Литература как дегустация: что говорят о сомелье их любимые книги

Обновлено 26 июня 2025, 05:00

Любимая литература может сказать многое о человеке. Кто-то привык коротать вечера за томиком Флобера или Чехова, кому-то ближе захватывающие миры Герберта или Кинга, а кто-то может потерять счет времени за книгами Маркеса и Борхеса. «РБК Вино» попросил российских сомелье поделиться книгами, которые они читают, и сопоставил их с образами самих экспертов

Любимая литература может сказать многое о человеке
Фото: Ron Lach / Pexels

Любимая литература может сказать многое о человеке

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

Влада Лесниченко — глубина и таинственность

Книжные предпочтения винного промоутера Влады Лесниченко достаточно разнообразны, но все названные ею произведения объединяет многослойность, глубина и налет таинственности. Все эти эпитеты одинаково подходят как хорошему вину, так и самой Владе. Первым она назвала роман Джона Фаулза «Волхв» — серьезный, сложный, наполненный невероятным количеством отсылок и аллюзий. Читать его — это почти как пить старое бордо, с каждым глотком погружаясь все глубже и понимая чуть больше.

Среди любимых авторов Лесниченко называет Говарда Лавкрафта, Эдгара По, Стивена Кинга. Все эти знатоки внутренних демонов очень удачно вписываются и в ее образ: о вине Влада говорит с горящими глазами, много, долго и интересно (местами даже призывно), как будто знает о нем какие-то неведомые миру тайны. Охраняют эти тайны, конечно же, древние силы, с которыми она и сама явно накоротке.

Любит она и классику, но выделяет Николая Гоголя, Льва и Алексея Толстых, Антона Чехова, «Сагу о Форсайтах» Джона Голсуорси, «Город страшной ночи» Редьярда Киплинга. Романы с секретом, все такие же сложные, те, в которые нужно погружаться, а заканчивая книгу, не всегда получается сразу вынырнуть. Из современных российских авторов Лесниченко называет Евгения Водолазкина и Татьяну Толстую. Каждый из них — непростое чтиво. Не всем подходящее. Иногда, возможно, провоцирующее к тому, чтобы думать, рассуждать. А уж это прямой путь к выводам, которые вам могут не понравиться. Правда, рассуждать о вине (равно как и о книгах) Лесниченко умеет, и делает это блестяще.

Говорит Влада и о своем личном guilty pleasure — «почитать на пляже под ярким солнцем самый жесткий детектив». Но почему бы не сравнить это с дегустацией фанковой натуралки? Куда же без нее.

Валерия Тенисон — латиноамериканские маги и Италия

Книжный мир обладателя WSET Diploma и сертифицированного сомелье ASI Валерии Тенисон основан на любви к Латинской Америке. Началась она с «Дочери Монтесумы» Генри Хаггарда о завоевании Мексики испанскими конкистадорами. А потом были «латиноамериканские маги»: Габриэль Гарсиа Маркес, Хорхе Луис Борхес и Хулио Кортасар, проза которых способна пьянить ничуть не хуже вина. Тенисон называет себя фанатом итальянских вин и в целом Италии, поэтому среди ее любимых авторов вполне логично встретить Грацию Деледду, автора с Сардинии и лауреата Нобелевской премии по литературе. «Это не развлекательное чтиво, которое, однако, очень ярко показывает нравы того времени, концентрируясь на женских образах и судьбах», — описывает ее книги Тенисон.

Книжный мир обладателя WSET Diploma и сертифицированного сомелье ASI Валерии Тенисон имеет в своей основе любовь к Латинской Америке
Фото: Camille Brodard / Unsplash

Книжный мир обладателя WSET Diploma и сертифицированного сомелье ASI Валерии Тенисон имеет в своей основе любовь к Латинской Америке

Сомелье говорит, что с 2019 года в силу разных событий ее чтение — зачастую это именно профессиональная литература, в которую, однако, вклиниваются иногда достаточно пограничные вещи, например, книга Wine and War американских писателей Дональда и Пэтти Клэдструпов. В ней описано, как винная отрасль Франции выживала под немецкой оккупацией. «Сразу скажу, что французы книгу не жалуют — слишком много там вскрыто неприятных для них фактов», — отмечает Тенисон.

Есть в этом книжном мире и место мягкости и нежности: детская литература, которая появилась вместе с появлением у Валерии ребенка. Она читает классику жанра: стихи Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Агнии Барто, разбавляя их детскими книгами на французском и английском языках.

Яна Савельева — булгаковские аллюзии и французская гастрономия

Директор академии вина WineState Яна Савельева неслучайно называет одной из своих любимых книг самый «московский» из романов Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Ее винные предпочтения, рекомендации, ее яркая (как она сама) подача роднит ее не только с булгаковской героиней, но и с самой Москвой. Рассуждать о вине, о Франции, о тонкостях дегустации, стоя с высоко поднятой головой и бокалом чего-то редкого и дорогого, как будто ты та самая королева на балу у Воланда, — это стиль Савельевой.

Еще одна книга, которую она упоминает, — это «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Книга на все времена, с ответами на все вопросы. Кто-то скажет «попсовая», кто-то поспорит — вечная и для каждого. Как и в хорошем вине, в ней каждый найдет что-то свое. А уж в хорошем вине Яна Савельева точно разбирается.

Еще одна страсть Савельевой — книги о Франции и ее гастрономических традициях. Она любит вкусную еду и разбирается в ней, она любит красивую гастрономию и умеет красиво о ней сказать. Поэтому здесь снова точное попадание в образ.

Елена Лебедева — прагматизм и полезная литература

Руководитель Wine&Spirits в Perelman Restaurants Елена Лебедева подходит к выбору книг очень ответственно. По ее словам, последние 10 лет она читает в основном профессиональную литературу и книги по психологии детей. Это объяснимо, поскольку она воспитывает дочь и пытается подойти к этому процессу подготовленной. Равно как в ее винных рекомендациях в таких книгах нет лишнего, они структурированные, четкие и понятные. А главное — они созданы быть полезными.

Даже художественная литература, которую читает Лебедева, всегда подбирается не просто по мимолетному впечатлению, а по ее полезности. «В последнее время мы увлеклись книжными путешествиями, правда, детскими, и готовимся к нему — как дети, так и взрослые. В поездке в Ясную Поляну много читала про Льва Толстого, вместе с дочерью «Бегство из рая» Павла Басинского, много детских рассказов и «100 причин, почему плачет Лев Толстой» Гати Гущиной, классная серия книг с иллюстрациями с краткими фактами о жизни», — говорит она.

И даже там, где Лебедева выбирает книгу для себя (сейчас это «Щегол» Донны Тартт), она уточняет, что параллельно заканчивает чтение книги графических эссе, которая была создана в помощь «тем, кто разрядился, будто батарейка смартфона», — «Я не ленюсь, я на подзарядке» южнокорейской художницы, которая пишет под псевдонимом Дэнсинг Снэйл.

Ярослав Гурьев — фэнтези и чтение для удовольствия

Сомелье пространства «Очень винные дела» (Иркутск) Ярослав Гурьев — это классический «вечно читающий человек». Читает он для собственного удовольствия и, очевидно, для того, чтобы сделать свой мир ярче и интереснее даже таким способом. Его выбор — это фэнтези и фантастика. Любовь к этим жанрам началась, как и у многих их ценителей, с «Властелина колец», который, по словам Гурьева, сформировал его основные предпочтения: «качественное фэнтези, исторический роман, научно-фантастическая литература». Среди любимых авторов он называет и Анджея Сапковского с его «Ведьмаком», и Дж. Мартина, и Веру Камшу с «Этерной». А в далеких от жанра фэнтези, но близких к чему-то авантюрному и приключенческому книгах Александра Дюма или Мориса Дрюона может отыскать интересную информацию о винной культуре и винах в целом.

Гурьев всегда готов порассуждать на нестандартные темы и подобрать вино для иной раз совсем нетипичных ситуаций. Здесь тоже есть отголоски фэнтези, фантастики и лучших из литературных сюжетов: да, вино существует веками, да, оно глобально, основательно и велико, но всегда есть место фантазии и искре чего-то невероятного
Фото: RDNE Stock project / Pexels

Гурьев всегда готов порассуждать на нестандартные темы и подобрать вино для иной раз совсем нетипичных ситуаций. Здесь тоже есть отголоски фэнтези, фантастики и лучших из литературных сюжетов: да, вино существует веками, да, оно глобально, основательно и велико, но всегда есть место фантазии и искре чего-то невероятного

«Классика всегда тяжело давалась, наверное, из-за давления извне (бабушка была преподавателем русского и литературы и крайне не одобряла увлечения этой «чушью» (я про фэнтези и фантастику). Приходилось даже в детстве прятать книгу Желязны в обложку Островского «Как закалялась сталь». Однажды это раскрылось, и мне надавали по шее», — вспоминает он.

Гурьев всегда готов порассуждать на нестандартные темы и подобрать вино для иной раз совсем нетипичных ситуаций. Здесь тоже есть отголоски фэнтези, фантастики и лучших из литературных сюжетов: да, вино существует веками, да, оно глобально, основательно и велико, но всегда есть место фантазии и искре чего-то невероятного. Он подчеркивает, что, как и в любом жанре, в фантастике и фэнтези «много шлака», который необходимо уметь вычленять. В целом все так же, как и с вином, в котором он совершенно точно является экспертом.

Александр Герфорт — сюжетные повороты в фантастике и вине

Победитель Российского конкурса сомелье 2025 года Александр Герфорт тоже является поклонником фэнтези и фантастики. Он не просто получает удовольствие от книг Джона Р.Р. Толкина, Анджея Сапковского или Стивена Кинга, а ищет для историй глубокое обоснование. У Кинга он выделяет масштабный и сложнейший цикл «Темная башня», который часто называют апофеозом творческого метода автора, книгой без явного начала и явного конца. Эта деталь объединяет ее с винным миром, который тоже находится в постоянном развитии, а судьба вина в мировой истории полна интересных и необычных сюжетных поворотов.

Герфорт рассуждает об особенностях любимых книг так, как будто анализирует выдержанное вино. «Толкин создал эталон жанра, Сапковский добавил в фэнтези философскую глубину и моральную неоднозначность, а Кинг удивительным образом соединил фантастику, вестерн и мистику», — говорит он.

Конечно, сомелье не ограничивается одним жанром, он старается примерять на себя разную литературу. Например, «Уловка-22» Джозефа Хеллера впечатлила его «едкой сатирой, абсурдным юмором и неожиданно глубоким взглядом на войну и человеческую природу». То есть и здесь все, как с вином, — поклонник и ценитель классики не прочь попробовать что-то интересное и развить свои рецепторы: как вкусовые, так и литературные.

Евгений Агапов — интеллектуальное и петербургское чтиво

По словам преподавателя и сомелье из Петербурга Евгения Агапова, дома у него обширная библиотека, где, «пробегая глазами по корешкам», ему нравится взять одну из книг. Его книжный выбор — очень петербургский и подчас может быть в хорошем смысле высоколобым. Например, «Стратегия: логика войны и мира» Эдварда Люттвака или книги Амуса Оза, который, на минуточку, пытался переосмыслить библейский сюжет предательства Иуды. Агапов упоминает и совсем непростого «Идиота» Федора Достоевского, и «В сторону Свана» Марселя Пруста. Чтение последней может быть наполнено удовольствием почти как от вина: вам предлагают вспоминать запахи, вкусы, преодолевать время и погружаться в глубины воспоминаний. Вы буквально можете ощутить себя на дегустации книги и самого себя.

Книгой на все времена Агапов называет пушкинского «Евгения Онегина», «особенно в трактовке Валентина Семеновича Непомнящего». Сложно с ним спорить.

Маргарита Котельникова — фантастические миры и история

Сомелье петербургского ресторана «Мечтатели» Маргарита Котельникова предпочитает научную фантастику. Однако совершенно нетипичную. Например, она читает китайского фантаста Лю Цисиня, автора трилогии «Воспоминаний о прошлом Земли». По первой части «Задача трех тел» были сняты дорама и одноименный сериал HBO.

Сомелье петербургского ресторана «Мечтатели» Маргарита Котельникова предпочитает научную фантастику. Однако совершенно нетипичную
Фото: Camille Brodard / Unsplash

Сомелье петербургского ресторана «Мечтатели» Маргарита Котельникова предпочитает научную фантастику. Однако совершенно нетипичную

Среди ее предпочтений есть и «Дюна» Фрэнка Герберта, которая буквально стала основой для множества фантастических произведений, написанных после нее. Котельникова не смущается говорить о том, что эта книга стала «сложным чтивом». Это роднит повествование о далеких мирах с винным миром, в котором также есть своя философия, глубины и сложности. Однако сомелье это не пугает, как не пугает и сага Герберта, которую она готова одолевать.

«Также люблю отвлекаться на исторические романы, читала не так давно трилогию Хилари Мантел о жизни Томаса Кромвеля и самом скандально известном короле Англии — Генрихе Восьмом. Нон-фикшен тоже присутствует в моей жизни. Из последних — «Государство строгого режима» от Джеффри Кейна. Огромнейшее и кропотливое журналистское расследование о дискриминации уйгуров в Китае, которое поразило меня до глубины души. Слабонервным не читать», — добавила она.

Светлана Ломсадзе — чтение как дегустация

Бренд-шеф-сомелье «Абрау-Дюрсо» и эксперт vino.ru Светлана Ломсадзе признается, что «с литературой связана дольше, чем с вином, и связь эта врожденная». Ее мама работала библиотекарем, поэтому с детства она была окружена книгами, читальными залами и архивами. Чтение Ломсадзе называет лучшим времяпрепровождением.

«Знойное, более 40 градусов, лето 2000 года я провела в Кутаиси, плавясь на трибунах запущенного советского бассейна под открытым небом для водного поло с собранием сочинений Габриэля Гарсии Маркеса. То, что было тогда в моей родной Грузии, так было близко к маркесовсому миру, что я поняла, что это не фантасмагория, а реальность Колумбии. Кресло на бабушкином балконе и вишневое варенье с косточками навсегда связались с Флобером. Сгоревшие ноги и плечи на каникулах в Сочи связаны с Гоголем, оторваться от которого было немыслимо и счет времени потерян», — говорит она.

Самые счастливые моменты в жизни сомелье проживает с книгами, смакуя их, как хорошее вино. Она описывает процесс чтения как «любование каждой фразой, каждым словом, очень близкое к дегустации лучшего вина». Именно так Ломсадзе подходит и к выбору вин: с удовольствием, с погружением, не допуская поверхностного отношения.

Светлана Великанова — европейская классика и Италия

Своими любимыми книгами преподаватель школы Wine People Светлана Великанова называет признанную европейскую классику, романы Виктора Гюго «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется». До сих пор она может открыть любой из этих романов на любом месте и почитать в удовольствие несколько страниц. Это так похоже на возвращение к любимым винам, которыми хочется наслаждаться в определенные, важные моменты. Разумеется, два этих процесса можно и нужно совмещать.

Привлекают Великанову и книги по истории Италии. Среди любимых авторов она называет Аркадия Ипполитова или Витторио Згарби, в произведениях которых можно узнать много нового об итальянской культуре. Частью этой культуры, конечно, всегда было вино, о котором сомелье может рассуждать, как и о хорошей литературе.

Поделиться