Доля российского вина в ретейле составила 25%

Обновлено 03 марта 2025, 14:26

Доля российской вина в ассортименте крупнейших российских федеральных сетей в среднем составляет 25%, при этом именно ретейл является основным каналом продажи вина в России. Как и где покупают вино россияне — в материале «РБК Вино»

il21 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: il21 / Shutterstock / FOTODOM

Доля российского вина в ассортименте крупнейших российских федеральных сетей в среднем составляет 25%

Обсудите материал в телеграм-канале «РБК Вино».

Ретейл остается основным каналом покупки вина в России, на который приходится свыше 95% продаж в натуральном выражении.

«В 2023 году в России было продано 818 млн л вина, из них на HoReCa пришлось примерно 40 с небольшим миллионов литров. Получается, что ее доля составляет где-то 4,5% от общего объема продаж. Причем эта доля за последние годы снизилась примерно в два раза. Не за счет того, что рестораны стали меньше вина продавать, а просто рынок вырос, а рестораны продают примерно столько, сколько раньше. Полных данных по 2024 году пока нет, но тренд на рост натуральных продаж вина в HoReCa мы, безусловно, наблюдаем», — говорит Александр Ставцев, вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла.

«Время вина» — событие РБК о бизнесе, эстетике, вкусе. Весь февраль РБК исследует тему вина в России на всех своих площадках и во всех форматах. Познакомьтесь с уникальными и редкими винами из гида Артура Саркисяна и РБК на грандиозном винном салоне в Центре событий РБК 22 и 23 февраля. Генеральный партнер мероприятия — Sovcombank Wealth Management. Купить билеты вы можете тут!

Реклама, ПАО «Совкомбанк», Erid: F7NfYUJCUneRGyQqi4oR

Какое вино продают в ретейле

UladzimirZuyeu / Shutterstock / FOTODOM
Фото: UladzimirZuyeu / Shutterstock / FOTODOM

Российское вино выигрывает конкуренцию прежде всего за счет цены на фоне повышения стоимости импорта из-за увеличения пошлин

В среднем ассортимент супермаркета федеральной сети состоит из 1448 SKU (от англ. stock keeping unit — «единица складского учета») вина, при этом большая часть вин на полках супермаркетов — импортные. Они занимают примерно 75% ассортимента, правда, еще год назад этот показатель превышал 80%. Это следует из данных, предоставленных «РБК Вино» крупнейшими сетями России — «Перекрестком», «Лентой», Metro и «Ашаном».

Рост продаж российского вина отмечают большинство опрошенных сетей. «В прошлом году в натуральном обороте импортное вино занимало 72%, российское — 28%. В 2023 году на импортное приходилось 81%», — отметила руководитель по закупкам категорий «Ленты» Ирина Колосова. «В 2024 году доля российских вин в продажах торговой сети увеличилась на 5% год к году», — заявили в пресс-службе «Ашана».

Российское вино выигрывает конкуренцию прежде всего за счет цены на фоне повышения стоимости импорта из-за увеличения пошлин, последнее из которых произошло в августе прошлого года. «Кроме того, в России увеличилось количество виноделен, которые предлагают качественные продукты. Вместе с этим растет и качество производства. Мы не только расширяем ассортимент, но и внедряем проекты по поддержке производителей. Один из таких мы запустили в гипермаркетах на юге России, где выделили отечественную продукцию на полках. Все это сказывается на росте популярности российского вина», — рассказывает представитель «Ленты» Колосова. «Мы видим перспективы наращивания объемов присутствия российского вина на рынке и в торговых центрах Metro. Во-первых, за последние десять лет качество вин наших производств существенно выросло; во-вторых, развитие внутреннего туризма и тренд на локальность способствуют росту популярности; в-третьих, винодельни развивают разные категории напитков, что позволяет масштабировать бизнес и привлекать новых клиентов», — отмечает пресс-служба Metro.

Российские вина в основном представлены в нижнем ценовом сегменте. Усредненные данные опрошенных ретейлеров говорят, что 83% отечественных вин в супермаркетах по цене меньше 1000 руб. за бутылку. Только 15% — от 1000 до 3000 руб. Свыше 3000 руб. — только около 2%. Для импортных вин соотношение — 56, 41 и 3% соответственно.

Цены на вино росла на протяжении всего прошлого года. «Общая годовая инфляция по сегменту «вино» составила порядка 15%. Изменения обусловлены повышением ввозной таможенной пошлины, введением минимальной ставки пошлины, ростом акцизов и удорожанием себестоимости», — заявили в «Ашане». По словам Натальи Шестак, руководителя категории «вино» торговой сети «Перекресток», цены на импортные вина изменились после увеличения таможенной пошлины и акциза. Прежде всего, цены выросли в низком и среднем ценовых сегментах. «Цены на российские вина изменились в соответствии с изменением размера акциза», — заявила Наталья Шестак.

По усредненным данным ретейлеров, в среднем в сетевых магазинах представлены вина из 26 стран, причем 28% зарубежных вин торговые сети импортируют самостоятельно. Самый высокий показатель у «Перекрестка», который сам ввозит 52% от общего количества импортных вин.

Несмотря на увеличение пошлин на вина из недружественных стран, больше всего вин поставляется из Европы. «23 страны поставляют импортное вино в Metro, из которых наиболее часто встречаются на полках Италия (21%), Франция (13%) и Испания (10%)», — заявили в Metro. «В винном ассортименте «Перекрестка» представлено 25 стран-производителей. Самые востребованные страны: Италия — 18%, Испания — 12%», — говорит Наталья Шестак. Ассортимент «Ашана» составляют вина из 15 стран, наибольшим спросом пользуются вина из Италии, Испании и Грузии. «В ассортименте представлено 30 стран. Самые популярные — вина из Италии, Грузии и Франции. Их доля в ассортименте — 22, 18 и 17% соответственно», — заявила Ирина Колосова.

Как формируют ассортимент винотек

Чем элитней канал продаж, тем выше там цены и меньше доля российского вина. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на ассортимент винотек.

В SimpleWine сегодня представлено от 600 до 1200 SKU вина в зависимости от формата магазина. Доля продаж российского вина выросла за прошлый год с 11 до 12%. Что касается цены, то в российском вине на сегмент до 1000 руб. за бутылку приходится только 11%, от 1000 до 3000 руб. — 59%, а свыше 3000 руб. — 30%. Импортная продукция еще дороже: до 1000 руб. — 1%, от 1000 до 3000 руб. — 41%, свыше 3000 руб. — 59%. Всего в продаже представлено 17 стран, Россия в топ-3 не входит. Лидеры — Франция (46% от ассортимента), Италия (29%) и Испания (7%). Simple работает с девятью российскими хозяйствами вин премиального качества.

Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент Simple Group, говорит, что популярность российского вина, безусловно, растет. По его словам, основная проблема российских вин сейчас заключается в том, что их не хватает. «Мы также, и дистрибьюторы со стажем, видим проблематику очень профессионально, и нам не хватает не только каких-то конкретных регионов, или нам не хватает конкретных марок, или нам не хватает конкретных ценовых сегментов, — говорит Корнеев. — Нам не хватает целых категорий! Основные ограничения — это площадь виноградников и качество. Это самое главное, основное препятствие».

Как торговые сети сотрудничают с российскими виноделами

Miljan Zivkovic / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Miljan Zivkovic / Shutterstock / FOTODOM

В среднем торговая сеть сотрудничает с 42 российскими винодельческими хозяйствами

По данным ретейлеров, в среднем каждая торговая сеть продает продукцию 42 российских винодельческих хозяйств.

«Бoльшая часть ассортимента винной категории в торговой сети — это вина российского производства, — рассказали в «Ашане». — При этом «Ашан» нацелен на дальнейшее развитие и увеличение доли отечественных вин. Основные критерии при выборе поставщика/производителя: высокий уровень качества продукта, конкурентные цены, стабильность поставок, нацеленность на продвижение вина и обучение покупателей».

«На данный момент (январь 2025 года) на полке российских вин представлено 40 винодельческих хозяйств, которые соответствуют критериям органолептических свойств, справедливому соотношению цена/качество, а также для компании всегда важно наличие виноматериала в достаточном количестве и качество продукции», — заявили в Metro. Там отметили, что дальнейшая популяризация российского виноделия зависит от всесторонней готовности производителей, дистрибьюторов и покупателей к развитию отрасли. «Если кратко, со стороны производителей ключевой задачей являются постоянные поставки качественного продукта и стабильное наличие, со стороны дистрибьюторов — справедливое ценообразование и представленность в торговом зале, от покупателя — готовность пробовать новое, а для этого важно проводить дегустации и объяснять потребителю особенности напитка», — добавили в сети.

Наталья Шестак говорит, что «Перекресток» сотрудничает с 48 российскими производителями. «Мы рассматриваем как крупные, так и совсем небольшие винные хозяйства, гибко подходя к вопросам обеспечения дистрибуции и потенциальных объемов производства», — подчеркнула она. По словам Натальи Шестак, критериями попадания на полку являются качество продукции и ее потенциал хранения, коммерческий потенциал, который включает экономику, визуал и общее восприятие продукции, соответствие рыночным вкусовым трендам и покупательской потребности, стабильность поставок и пищевая безопасность.

Основной проблемой сети называют недостаток объемов производства. «Есть ряд факторов, которые могут негативно сказаться на росте продаж российских вин», — заметили в «Ашане». По мнению представителей сети, среди таких факторов — необходимость наращивать производство в низком ценовом сегменте ввиду высокого спроса, неурожай 2024 года и ограниченные тиражи вин высокого ценового сегмента. «Объемы производства российского вина ограничены, производители сталкиваются с нехваткой виноматериалов, поэтому квотирование не позволит полностью закрыть потребности рынка», — добавляет Ирина Колосова.

Как российское вино продают рестораны и дистрибьюторы

Parilov / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Parilov / Shutterstock / FOTODOM

Доля импорта у крупнейших российских дистрибьюторов в среднем составляет 85%

На сегмент HoReCa приходится менее 5% продаж вина. При этом есть два ключевых момента, которые существенно ограничивают этот канал для российского виноделия.

Первое — абсолютное большинство ресторанов работает через дистрибьюторов. «Абсолютное большинство ресторанов покупает вино у дистрибьюторов и импортеров, заключая с ними эксклюзивные договоры. Так что виноделам надо разговаривать именно с ними», — говорит Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. По его словам, главная сложность в работе напрямую с виноделами для рестораторов заключается в логистике. «Допустим, ресторатор говорит виноделу: хорошо, я готов у тебя брать вино, но ты мне его должен привезти. Виноделу везти по чуть-чуть невыгодно, он просит сразу купить у него сто ящиков. А это не нужно ресторатору», — объясняет Бухаров.

Бухаров считает, что нужно создавать инструменты поощрения для тех, кто продвигает и продает российское вино, пока же единственная обсуждаемая инициатива — введение обязательной квоты на отечественную продукцию. «В России 240 хозяйств выпускают 500 млн бутылок вина, 95% из них уходит в ретейл. А с оставшимися винами 25 тыс. ресторанов должны довести долю российских вин в своих винных картах до 20%. Математика просто не бьется пока», — говорит Бухаров.

Шеф-сомелье Folk Team Артем Самойлов также негативно относится к введению квот как к любым обязывающим мерам, которые не отталкиваются от реального запроса потребителя. Он перечисляет главные препятствия для роста продаж российских вин: стереотипное отношение потребителя, неконкурентные цены в премиальном и субпремиальном сегментах, малое количество производимого вина этих категорий и зарегулированность рынка. По словам Артема Самойлова, сейчас соотношение российских и импортных вин в ресторанах группы составляет 1:9, хотя в начале года было 1:15. Всего в ресторанах Folk Team продается вино 20 стран, впрочем, 80% приходится на Францию, Испанию и Италию. «Популярность российских вин растет. Хотя есть ощущение замедления этого роста», — говорит сомелье.

Рестораны в основном предпочитают работать по закупкам вина с дистрибьюторами, доля импорта у крупнейших из них в среднем составляет 80%, а весь ассортимент превышает 1200 sku. Такие цифры, в частности, приводят Fort, LADOGA и Simple Group.

«Нашими клиентами являются рестораны (60% бизнеса), магазины и торговые сети», — говорит Дарья Сологуб, директор по закупкам виноторговой компании Fort. По ее словам, в портфеле Fort представлены вина из 24 стран-производителей, от классических европейских до уникальных стран героического виноделия, таких как, например, Сирия. Топ-5 стран: Франция, Италия, Испания, Аргентина и Новая Зеландия. На их долю приходится 58% импорта компании Fort. В Simple в продаже представлено 17 стран, Россия в топ-3 не входит. Лидеры — Франция (46% от ассортимента), Италия (29%) и Испания (7%). В компании LADOGA сообщили, что в топ-5 зарубежных стран - поставщиков тихих вин в 2024 вошли Грузия, Италия, Чили, Испания. В 2023 году список был таким: Италия, Испания, Грузия, Франция.

Simple работает с девятью российскими хозяйствами вин премиального качества, Fort — c четырьмя винодельнями, LADOGA - c десятью. «Критерии отбора достаточно разнообразны, но принцип один: соотношение цена/качество, — говорит Дарья Сологуб. — Ввод новой позиции в портфель — это коллегиальное решение компании, на которое влияет множество факторов: цены, запросы клиентов, оценка емкости сегмента, тренды, а также возможности финансирования и рисков».

«То, что мы не насытим винные карты, — это очевидно мне как профессионалу, — признает Анатолий Корнеев. — Но я надеюсь, что здравый смысл победит и карательных мер не последует за этим. Когда ты приходишь в ресторан, а у него там десять позиций всего в карте — это не потому, что он презирает российское вино, просто его негде взять, они логистически вымываются очень быстро. Качественного вина делается по 20 тыс. бутылок, 30 тыс. бутылок, 50 тыс. бутылок — это быстро заканчивающийся ресурс».

Что надо сделать для увеличения продаж российского вина

Денис Абрамов / РИА Новости
Фото: Денис Абрамов / РИА Новости

Нужно развивать винный туризм, расширять предложение в общепите, показывать доступность отечественного продукта и наращивать производственные мощности

Все опрошенные ретейлеры, дистрибьюторы и представители ресторанного бизнеса говорят о необходимости продвижения российского вина. Правда, отмечая при этом, что самое главное условие для сохранения конкурентоспособности российских вин — их низкая относительно импорта цена.

«Чтобы продвигать продукцию и сохранять высокий спрос на нее, необходимо сохранять ценовое восприятие и не допускать значительного роста цен на продукцию, — говорит Ирина Колосова. — Нужно развивать винный туризм, расширять предложение в общепите, показывать доступность отечественного продукта и наращивать производственные мощности».

Анатолий Корнеев говорит, что главное — сохранять российское вино конкурентоспособным в ценовых сегментах. «А все производители заявили о необходимости увеличения цены. Причины — инфляция, ставка и т.д. Мы это понимаем, и мы прогнозировали такое развитие событий, что повышение акцизов и пошлин приведет также к росту стоимости и российских вин», — объясняет он. По его словам, для увеличения доли российского вина нужно два условия. Первое — сохранить нормальные цены хотя бы в том виде, в котором они есть сейчас, а второе — сохранять качество. «Я вижу, что многие виноделы — и об этом можно говорить вслух — стали расслабляться, — отмечает Анатолий Корнеев. — Им сейчас предоставили колоссальные преференции на рынке, огромное давление идет на категории импортного вина, а заместить особенно нечем».

Поделиться