Лента новостей
Пассажиры сообщили о давке при задымлении самолета Москва — Ереван 15:11, Общество Российские синхронистки выиграли золото ЧМ-2019 в произвольной программе 15:04, Спорт «Libra — это не криптовалюта»: чем Bitcoin лучше проекта Facebook 14:46, Крипто Читай по ногам: как работает язык тела. Тест 14:46, Партнерский материал Аршавин пройдет управленческие курсы УЕФА для бывших футболистов 14:43, Спорт «Газпром нефть» и «Сибур» купили 100% омского завода полипропилена 14:41, Бизнес Мутко доложил Путину о вынужденном отключении 40 сел в Иркутской области 14:31, Общество Гендиректор «Ленты» Герман Тинга – о новой реальности российского ретейла 14:25, PRO Росстандарт отменил ГОСТ на фотосессии для новорожденных 14:17, Общество За участника группы налетчиков из ФСБ предложили залог 3 млн руб. 14:11, Общество «Нафтогаз» сообщил об отклоненных двумя судами апелляциях «Газпрома» 14:11, Бизнес Путин пообещал подарить машинку мальчику Диме из затопленного Тулуна 14:09, Общество СМИ сообщили о госпитализации в Петербурге главы Чувашии 14:05, Политика Кто сильнее всего влияет на цену Bitcoin 13:45, Крипто Вагонный бизнес Несиса обошелся СУЭК в $425 млн 13:43, Бизнес РПЦ опровергла проблемы с движением скорых из-за кортежа патриарха 13:42, Общество Facebook удалил изображение со свастикой на гербе России 13:41, Общество Городское лето: что делать, если в этом году вы не едете в отпуск 13:40, Спецпроект РБК PINK Как заранее диагностировать заболевания сердца и сосудов 13:38, РБК и Philips Daily Mail сообщил об участии футболистов «Ньюкасла» в драке в пивной 13:38, Спорт СМИ назвали возможного производителя сгоревшей на «Лошарике» батареи 13:37, Общество В агентстве ТАСС сменится главный редактор 13:29, Технологии и медиа Путин опроверг связь паводка в Иркутской области со взрывными работами 13:29, Общество Большие дела: Chrysler Pacifica против VW Multivan 13:23, Авто Зрительница сообщила подробности падения Чуриковой со сцены театра 13:21, Общество Меркель выразила надежду на «другую жизнь» после ухода из политики 13:16, Политика Ваш иск оплачен: как небольшим компаниям без нужных связей выиграть суд 13:15, PRO Мальчик из Тулуна ответил на вопрос Путина о детсаде словами «он утонул» 13:14, Общество
Газета
Стойка раздора
Газета № 213 (2937) (0412) Бизнес,
0
Стойка раздора
Минтранс обсудит введение платы за регистрацию в аэропортах с участниками рынка
«Победа» просит Минтранс разрешить авиакомпаниям взимать плату с пассажиров за регистрацию в российских аэропортах. Лоукостер хочет снизить издержки, заставив клиентов регистрироваться онлайн
Андрей Калмыков (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Почему регистрация в аэропортах может стать платной

Лоукостер «Победа» предложил Минтрансу исключить из федеральных авиационных правил (ФАП) обязанность перевозчика включать в стоимость билета плату за регистрацию в аэропорту. Об этом в интервью РБК рассказал глава «Победы» Андрей Калмыков.

В ФАП закреплено, что в аэропорту перевозчик или обслуживающая организация должна обеспечивать регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке. Дополнительная плата за это не взимается.

«Сейчас даже если клиент регистрируется онлайн, мы все равно платим аэропорту за эту услугу, которая фактически не используется. И эти расходы, конечно, закладываются в цену билета. Но нам давно пора переосмыслить подход к технологии регистрации и дать возможность пассажирам самим решать, за что платить и на чем экономить», — пояснил инициативу топ-менеджер.​

Полную версию интервью читайте на сайте ​и в газете РБК 4 декабря.​
 

По словам Калмыкова, экономия на регистрации составит около 200 руб. на человека и авиакомпания готова «отдать эти деньги пассажирам» или не повышать на эту сумму тариф при росте расходов. «Мы уверены, что 90% людей будут регистрироваться онлайн и смогут сэкономить. Мы сразу же вычтем этот сбор из цены билета, как только получим разрешение», — добавил он. Стоимость индивидуальной регистрации в российских аэропортах, по словам главы «Победы», может составить около 1 тыс. руб.

«Аэропорт сэкономит на сотрудниках и стойках регистрации, снизит тарифы для нас, в свою очередь, подешевеют билеты — пассажиропоток от этого только возрастет. Это настолько очевидная вещь, но почему-то мы пока не нашли поддержку у Минтранса», — заключил Калмыков.

Представитель министерства подтвердил, что обращение «Победы» поступило. «Считаем целесообразным обсудить его со всеми участниками отрасли, в том числе с общероссийским объединением пассажиров и другими общественными организациями», — сказал он.

В начале августа «Победа» объявила, что с 28 октября вводит платную регистрацию в зарубежных аэропортах. Перевозчик называл этот шаг вынужденным: в противном случае ему пришлось бы повышать цены на билеты. Онлайн-регистрация на сайте бесплатная, система выбирает место автоматически. Если регистрироваться в зарубежном аэропорту, за эту услугу придется заплатить €25 (1850 руб. по курсу ЦБ на понедельник, 3 декабря).

Калмыков рассказал, что сейчас 83% пассажиров зарубежных рейсов регистрируются онлайн. «Я уверен, что в ближайшие месяцы этот показатель дойдет до 95%. Мы видим, что это не доставляет неудобства людям и позволяет нам дополнительно экономить, чтобы сохранить тарифы на текущем уровне», — добавил он.

Как отмечает старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин, отмена бесплатной регистрации соответствует принципам «Победы» и других лоукостеров: предложить самые базовые удобные для перевозчика условия, а все остальные сервисы сделать платными для пассажира. «Но, к сожалению, в нашей стране такая модель часто вызывает отторжение у клиентов, поэтому большинство авиакомпаний побоятся вводить плату за эту услугу», — добавляет он.

Что диктует рынок

По данным организации SITA, в 2017 году 46% пассажиров регистрировались на стойках авиакомпаний, еще 15% — в киосках саморегистрации и только 32% — онлайн (в том числе через мобильные устройства).

Плату за регистрацию в аэропорту — обычная практика для иностранных лоукостеров. Пассажиры латвийской Airbaltic и венгерской WizzAir платят за это по €30 за человека. Для всех рейсов ирландской Ryanair обязательным пунктом является онлайн-регистрация, за плату ее можно пройти даже за 60 дней до вылета.

«Иностранные авиакомпании не взимают плату за регистрацию в российских аэропортах. Они обязаны подчиняться национальному законодательству аэропорта вылета», — сказал руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров.

Изменение законодательства, но с сохранением бесплатной и общедоступной онлайн-регистрации поддерживает и Utair. «Чтобы дополнительно снизить затраты для пассажира, было бы правильно обязать аэропорты не брать деньги с авиакомпании, если пассажир не прошел регистрацию на стойках», — считает президент «Utair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков.

Представитель аэропорта Домодедово сообщил РБК, что «сама по себе регистрация на стойке — лишь часть комплексного тарифа по обслуживанию пассажира, который включает и иные услуги, необходимые для обеспечения коммерческой загрузки воздушного судна». Представители «Аэрофлота» и Шереметьево отказались от комментариев. В S7 и Внуково пока не ответили на запросы РБК.

По итогам 2018 года операционный убыток российских авиакомпаний может составить 37–39 млрд руб., подсчитала Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта. Больше всего на финансово-экономическое состояние отрасли повлиял рост цен на керосин — за январь—октябрь рост составил около 30%. В августе Минтранс даже предложил компенсировать перевозчикам топливные издержки. Решение об этом должно быть принято к 1 марту 2019 года.

Сейчас в большинстве случаев тарифы аэропортов не предполагают разделения на обслуживание по полному циклу или без прохождения регистрации на стойке, поэтому влияние предлагаемых «Победой» изменений на финансовое состояние перевозчиков и аэропортов сложно оценить, отмечает PR-директор сервиса OneTwoTrip Алексей Белоусов.

Однако, по словам Гущина из АКРА, расходы на регистрацию не являются критическими, но, когда компания работает на грани рентабельности, это может иметь значение. В чистом виде сокращение затрат не сможет компенсировать рост цен на топливо и не окажет существенного влияния на цену билета, считает эксперт. «Но как элемент системы снижения операционных расходов, может способствовать улучшению финансовых показателей перевозчика и, как результат, позволит удержать цены на билеты с базовыми условиями или не допустить их сильного роста», — заключает Гущин.