Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Рошаль порекомендовал ходить в магазин в перчатках Общество, 09:05 Россия и США приостановили инспекции в рамках СНВ-3 из-за коронавируса Политика, 08:51 Мадуро сообщил об ожидании второго борта с медоборудованием из России Политика, 08:12 В Сингапуре аннулировали паспорт нарушителя карантина по коронавирусу Общество, 07:17 Эксперт назвал дефицитный в России товар стоимостью полмиллиона рублей Технологии и медиа, 06:34 Жена премьер-министра Канады излечилась от коронавируса Общество, 06:19 В Великом Новгороде произошел крупный пожар Общество, 05:56 В США умер первый заразившийся COVID-19 младенец Общество, 05:33 Вирусолог обозначил пик эпидемии коронавируса в России Общество, 05:29 В Детройте из-за коронавируса отменили международный автосалон Экономика, 05:08 СМИ сообщило о финансовых проблемах итальянцев из-за коронавируса Экономика, 04:43 Двух раввинов госпитализировали в Коммунарку с подозрением на коронавирус Общество, 04:40 Москвичей предупредили о похолодании на следующей неделе Общество, 04:17 Джонсон предупредил британцев об ухудшении ситуации с коронавирусом Общество, 03:53
Бизнес ,  
0 

Авиакомпании оценили убытки от запрета полетов за рубеж в ₽500 млн в день

Как подсчитывались потери и какой поддержки авиация просит у правительства
Авиакомпании из-за запрета на полеты за границу теряют более 500 млн руб. в сутки, предупредил правительство глава отраслевой ассоциации. Письмо было направлено при частичном ограничении полетов, теперь они запрещены целиком
Аэрофлот AFLT ₽70,6 -2,86% Купить
Фото: Виктор Борзых / Global Look Press

Авиакомпании получали не менее 500 млн руб. убытков в сутки после того, как Россия из-за угрозы распространения коронавируса частично закрыла сообщение с другими странами, разрешив летать только в их столицы. Об этом говорится в письме президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие авиакомпании России, за исключением «Аэрофлота») Владимира Тасуна первому вице-премьеру Андрею Белоусову.

У РБК есть копия письма, отправленного в среду, 25 марта. Его подлинность подтвердил представитель ассоциации, представитель Белоусова отказался от комментариев.

Как авиакомпании считали убытки

22 марта Росавиация разрешала полеты только в столицы иностранных государств. Эта мера, по оценке Тасуна, затронула 70% международных перевозок. А утром 26 марта российское правительство сообщило о полной приостановке регулярных и чартерных перевозок за рубеж. Меры вступают в силу с 27 марта, исключение сделали только для вывозных рейсов.

Авиакомпании и так выполняли большинство рейсов только с целью возврата россиян еще при предыдущих ограничениях. «В связи с тем, что указанные рейсы выполняются с односторонней нагрузкой, прямой убыток авиакомпаний по каждому такому рейсу, по оценкам экспертов АЭВТ, составляет до 2,5 млн руб. при выполнении рейса на узкофюзеляжном самолете», — пишет Тасун. На широкофюзеляжном самолете убытки составляли до 4–5 млн руб. Таких рейсов выполнялось около 200 в сутки. В итоге общие убытки перевозчиков составляют не менее 500 млн руб. в сутки, заключает он.

Россия ограничит полеты в страны Европы
Общество

Глава АЭВТ подчеркивает, что ограничения на международные полеты не приведут к прямо пропорциональному росту спроса на внутренние туристические направления. «Не все потребители предпочтут такой вариант, и нельзя исключить ситуацию, когда из-за угрозы распространения коронавируса внутри страны не будут введены ограничения на внутренние перелеты», — указывает он.

Кроме того, 30–40% от всех затрат перевозчиков — постоянные расходы (вне зависимости от выполнения полетов) на аренду и лизинг самолетов, техническое обслуживание, оплату труда. За первое полугодие 2020 года, а не за весь 2020 год, как прогнозировалось ранее, перевозчики потеряют до 70 млрд руб., отметил Тасун.

Российские авиаперевозчики могут потерять из-за отмены международных полетов на фоне пандемии до 360 млрд руб., подсчитывали эксперты Bain & Company для РБК. Как говорил эксперт авиационной практики Bain Сергей Зайцев еще до полной отмены полетов за рубеж, оставшиеся рейсы несли лишь социальную функцию и уже не имели «почти никакой финансовой целесообразности».

Какие меры поддержки просят перевозчики

АЭВТ предлагает правительству принять несколько мер поддержки:

  • Обнуление НДС на перелеты через Москву. Эта мера позволит снизить фискальную нагрузку на авиакомпании в размере до 36 млрд руб., указывает Тасун. О необходимости обнуления НДС при полетах из регионов в Москву в течение всего 2020 года ранее говорил РБК и президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. По его словам, это поможет вернуть отрасли 3–4 п.п. маржи и сохранить авиасообщение в стране. Сейчас на полеты через Москву действует НДС в размере 10%. Налог на маршруты в обход Москвы для поддержки региональных полетов был обнулен в апреле 2019 года.
  • В «кратчайшие сроки» выполнить поручение президента Владимира Путина от 12 октября 2019 года о выделении из Резервного фонда компенсаций авиакомпаниям за подорожавший в 2018 году керосин. Перевозчикам обещали выплатить около 25 млрд руб., но этого до сих пор не произошло.
  • Увеличить объем финансирования существующих программ субсидирования региональных авиаперевозок в два раза. На 2020 год эти субсидии составляют около 9 млрд руб.

«АЭВТ считает необходимым принять неотложные меры в целях предотвращения стремительного роста убытков авиакомпаний, в первую очередь, на внутренних воздушных авиалиниях из-за вброса на внутренний рынок избыточных провозных емкостей (самолетов, освободившихся от полетов за рубеж — РБК), образовавшихся вследствие ограничений международного воздушного сообщения», — пишет Тасун. Эти меры нужны для создания «условий финансовой выживаемости» российских авиакомпаний, что позволит избежать возможных банкротств и вызванных этим негативных социальных последствий, а также создаст условия для быстрого восстановления в посткризисный период, заключает Тасун.

Помимо мер господдержки авиакомпании активно ведут переговоры с лизинговыми компании по отсрочке платежей или снижению лизинговой ставки. Первому удалось договориться «Аэрофлоту»: по данным «Коммерсанта», перевозчик получил от «ВТБ-Лизинга» отсрочку платежей по 67 самолетам (19% парка группы) с апреля—сентября 2020 года на июль 2021 года. Кроме того, ранее компании просили о прямой финансовой помощи. О такой возможности говорил и глава Росавиации Александр Нерадько, но пока в правительстве не сообщали о каких-либо конкретных компенсациях.

16 марта премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что для туристической и авиационной отраслей будет действовать отсрочка по взысканию налогов. Кроме того, власти сформируют антикризисный фонд на 300 млрд руб. для всех сфер экономики, включая авиацию.

Как авиакомпании пытаются развивать внутренние перевозки

С 1 по 22 марта 2020 года, по данным АЭВТ, количество выполненных рейсов по России увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 15%. С марта авиакомпания Utair открыла 18 новых направлений по России, в том числе, из Москвы во Владикавказ и Астрахань. Как минимум, 12 новых направлений будет у S7, среди них из Иркутска в Сочи, Симферополь и Анапу, рассказали РБК в пресс-службе авиакомпании. «Аэрофлот» также планирует запустить рейсы из Красноярска (своего второго хаба после Москвы) в Якутск, а также полеты из Москвы в Ярославль.

«Но занятость кресел [на внутренних рейсах] сейчас не превышает 60%», — сказал РБК заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров. В прошлом году этот показатель был значительно выше — 80,5%. «Авиакомпании будут первое время работать в убыток, но здесь логика — попытаться немного заработать даже в такой кризисной ситуации», — говорит РБК топ-менеджер одной из компаний. Для привлечения пассажира перевозчики постепенно стали снижать цены на билеты: «Аэрофлот» за прошедшие выходные сократил стоимость в два раза, «Уральские авиалинии» — на 25%.

Внутренние рейсы и так были убыточны, авиакомпании частично покрывали расходы на них с помощью международных перевозок. В 2018 году, по данным АЭВТ, убыток от внутренних рейсов составил 60,4 млрд руб. «Хаотичное переориентирование освободившейся части парка воздушных судов на внутренний рынок приведет к переизбытку провозной емкости на внутренних воздушных линиях», — предупреждает Тасун. В письме Белоусову он указывает, что такая стратегия может ухудшить экономику внутренних полетов и лишь увеличит операционные убытки компаний.