В деле о пропавших виноградниках в Дагестане появилась «схема с акцизом»

Обновлено 11 июня 2024, 13:05

Россельхознадзор по Дагестану снова сообщил о выявлении участков, на которых, по документам, должен расти виноград, но при проведении проверки насаждения не были обнаружены. С начала мая это второй случай в республике. В ведомстве считают, что предоставление недостоверных сведений может быть использовано для получения налоговых вычетов по акцизам на виноматериалы

В Кайтагском районе Дагестана сотрудники Россельхознадзора в ходе проверки выявили 378 га несуществующих виноградных насаждений. Об этом говорится в сообщении ведомства от 11 июня.

По данным Россельхознадзора, участки, которые проходили проверку, находились в аренде у индивидуальных предпринимателей Луизы Сайрановой и Вадима Тонких, зарегистрированных в Санкт-Петербурге и Дагестане соответственно.

«Управлением установлено, что на земельных участках, расположенных на территории Кайтагского района Республики Дагестан, отсутствовали виноградные насаждения, указанные в схеме географических координат паспортов виноградных насаждений», — говорится в сообщении ведомства.

Кроме того, по данным Россельхознадзора, индивидуальные предприниматели внесли недостоверные сведения в паспорта виноградных насаждений о собственниках участков, которые те арендовали. Также в ведомстве выяснили, что ИП вносили недостоверные сведения и в урожайные декларации, которые подавали в реестр виноградных насаждений.

Как уточнили в Россельхознадзоре по Дагестану, материалы проверки направлены в МВД по республике и МВД по Ленинградской области, а также в органы прокуратуры «в целях предотвращения получения третьими лицами необоснованных налоговых вычетов по акцизам на виноматериалы».

Как рассказали «РБК Вино» в Россельхознадзоре по Дагестану, Луиза Сайранова внесла в реестр виноградных насаждений участки общей площадью 199 га. Согласно Единому государственному реестру недвижимости, по словам представителя ведомства, она не является арендатором этих участков.

«Арендатором участков, которые она указала, является «Избербашселектцентр». Организация арендует землю, находящуюся в муниципальной собственности на 49 лет. При этом на участках нет винограда, там чистое поле», — рассказали «РБК Вино» в Россельхознадзоре.

По его словам, ситуация с участками, сведения о которых предоставил Вадим Тонких, сложнее.

«По нему мы продолжаем проверку. У него пустыми были не все участки, на части из них действительно есть виноградные лозы, но мы предполагаем, что виноград может быть старым и неплодоносящим, а по документам у него там посажен виноград 2014 года, то есть молодые лозы», — уточнили в ведомстве.

«РБК Вино» не смог связаться с указанными в сообщении Россельхознадзора по Дагестану предпринимателями Луизой Сайрановой и Вадимом Тонких.

На сайте Федеральной налоговой службы говорится, что производитель алкогольной продукции из винограда или виноматериала имеет право получить налоговый вычет по сумме акциза на виноград или виноматериал, который был использован для производства напитков. Для этого виноделу необходимо документально подтвердить, что виноград или виноматериал, из которого он производил продукцию, находился у него в собственности, то есть предварительно необходимо вырастить или купить виноград или виноматериал.

С чего все началось

В начале мая 2024 года Россельхознадзор по Дагестану впервые сообщил о случае обнаружения несуществующих виноградников. Речь шла о компании «Дионис Агрокрым», которая, по версии ведомства, внесла недостоверные сведения в реестр виноградных насаждений. Недостоверные сведения касались самого виноградника, собственников земли и урожайной декларации.

Согласно данным, поданным «Дионис Агрокрым» в реестр виноградных насаждений, компания арендовала десять земельных участков под виноградники в Дагестане. При этом проверка Россельхознадзора затронула только два из них. По остальным восьми участкам ведомство планирует продолжать работу.

Как рассказали «РБК Вино» в Россельхознадзоре по Дагестану, один из участков, которые, по документам, арендовала «Дионис Агрокрым», принадлежит сельскохозяйственному кооперативу — колхозу «Аймаумахинский». Площадь участка составляет более 1 тыс. га. Корреспондент «РБК Вино» связался с директором колхоза «Аймаумахинского» Умаром Халимбековым, который заявил, что сельхозпредприятие не заключало договор аренды с крымской компанией.

«Никакого договора с этой компанией мы не заключали. Я вообще не знал об их существовании. У нас огромное животноводство, есть летнее и зимнее пастбище. Получается, что они, по документам, посадили виноград на наших пастбищах-солончаках. А это в принципе невозможно. Мы бы были рады, если бы там было возможно что-то посадить. Это соленые поля, которые непригодны для высаживания винограда», — рассказал Умар Халимбеков.

При этом директор и владелец компании «Дионис Агрокрым» Григорий Попов заявил «РБК Вино», что не считает, что его компания допускала нарушения. «Возможно, нами были указаны некорректно координаты в связи с использованием устаревшей GPS-техники», — отметил он, комментируя информацию, что на указанных в паспортах земельных участках сотрудники Россельхознадзора не нашли виноградников. По его словам, компания не производит вино или соки из винограда, но при этом выступает поставщиком продукции для ряда предприятий. Конкретные наименования контрагентов он не назвал, ссылаясь на коммерческую тайну компании.

Как рассказал собеседник «РБК Вино» на одном из предприятий региона, «Дионис Агрокрым» являлась поставщиком виноматериала для одного из винодельческих заводов в Симферополе.

«РБК Вино» направил запрос в прокуратуру Крыма, где сообщили, что материалы проверки переданы в МВД. В МВД Крыма на момент публикации на запрос «РБК Вино» не ответили.

Зачем это нужно

Как пояснил «РБК Вино» заместитель председателя Комитета по виноградарству и виноделию Дагестана (Дагвино) Ахмед Ахмедов, выявление несуществующих виноградников влияет на то, как виноградари Дагестана выглядят в публичном поле.

«Дагвино волнует, какая именно продукция производится из винограда, по документам, выращенного в Дагестане. Если под видом дагестанского винограда производители получают сторонний виноматериал, то это должно быть отражено на этикетке. А выходит, что на вине написано, что он изготовлен из дагестанского винограда, но, что в действительности налито в бутылку, мы не знаем», — добавил он.

Юрист, управляющий партнер юридической компании «Закон и налоги» Алексей Гатин подчеркнул, что как таковой ответственности именно за внесение недостоверных сведений в реестр виноградных насаждений для компаний не предусмотрено.

«При выявлении контролирующие органы должны потребовать устранить несоответствие. Но при этом нужно учитывать, что это может быть частью схемы по реализации какого-либо правонарушения или даже преступления», — считает юрист.

В Россельхознадзоре по Дагестану «РБК Вино» сообщили, что внесение недостоверных сведений в реестр виноградных насаждений может быть использовано для получения «третьими лицами необоснованных налоговых вычетов по акцизам на виноматериалы».

«Речь не идет о том, что налоговые вычеты получали именно предприниматели, которые подавали недостоверные сведения. Здесь важнее, каким предприятиям они сдавали «несуществующий виноград». Потому что эти предприятия могли в отчетности показывать, что делают вино из реально существующего винограда, которого по сути нет. Здесь должны разбираться правоохранительные органы», — пояснил представитель Россельхознадзора.

Поделиться