Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Авиакомпании оценили убытки от запрета полетов за рубеж в ₽500 млн в день

Как подсчитывались потери и какой поддержки авиация просит у правительства
Авиакомпании из-за запрета на полеты за границу теряют более 500 млн руб. в сутки, предупредил правительство глава отраслевой ассоциации. Письмо было направлено при частичном ограничении полетов, теперь они запрещены целиком
«Аэрофлот» AFLT ₽70,6 -2,86% Купить
Фото: Виктор Борзых / Global Look Press
Фото: Виктор Борзых / Global Look Press

Авиакомпании получали не менее 500 млн руб. убытков в сутки после того, как Россия из-за угрозы распространения коронавируса частично закрыла сообщение с другими странами, разрешив летать только в их столицы. Об этом говорится в письме президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие авиакомпании России, за исключением «Аэрофлота») Владимира Тасуна первому вице-премьеру Андрею Белоусову.

У РБК есть копия письма, отправленного в среду, 25 марта. Его подлинность подтвердил представитель ассоциации, представитель Белоусова отказался от комментариев.

Как авиакомпании считали убытки

22 марта Росавиация разрешала полеты только в столицы иностранных государств. Эта мера, по оценке Тасуна, затронула 70% международных перевозок. А утром 26 марта российское правительство сообщило о полной приостановке регулярных и чартерных перевозок за рубеж. Меры вступают в силу с 27 марта, исключение сделали только для вывозных рейсов.

Авиакомпании и так выполняли большинство рейсов только с целью возврата россиян еще при предыдущих ограничениях. «В связи с тем, что указанные рейсы выполняются с односторонней нагрузкой, прямой убыток авиакомпаний по каждому такому рейсу, по оценкам экспертов АЭВТ, составляет до 2,5 млн руб. при выполнении рейса на узкофюзеляжном самолете», — пишет Тасун. На широкофюзеляжном самолете убытки составляли до 4–5 млн руб. Таких рейсов выполнялось около 200 в сутки. В итоге общие убытки перевозчиков составляют не менее 500 млн руб. в сутки, заключает он.

Россия ограничит полеты в страны Европы
Общество
Фото:Сергей Бобылев / ТАСС

Глава АЭВТ подчеркивает, что ограничения на международные полеты не приведут к прямо пропорциональному росту спроса на внутренние туристические направления. «Не все потребители предпочтут такой вариант, и нельзя исключить ситуацию, когда из-за угрозы распространения коронавируса внутри страны не будут введены ограничения на внутренние перелеты», — указывает он.

Кроме того, 30–40% от всех затрат перевозчиков — постоянные расходы (вне зависимости от выполнения полетов) на аренду и лизинг самолетов, техническое обслуживание, оплату труда. За первое полугодие 2020 года, а не за весь 2020 год, как прогнозировалось ранее, перевозчики потеряют до 70 млрд руб., отметил Тасун.

Российские авиаперевозчики могут потерять из-за отмены международных полетов на фоне пандемии до 360 млрд руб., подсчитывали эксперты Bain & Company для РБК. Как говорил эксперт авиационной практики Bain Сергей Зайцев еще до полной отмены полетов за рубеж, оставшиеся рейсы несли лишь социальную функцию и уже не имели «почти никакой финансовой целесообразности».

Какие меры поддержки просят перевозчики

АЭВТ предлагает правительству принять несколько мер поддержки:

  • Обнуление НДС на перелеты через Москву. Эта мера позволит снизить фискальную нагрузку на авиакомпании в размере до 36 млрд руб., указывает Тасун. О необходимости обнуления НДС при полетах из регионов в Москву в течение всего 2020 года ранее говорил РБК и президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. По его словам, это поможет вернуть отрасли 3–4 п.п. маржи и сохранить авиасообщение в стране. Сейчас на полеты через Москву действует НДС в размере 10%. Налог на маршруты в обход Москвы для поддержки региональных полетов был обнулен в апреле 2019 года.
  • В «кратчайшие сроки» выполнить поручение президента Владимира Путина от 12 октября 2019 года о выделении из Резервного фонда компенсаций авиакомпаниям за подорожавший в 2018 году керосин. Перевозчикам обещали выплатить около 25 млрд руб., но этого до сих пор не произошло.
  • Увеличить объем финансирования существующих программ субсидирования региональных авиаперевозок в два раза. На 2020 год эти субсидии составляют около 9 млрд руб.

«АЭВТ считает необходимым принять неотложные меры в целях предотвращения стремительного роста убытков авиакомпаний, в первую очередь, на внутренних воздушных авиалиниях из-за вброса на внутренний рынок избыточных провозных емкостей (самолетов, освободившихся от полетов за рубеж — РБК), образовавшихся вследствие ограничений международного воздушного сообщения», — пишет Тасун. Эти меры нужны для создания «условий финансовой выживаемости» российских авиакомпаний, что позволит избежать возможных банкротств и вызванных этим негативных социальных последствий, а также создаст условия для быстрого восстановления в посткризисный период, заключает Тасун.

Помимо мер господдержки авиакомпании активно ведут переговоры с лизинговыми компании по отсрочке платежей или снижению лизинговой ставки. Первому удалось договориться «Аэрофлоту»: по данным «Коммерсанта», перевозчик получил от «ВТБ-Лизинга» отсрочку платежей по 67 самолетам (19% парка группы) с апреля—сентября 2020 года на июль 2021 года. Кроме того, ранее компании просили о прямой финансовой помощи. О такой возможности говорил и глава Росавиации Александр Нерадько, но пока в правительстве не сообщали о каких-либо конкретных компенсациях.

16 марта премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что для туристической и авиационной отраслей будет действовать отсрочка по взысканию налогов. Кроме того, власти сформируют антикризисный фонд на 300 млрд руб. для всех сфер экономики, включая авиацию.

Как авиакомпании пытаются развивать внутренние перевозки

С 1 по 22 марта 2020 года, по данным АЭВТ, количество выполненных рейсов по России увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 15%. С марта авиакомпания Utair открыла 18 новых направлений по России, в том числе, из Москвы во Владикавказ и Астрахань. Как минимум, 12 новых направлений будет у S7, среди них из Иркутска в Сочи, Симферополь и Анапу, рассказали РБК в пресс-службе авиакомпании. «Аэрофлот» также планирует запустить рейсы из Красноярска (своего второго хаба после Москвы) в Якутск, а также полеты из Москвы в Ярославль.

«Но занятость кресел [на внутренних рейсах] сейчас не превышает 60%», — сказал РБК заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров. В прошлом году этот показатель был значительно выше — 80,5%. «Авиакомпании будут первое время работать в убыток, но здесь логика — попытаться немного заработать даже в такой кризисной ситуации», — говорит РБК топ-менеджер одной из компаний. Для привлечения пассажира перевозчики постепенно стали снижать цены на билеты: «Аэрофлот» за прошедшие выходные сократил стоимость в два раза, «Уральские авиалинии» — на 25%.

Внутренние рейсы и так были убыточны, авиакомпании частично покрывали расходы на них с помощью международных перевозок. В 2018 году, по данным АЭВТ, убыток от внутренних рейсов составил 60,4 млрд руб. «Хаотичное переориентирование освободившейся части парка воздушных судов на внутренний рынок приведет к переизбытку провозной емкости на внутренних воздушных линиях», — предупреждает Тасун. В письме Белоусову он указывает, что такая стратегия может ухудшить экономику внутренних полетов и лишь увеличит операционные убытки компаний.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
Посольство не получало приглашение на юбилей высадки в Нормандии Политика, 18:02
Кандидат на пост главы ВС назвала препятствие для возврата смертной казни Политика, 17:56
Рыбакина призвала не искать виноватых в смене ею спортивного гражданства Спорт, 17:54
В столице начала работу главная выставка нефтегазовой отрасли Отрасли, 17:53
В Леверкузене захотели переименовать улицу в честь Хаби Алонсо Спорт, 17:53
Рублев уступил в четвертом матче подряд без выигранного сета Спорт, 17:47
FT узнала о поиске Raiffeisen сотрудников для подразделения в России Бизнес, 17:45
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Почему министр финансов США второй раз за год посетила Китай Pro, 17:44
Кремль назвал главный праздник после отказа пригласить Путина в Нормандию Политика, 17:40
Летевший из Калининграда в Москву самолет аварийно сел в Петербурге Общество, 17:37
Якутский депутат обвинил русский язык в искажении местных топонимов Общество, 17:24
Депутат в Запорожской области выжил после покушения Политика, 17:19
Молдавский суд одобрил референдум о евроинтеграции страны Политика, 17:14
В Финляндии в конце апреля начнутся учения НАТО Политика, 16:57