Лента новостей
Российские военные уничтожили воздушную цель у Севастополя 05:55, Новость Авиабилеты в экономклассе за год подорожали на 25% 05:39, Новость Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США 04:57, Новость Израиль нанес удар по Ирану 04:52, Статья Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля 04:46, Новость Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья 04:25, Статья ФБР увидела риск «сокрушительного удара» от хакеров «Вольт Тайфун» 03:57, Статья Вильфанд спрогнозировал снежинки и мокрый снег в Подмосковье 03:52, Новость «Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге 03:39, Новость «Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах 03:33, Статья Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов 02:58, Статья В Павлограде прогремели взрывы 02:50, Новость Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» 02:15, Новость Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство 02:12, Статья Определились все полуфинальные пары Лиги Европы 01:50, Статья Определились все полуфинальные пары Лиги Европы 01:50, Статья Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород 01:42, Статья Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» 01:37, Статья
Газета
Недоходные места
Газета № 66 (1600) (1204) Общество,
0

Недоходные места

Регионы провалили планы по бюджетным показателям
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

По итогам 2012 года регионы провалили плановые бюджетные показатели. Так, налоговые и неналоговые доходы консолидированных региональных бюджетов в 2012 году должны были вырасти на 12%, а фактический прирост оказался практически вдвое меньше. Расходы при этом успели разогнаться на 13,1%, констатируют эксперты Центра развития НИУ ВШЭ.

Согласно основным направлениям бюджетной политики на ближайшие три года, рост налоговых и неналоговых доходов консолидированных региональных бюджетов в 2012 году должен был составить 12%. Однако реальный прирост оказался почти вдвое меньше ожидаемого Минфином — всего 6,4%. Хуже всего обстоят дела с бюджетом Чукотского округа (-14,56%), Карелии (-11,39%) и Белгородской области (-9,68%). Впрочем, есть и отличившиеся: наиболее быст­рыми темпами росли доходы Калмыкии (57%) и Сахалинской области (45,7%).

Основная часть налоговой базы регионов формируется за счет прямых налогов — налога на прибыль и НДФЛ. Однако рост по налогу на прибыль фактически оказался на уровне 2,7% вместо запланированных 16,2%. По подсчетам ведущего эксперта Центра развития НИУ ВШЭ Андрея Чернявского, сокращение поступлений налога на прибыль испытал каждый третий региональный бюджет. Тяжелее оказалось с собираемостью в Чеченской Республике (-57%), Ингушетии (-46%) и Мурманской области (-32,7%). Лучшие показатели продемонстрировал бюджет Астраханской (84,8%), Калужской (66,6%) и Архангельской областей (66,2%).

Вопрос исполнения региональных бюджетов связан не только с вялым ростом собственных доходов. Это и уменьшение федеральных трансфертов, и одновременно увеличение расходной нагрузки, перечисляет г-н Чернявский. Речь идет об определенных федеральных мандатах, предписывающих регионам наращивать расходы. Эти расходы касаются в первую очередь майских президентских обещаний о повышении заработных плат для бюджетников.

Региональным бюджетам пришлось увеличить расходы на образование и здравоохранение (более 7,5%). При этом многие были вынуждены сокращать другие виды расходов. Так, регионы в 2012 году не осилили инвестиции в инфраструктурные проекты. В целом на поддержку экономики ушло не более 4%. Это несколько меньше затраченных в 2011 году средств. В целом по итогам 2012 года расходы региональных бюджетов выросли на 13,1%.

По мнению экспертов, ситуация складывается опасная. По словам г-на Чернявского, в ближайшие годы регионы будут наращивать дефицит бюджета из-за роста расходных статей, спущенных с федерального уровня. Эксперт Института им. Е.Т. Гайдара Илья Соколов полагает, что региональный долг будет увеличиваться, если только ситуация с обеспечением доходной базы не переломится. «Но это произойдет едва, поскольку резервы для наращивания налоговой базы ограничены. Реальных источников для децентрализации налоговых поступлений тоже нет. Единст­венным источником могут стать межбюджетные трансферты, но в планах Минфина их наращивания нет», — считает он.

«Региональным бюджетам выдали достаточно большой социальный мандат, а доходную базу не увеличили. Регионы оказались вынуждены занимать у федерального бюджета», — добавляет эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. Чтобы переломить ситуацию, нужно увеличивать трансферты либо передать на региональный уровень часть НДС, предлагает она.