Лента новостей
Военная операция на Украине. Карта на 25 апреля 26 апр, 23:00, Политика Как найти бухгалтера, юриста и сотрудников для малого бизнеса 26 апр, 17:38, РБК и СберБизнес Кружки и секции: как получить дополнительное образование в своей школе 26 апр, 17:15, Специальный проект Карта с выгодой: как не испортить свою кредитную историю 26 апр, 16:52, РБК и банк Ренессанс Почему купить квартиру в готовом квартале хорошая идея 26 апр, 16:28, РБК и ПИК Что ваша онлайн-касса может рассказать о вашем бизнесе 26 апр, 16:05, РБК и СберБизнес Квартиры в готовых проектах: дома с инфраструктурой для жизни 26 апр, 15:42, РБК и ПИК Как упростить рутинные процессы в малом бизнесе 26 апр, 15:29, РБК и СберБизнес Угольный путь на восток: зачем строят железную дорогу к Тихому океану 26 апр, 15:06, РБК и ЭЛСИ На край света или инвестиции: на что потратить годовой бонус 26 апр, 14:43, РБК и Цифра брокер Глубинные потребности шести сфер бизнеса: от торговли до услуг 26 апр, 14:20, РБК и СберБизнес Как быстро отыскать нужную вещь при огромном выборе в магазинах офпрайс 26 апр, 13:57, РБК и Familia От бухгалтерии до геоаналитики: как помочь своему бизнесу развиваться 26 апр, 13:34, РБК и СберБизнес Бизнес способен на большее: как делать отчет для налоговой одной кнопкой 26 апр, 13:11, РБК и СберБизнес Пространство выбора: как найти квартиру для себя или инвестиций 26 апр, 12:48, РБК и ПИК 72 простые итерации: как владельцу контролировать свой бизнес 26 апр, 12:25, РБК и СберБизнес Почему театр начинается со школы 26 апр, 12:02, Специальный проект Когда не стоит брать кредит, и как правильно его погасить 26 апр, 11:39, РБК и банк Ренессанс Как накопить на отпуск, подушку безопасности и безбедное будущее 26 апр, 11:16, РБК и банк Ренессанс Как эффективно распорядиться годовым бонусом и заодно вознаградить себя 26 апр, 10:52, РБК и Цифра брокер Как посчитать свой кредитный рейтинг и рефинансировать займы 26 апр, 10:29, РБК и банк Ренессанс Сократить издержки без потери контроля: как оптимизировать малый бизнес 26 апр, 10:06, РБК и СберБизнес Семейный топ: подборка больших квартир 26 апр, 09:43, РБК и ПИК Бесплатная аналитика для шести сфер бизнеса: спрос, продажи и конкуренты 26 апр, 09:20, РБК и СберБизнес Одежда, обувь и аксессуары: зачем нужны магазины формата офпрайс 26 апр, 08:56, РБК и Familia Как школьные олимпиады работают социальными лифтами в образовании 26 апр, 08:30, Специальный проект Какие квартиры покупают для большой семьи 26 апр, 07:55, РБК и ПИК Новые санкции: запретят ли экспорт в Россию, алмазы и ядерное топливо 26 апр, 07:54, PRO
Газета
Продавцы разбежались
Газета № 223 (2240) (0312) Общество,
0

Продавцы разбежались

Кризис привел к снижению конкуренции
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Почти 40% госзакупок в 2015 году — это закупки у единственного поставщика, подсчитала Счетная палата. По сравнению с прошлым годом доля неконкурентных закупок выросла почти вдвое.

Конкуренция снижается

С начала 2015 года в секторе госзакупок существенно выросла доля закупок у единственного поставщика, свидетельствуют данные отчета Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за десять месяцев этого года.

Доля закупок у единственного поставщика, которые эксперты называют неконкурентными, выросла на 17,6 п.п.: если за аналогичный период 2014 года такие закупки занимали пятую часть в общем объеме по стоимости (21,2%), то теперь — почти 39%. Счетная палата расценивает это как снижение конкуренции и считает, что это окажет влияние на экономию бюджетных средств, сообщили РБК в ведомстве.

Представитель Счетной палаты пояснил РБК, что в отчете анализировались только закупки федеральных ведомств (закупки госкорпораций и госкомпаний не рассматривались). Правила ведомственных закупок ​регулируются ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Детальный анализ закупок у единственного поставщика в разрезе конкретных ведомств не проводился.

За январь — октябрь 2015 года федеральные ведомства заключили 594,8 тыс. контрактов, что на 20% больше, чем за аналогичный период 2014 года, при этом цена контрактов снизилась на 8,4%.

«Экономия средств по результатам осуществления процедур закупок за январь — октябрь 2015 года на федеральном уровне составила 5,7%, в аналогичном периоде 2014 года — 3,7%», — говорится в докладе, опубликованном на сайте Счетной палаты.

Проявления кризиса

В ФЗ-44, который регулирует закупки государственных ведомств, прописаны случаи, при которых они могут приобретать товары и услуги у единственного поставщика. Всего их четыре десятка. В их числе, к примеру, закупки у естественных монополий, контракты на поставку вооружения и военной техники, не имеющих аналогов и производимых единственной компанией (такой производитель должен быть включен в реестр единственных поставщиков таких вооружения и техники) и так далее (см. справку). Там же оговаривается, что закупку можно провести у единственного поставщика, если конкурс или аукцион будет признан несостоявшимся (к примеру, в случае если не поступило заявок от потенциальных поставщиков).

Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что «существенный рост» числа закупок у единственного поставщика проявился в первом квартале 2015 года «в условиях экономической нестабильности». Увеличение доли закупок у единственного поставщика в начале 2015 года было вызвано ростом несостоявшихся конкурентных процедур определения поставщиков, пояснил представитель ведомства. Эту же причину называет и представитель Счетной палаты.

Куратор рабочей группы по закупкам Экспертного совета при правительстве Российской Федерации Георгий Сухадольский объясняет рост числа несостоявшихся конкурсов прямым проявлением кризиса. «С начала года шли отклики из учреждений и ведомств о том, что многие поставщики не готовы поставлять товары и услуги либо за предлагаемую цену, либо не готовы брать на себя долгосрочные обязательства. К примеру, обязательства в течение полугода или года поставлять товар по фиксированной цене — кто в условиях кризиса готов взять на себя такие риски?» — говорит он.

По оценке Счетной палаты, снижение конкуренции при проведении закупок у единственного поставщика «оказывает влияние на экономию бюджетных средств по результатам закупок». «Коррупционные риски есть вне зависимости от способа закупки. Сейчас в условиях кризиса появились дополнительные риски для бюджета — и у поставщика, и у заказчика нет уверенности, что поставщик останется на рынке и не сорвет поставку», — отмечает Сухадольский.

Представитель Счетной палаты также указывает, что увеличилась доля закупок у единственного поставщика по отдельным решениям правительства и президента, то есть у поставщика, определенного указом главы государства или распоряжением президента. Кроме того, увеличились объем закупок услуг естественных монополий, коммунальных услуг и число заключенных договоров энергоснабжения или договоров купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком. Все эти случаи также перечислены в 44‑ФЗ как возможность закупки у единственного поставщика.

​Число закупок у единственного поставщика во втором квартале 2015 года снизилось и в настоящее время находится в пределах уровня 2014 года, добавляет представитель Минэкономразвития.

Однако, по данным мониторинга Минэкономразвития за исполнением 44‑ФЗ, за три квартала 2015 года на сайте госзакупок было опубликовано чуть более 557 тыс. извещений о закупках у единственного поставщика на 856,1 млрд руб. Рост этих показателей по сравнению с аналогичными показателями 2014 года — более чем двукратный.

Почему растет число контрактов

Всего, по данным Минэкономразвития, на 30 сентября 2015 года заключено 2 275 292 контракта (включая региональный и муниципальный уровни) на общую сумму около 3,4 трлн руб. (за аналогичный период 2014 года — 1 846 697 контрактов и 3,29 трлн руб. соответственно).

Увеличение в 2015 году количества заключаемых контрактов связано с «характерным для текущего года» сокращением заказчиками сроков исполнения контрактов, что делается для «снижения финансовых рисков поставщиков, подрядчиков и исполнителей», пояснил РБК представитель Счетной палаты. «Также в связи с нестабильной экономической ситуацией отмечается тенденция заключения вместо годовых контрактов нескольких последовательно заключаемых краткосрочных контрактов, в рамках которых повышается стабильность цен для поставщиков», — говорится в письменном ответе на вопросы РБК.

Рост в 2015 году количества заключенных контрактов с одновременным уменьшением их средней цены обусловлен и сниженной активностью закупок в начале 2014 года, поскольку заказчики большую часть контрактов заключили в четвертом квартале 2013 года, сказал РБК представитель Минэкономразвития. Как ранее сообщал РБК, федеральные ведомства в прошлом году сократили число заключенных контрактов (к примеру, в первые девять месяцев 2014 года оно упало на треть). ​Чиновник ФАС связывал это с тем, что с 1 января 2014 года вступил в силу 44‑ФЗ «и никто не знал, что от него ждать». «Все постарались разместить все по старому 94‑ФЗ еще в конце прошлого года. Были случаи, когда закупки объявлялись 31 декабря», — говорил чиновник.

При участии Ольги Волковой