска также была членом жюри украинского телешоу «Народная звезда» (ТРК «Украина») в 2009–2010 годах (1–3-й сезоны).
Личная жизнь
Барбара Брыльска была замужем дважды. Первый брак у актрисы был с математиком Яном Боровцем (1961–1968). Семейная жизнь распалась из-за неверности мужа.
Вторым мужем актрисы стал врач-гинеколог Людвиг Космаль (1970–1988). В 1973 году у них родилась дочь Барбара, а в 1982 году на свет появился сын Людвиг. Актриса развелась с Космалем после 18 лет совместной жизни из-за его измен.
Дочь Брыльской стала фотомоделью. Она погибла в автокатастрофе в 1993 году, когда ей было всего 20 лет. Актриса не смогла смириться с потерей. В одном из интервью она призналась, что утратила вкус к жизни, на три года заперлась дома, поскольку у нее началась депрессия. «Мне было стыдно смотреть людям в глаза, потому что я живу, а дочь — нет, — вспоминала Брыльска. — Это катастрофа, про это тяжело говорить».
Спасением для актрисы стал сын. «Помню, как в тот роковой день он уговаривал меня: «Мамочка, живи для меня!» И я живу для него», — говорила Брыльска.
Сейчас она живет одна в собственном доме под Варшавой, который сама спроектировала. Поддерживает отношения с сыном и внуками (Шимоном и Якубом), но видится с ними нечасто.
Высказывания
В 2023 году Брыльска заявила, что в России хорошо живут только в Москве и Петербурге, а в других регионах ситуация «катастрофична»: «Омск, Новосибирск... Мы прилетаем туда, и мне страшно выходить из самолета». По словам актрисы, там «везде нищета» и «невозможно жить». Глава Омской области Александр Бурков отреагировал на это заявление, сказав, что «делать выводы об Омске с трапа самолета по меньшей мере странно».
Награды и премии
-
Золотой Крест Заслуги (1975) — в честь 30-летия польской кинематографии
-
Государственная премия СССР (1977) — за фильм «Ирония судьбы»
-
награда «Золотые цветы» (1977) — как самой популярной актрисе соцстран
-
диплом министра иностранных дел ПНР (1979) — «за заслуги в пропаганде польской культуры за границей»
-
орден Возрождения Польши Кавалерский крест (1985)
-
приз «Золотой журавль» (2007)
-
титул «Икона красоты» (2008)
-
диплом за вклад в развитие российско-польских отношений (2009)
-
диплом за заслуги в деле взаимопонимания и сближения обществ Польши и России (2010)
-
лауреат международной премии «Балтийская звезда» за вклад в развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона (2012)
Избранная фильмография
-
1965 — «Потом наступит тишина» — Эва
-
1966 — «Фараон» — Кама
-
1966 — «Небо» — эпизод
-
1966 — «Бумеранг» — эпизод
-
1966—1968 — «Ставка больше, чем жизнь» — Инга
-
1968 — «Пан Володыёвский» — Кристина Дрохоювская
-
1968 — «След Сокола» — Кэтрин Эмерсон
-
1968 — «Тайна деревянных идолов» — Ханна
-
1969 — «Белые волки» — Кэтрин Эмерсон
-
1969—1971 — «Освобождение» — Хелена
-
1969 — «Преступник, укравший преступление» — Эва Сальм
-
1969 — «Приключения пана Михала» — Кристина Дрохоевская
-
1970 — «В погоне за Адамом» — Ванда
-
1970 — «Польский альбом» — Анна
-
1971 — «Пигмалион XII» — Эрика Бонгерт
-
1972 — «Анатомия любви» — Ева
-
1973 — «Города и годы» — Мари Урбах
-
1974 — «Виза на Окантрос» / Visa für Ocantros — Ягода, журналистка
-
1975 — «Ирония судьбы, или С легким паром!» — Надежда Васильевна (Надя) Шевелева, учительница русского языка и литературы
-
1977 — «Тихий американец в Праге» — Милена Сингрова
-
1978 — «Роман Терезы Хеннерт» — Тереза Хеннерт
-
1978 — «До последней капли крови» — Эва Кошельская
-
1978 — «Умирать — в крайнем случае» — Линда
-
1980 — «Архив смерти» — Ханка
-
1982 — «Rächer, Retter und Rapiere» (сериал) — Сибилла
-
1985 — «Скальпель, пожалуйста» — доктор Волейникова
-
1987 — «Баллада о Янушике» — учительница
-
1988 — «Час полнолуния» — монахиня
-
1993 — «Лучше быть красивой и богатой» — гостья
-
1995—1999 — «Экстрадиция» — жена Осовского
-
1995 — «Польская смерть» — психиатр
-
2001 — «Даун Хаус» — генеральша Елизавета Прокофиевна Епанчина
-
2003 — «Казус белли» — Эва
-
2006 — «Первый скорый» — Надежда Васильевна Шевелева
-
2006 — «Странное Рождество» — Ольга Самойлова
-
2007 — «Ирония судьбы. Продолжение» — Надежда Васильевна Шевелева, бывшая жена Ипполита, мама Нади
-
2008 — «Адмиралъ» — Роза Карловна
-
2009 — «Няня / Niania» — Агата
-
2014 — «Тайна четырех принцесс» — фея