В России в 2024 году выросло число энотуристов

Обновлено 09 октября 2024, 07:41

Поток российских энотуристов в 2024 году увеличился вслед за ростом общего турпотока в винных регионах, и большинство этих туристов — женщины. Больше всего энотуризм вырос в Крыму — в пределах 30–40%

Safin_Story / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Safin_Story / Shutterstock / FOTODOM

Ситуацию усложняет законодательство: в настоящий момент в России на землях сельскохозяйственного назначения разрешено выращивание винограда, но запрещено заниматься гостиничным бизнесом

Как выросло число винных туристов в России

В 2024 году винные хозяйства в самых крупных винодельческих регионах России туристы посещают активнее, чем год назад, рассказали опрошенные «РБК Вино» туроператоры и виноделы. По данным за 9 месяцев текущего года, больше всего число энотуристов выросло в Крыму — на 30-40%, меньше всего приросло посетителей на предприятиях Ростовской области и Дагестана.

«Крым прирос, по разным оценкам, на 30–40% год к году, и, соответственно, поездки на винодельни выросли примерно на 30–40%. Краснодарский край вырос поменьше — на 7–8% в целом. Но если мы посмотрим на север Краснодарского края (Анапа, Геленджик, Абрау-Дюрсо), то увидим, что здесь динамика получше: выше на 20–25%, чем годом ранее, соответственно, посещение винных хозяйств в этих муниципалитетах тоже выросло где-то на 20%», — комментирует «РБК Вино» вице-президент АТОР Сергей Ромашкин.

Что касается Дагестана, то, несмотря на ежегодный рост турпотока примерно на 15–20%, число винных туристов выросло незначительно — в пределах 5%. «Может быть, производители не особенно активны. А может быть, там и так есть что посмотреть без визита к винным производителям. Можно сказать, что в Дагестане слишком много конкурирующих идей», — считает он.

По итогам года винодельческие регионы смогут нарастить до 15% энотуристов по сравнению с 2023 годом, считает эксперт Международного экспертного совета Комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии (РСТ) Леонид Попович.

«Сезон еще не закончился. Но чего мы ожидаем? Я думаю, что количество винных туристов и экскурсантов в целом по стране увеличится на 10–15%. И если бы не проблемы с логистикой, то мы бы имели еще большие цифры. Я думаю, что туристы будут посещать винодельни до конца октября», — спрогнозировал эксперт.

На какие винодельни и откуда ездили российские туристы в 2024 году

По данным вице-президента АТОР, безусловный лидер по приросту туристов — это «Абрау-Дюрсо». «Он прирос где-то на 25–30%, поскольку именно «Абрау-Дюрсо» в общественном сознании ассоциируется со столицей игристых и шампанских вин. Отели винодельни даже сейчас загружены на 100%», — говорит Ромашкин.

Как прокомментировала «РБК Вино» вице-президент по туризму и специальным проектам ГК «Абрау-Дюрсо» Ирина Гончарова, в течение всего 2024 года наблюдается устойчивый рост числа туристов в сравнении с 2023-м, сентябрь не является исключением. Основной поток энотуристов приходится на жителей Краснодарского края и соседних регионов.

«К нам приезжают со всей России, но если выделять регионы с наибольшим числом гостей, то с 2020 года мы отмечаем неизменно высокий турпоток в «Абрау-Дюрсо» из Краснодарского края, Москвы и Московской области, Ростовской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Республики Крым, Ставропольского края и Волгоградской области. С 2022 года география гостей расширилась — все больше туристов приезжают из Нижегородской и Тверской областей», — рассказала Гончарова.

Прирост числа путешественников в «Долине Лефкадия» (Крымский район), интересующихся энотуризмом, вырос на 35% по сравнению с прошлым годом, прокомментировали в компании «Николаев и сыновья». География винных туристов очень неоднородна за счет отсутствия комфортной логистики, рассказал управляющий партнер семейного предприятия «Николаев и сыновья» Михаил Николаев. «Сегмент аудитории винных туров средний и премиальный, а география туристов расширилась за последние пять лет до Урала и Сибири, увеличился поток энотуристов из Ростовской области на 19% и Поволжья на 17%», — сказал он. В целом основную долю туристов представляют жители Ростовской области (31,8%), Москвы и Московской области (18,9%) и Краснодарского края (15,1%).

Винодельня «Шато де Талю», расположенная в Геленджике, за три летних месяца встретила 21,5 тыс. туристов, что на 45% больше, чем за аналогичный период 2023 года. В планах компании нарастить это число до 37 тыс. до конца года.

По состоянию на сентябрь 2024 года площадки самой большой винодельни в России «Кубань-Вино» (Темрюкский район) посетили около 20 тыс. человек. «Число туристов по итогам нескольких лет выросло. Если, например, в 2022 году у нас было 14 тыс. туристов, в 2023 году мы приняли около 18 тыс. туристов, а в этом году — уже около 20 тыс.», — сказала руководитель экскурсионно-маркетингового отдела ООО «Кубань-Вино» Анна Макиенко. География туристов расширилась, заявили в компании. В 2024 году, как и в прошлом, много туристов было из средней полосы и из дальних регионов, вплоть до Сибири, Дальнего Востока: из Якутска, Хабаровска, Читы, Ханты-Мансийска, с Камчатки.

На винодельню «Фанагория» в этом году приехало в 2 раза больше гостей, чем в прошлом. За последние 5 лет география туристов не изменилась, отмечает руководитель направления «Винный туризм» «Фанагории» Наталья Лежепёкова. «В летний сезон — больше всего гостей из Москвы и Петербурга. В другое время года приезжают жители Краснодарского края и наши ближние регионы — Ростовская область, Ставропольский край, которые могут позволить себе с учетом существующих транспортных возможностей выехать на отдых на выходные или 3-4 дня», — комментирует Лежепёкова.

В Крыму центр винного туризма WINEPARK принял за январь—август текущего года 61 тыс. человек, в то время как годом ранее — только 45 тыс.

Сколько вина покупают туристы на винодельнях

Больше всего заинтересованы в продажах вина туристам небольшие винодельческие предприятия и крестьянские фермерские хозяйства (КФХ), считает Леонид Попович.

«Эти хозяйства очень разные по объему производства. Есть КФХ очень маленькие, которые делают всего 10–15 тыс. бутылок. Такие совсем маленькие хозяйства стараются как можно больше продать вина туристам. Некоторые продают и половину, и две трети продукции. На предприятиях, которые вышли на норму — 160–165 тыс. бутылок, продажи достигают около четверти объема существующей продукции», — рассуждает Леонид Попович.

Так, в «Долине Лефкадия» большая доля продаж вина приходится на туристов — это около 59% в 2024 году, рассказали в компании.

В тоже время, отмечает Попович, на крупных предприятиях, таких как «Абрау-Дюрсо», которые производят более 40 млн бутылок, доля проданного непосредственно туристам вина невелика и находится в пределах незначительных показателей.

Как прокомментировали «РБК Вино» в компании «Кубань-Вино», статистика по продажам вина туристам вообще не ведется, поскольку туризм на предприятии направлен в большей степени на повышение узнаваемости бренда. «Здесь они пробуют вино, узнают про него, а потом, возвращаясь в свои города, ищут уже на полках своих магазинов», — пояснила Анна Макиенко.

Что повлияло на винный туризм в 2024 году

Первый фактор, который в этом году повлиял на развитие энотуризма в России, — это общий турпоток в регионах. «Показатели потока винных туристов в какой-то мере наследуют показатели динамики региона по турпотоку в целом. Полностью оторваться от динамики туристического потока винодельни пока не могут. Основная часть туристов на виноградники — это пляжные туристы, которые в качестве основного вида отдыха предпочитают отдых на море, и потом на день-два они ездят по экскурсиям, в том числе заезжают на винодельни», — объясняет Ромашкин.

BorisVetshev / Shutterstock / FOTODOM
Фото: BorisVetshev / Shutterstock / FOTODOM

В 2024 году выросли продажи игристых вин, и по данным экспертов, те винодельни, которые предлагают своим гостям игристые вина, посещались лучше примерно на 5–6 процентных пункта, чем винодельни, которые производят сухие или десертные вина

Второй фактор, по мнению Сергея Ромашкина, это тренды, связанные с изменением структуры потребления вина. «В этом году выросли продажи игристых вин, и мы тоже заметили, что те винодельни, которые предлагают своим гостям игристые вина, они чуть больше, на 5–6 процентных пункта лучше посещались, чем те, которые производят сухие или десертные вина. Поэтому мы рекомендуем винодельням запустить какой-нибудь игристый бренд, чтобы повысить свои шансы и раскачать турпоток», — комментирует Сергей Ромашкин.

По данным туроператора «Дельфин», 70% посетителей российских виноделен — это женщины. Они же в большинстве своем принимают решение по поездкам. «У женщин очень осторожное отношение к таким экскурсиям, да и в целом к потреблению вина в семейном кругу. Это вопрос культуры и традиции. И часто выбор поездки по достопримечательностям остается за женщиной, это надо учитывать», — комментирует Ромашкин.

Поделиться