Лента новостей
Ужесточены правила ввоза автомобилей из ЕАЭС: новое в законах о таможне 13:10, Статья Француз с российским паспортом получил должность в «Зените» 13:08, Статья В Кремле ответили на вопрос, были ли контакты Шойгу и Путина по Иванову 13:07, Новость Минсельхоз взял на особый контроль ситуацию с подорожанием хлеба 13:01, Статья Кремль назвал спекуляцией сообщения о подозрении Иванова в госизмене 12:58, Новость CryptoQuant заметила фиксацию прибыли долгосрочными держателями биткоина 12:58, Статья Боец UFC заявила, что рада выдворению преследовавшего ее мигранта 12:57, Статья Генпрокурор предложил устранить дисбаланс денежного довольствия военных 12:55, Новость Какой отечественной BI-системой заменить Microsoft Power BI: три варианта 12:52, Статья Дело режиссера Беркович и драматурга Петрийчук поступило в суд 12:49, Новость Эксперты обсудили стимулирование повторного использования промотходов 12:48 Как изменилось образование за последние пять лет 12:47, Статья Генпрокурор назвал число чиновников, наказанных за взятки 12:46, Статья Кремль отказался вмешиваться в ситуацию с задержанием главы МЧС Чечни 12:43, Статья Суд в Новосибирске оштрафовал бар по делу о пропаганде ЛГБТ 12:33, Новость Путин назвал целью терактов дестабилизацию суверенных государств 12:32, Новость Смоленский губернатор заявил о локализации пожаров после атак дронов 12:29, Статья В РПЛ не увидели смысла расширять число участников чемпионата 12:29, Статья
Газета
«Нам пришлось поднимать цены»
Газета № 208 (1983) (1011) //3165 Общество,
0

«Нам пришлось поднимать цены»

Президент Ford Sollers Тед Каннис – о перспективах своих предприятий в России
Фото: Екатерина Садовская для РБК
Фото: Екатерина Садовская для РБК

Последние десять лет компания Ford гордо несла звание первой в России «народной» марки и одного из лидеров развивающегося авторынка. В этом году для нее настали черные времена – главная модель производителя Focus показала сильное падение, общие продажи марки за девять месяцев снизились на 42%. Но руководство компании не опускает руки, говорит РБК президент совместного предприятия Ford Sollers Тед Каннис. На ближайший год компания запланировала вывод на рынок шести новых моделей. Успех продаж будет зависеть от цен, на которые влияют ослабление рубля и программы утилизации.

«Непросто будет до 2016 года»

– Как некогда самая продаваемая иномарка – Ford Focus – показала самое сильное падение продаж в этом году?

– Есть несколько причин. Отчасти это связано с общим снижением продаж в C-сегменте последние два-три года. Очевидно, что лучше растут продажи машин классом ниже и, конечно, кросcоверы.

– Снижение продаж в C-классе настолько заметно?

– В этом году это около 15%, в 2013‑м – 20%. Это сложно не заметить.

– Но внутри C-сегмента продажи Focus падали быстрее...

– Я назвал первую причину. Вторая – многие компоненты модели приходят из Европы. Нам пришлось поднимать цены, переложив на плечи покупателей часть потерь от колебаний курса рубля.

– Как девальвация рубля отразится на финансовых показателях в текущем году и 2015-м?

– Мы не раскрываем финансовый прогноз. Но могу сказать, что в 2011 году мы в своих прогнозах исходили из того, что стоимость евро не превысит 40 руб. Сегодня это не так.

– Не получится, что следующий год станет периодом ценовых войн компаний, которые держат цену, с теми, кто вынужден менять ценники, из-за роста курса доллара и евро?

– Ключевые игроки рынка чувствуют давление со стороны укрепляющихся доллара, евро и корейской воны, но цены сильно не меняются. В следующем году они должны будут скорректировать прайс-лист. Слабая японская иена поддержит японцев, это видно уже сегодня.

– И что делать?

– Повышать локализацию. Использовать местную сталь, местные комплектующие. Мы быстро ищем российских поставщиков, но рубль падает быстрее. Пока есть резервы локализации даже для Focus: раньше мы брали материалы, теперь все чаще готовые детали местного производства, например отделку салона. В следующем году мы запустим сборку двигателей в России.

– Сколько продлится нестабильность на российском авторынке?

– Сегодня мы считаем, что будет непросто в среднесрочной перспективе, до 2016 года. Это вызвано и колебаниями рубля, и снижением цен на нефть. Внешние факторы – геополитика и стагнация в ЕС – это тоже влияет на спрос на энергоносители из России. Можно говорить о кризисе на два года.

В долгосрочной перспективе мы верим, что вы можете стать рынком номер один в Европе. Нефть и газ всем пока нужны, у вас все еще мало машин на 1000 человек (если брать Польшу или Испанию).

«Агрессивно перестраивайте бизнес»

– Санкции влияют на вас?

– Смотрите, как это работает. Санкции снижают приток иностранных инвестиций. Это давит на рубль. Ставки по кредитам растут. Все это будет сказываться на рынке еще два года. На моих операциях это никак не отразится, а вот кредит станет дороже для покупателя.

Стратегически можно говорить о нестабильности. В такой период сложно продавать товары длительного пользования, ведь покупатели проявляют осторожность. Долго взвешивают «за» и «против», ждут определенности в работе, семейных вопросов... Как только ясность появляется, продажи идут вверх, как это было в 2009 году.

Мы не меняем своих планов – запустить шесть новых моделей за 14 месяцев. На рынок уже вышел новый Transit, на подходе EcoSport. В следующем году – пуск завода двигателей.

– Где тот горизонт, достигнув который компания пересмотрит планы в России? Как долго вы будете верить в рынок?

– На каждом столе у нас стоит памятка. «Агрессивно перестраивайте бизнес, чтобы оставаться прибыльным и удовлетворять спрос» (читает). Так что все зависит от конкретной ситуации. Если рубль просядет – один рецепт, если падает объем продаж – другой. Нам приходится каждый месяц смотреть, что меняется, что нового, и корректировать стратегию.

Когда мы увидели снижение курса рубля, то резко скорректировали план производства. В первом квартале спрос был высокий (так всегда при падении национальной валюты) и мы учитывали это. Летом, вы видели, мы снизили план сборки. В сентябре у нас были продажи лучше конкурентов. Почему? Мы пересмотрели линейку предложения в пользу кроссоверов. Их хорошо покупают сейчас. Нам помогла программа trade-in – дилеры продали уже более 3000 автомобилей. Утилизация также помогает нам: половина продаж кроссовера Kuga идут этим путем.

– Сдвигаются ли сроки окупаемости проектов в России?

– Очевидно, что точка окупаемости, ожидаемый нами финансовый результат передвинуты на более поздние сроки. Точных цифр не дам. Причем меняются не затраты или цены для поставщиков, а объемы: чем они меньше, тем дольше сроки окупаемости.

– Вы участвуете в переговорах с правительством по продлению программы утилизации на следующий год?

– Мы активные участники диалога. Наша позиция – программу надо продлевать, она помогает отрасли. В сентябре она сработала, поможет и в октябре. Если 2015 год пройдет без программы утилизации, то продажи новых машин еще просядут.

– Будете снижать выпуск и занятость?

– Каждый месяц мы проводим ревизию планов. Но мы уже скорректировали производственные планы, и прямо сейчас мне не надо ничего менять. Когда программа закончится (и ее не продлят), буду смотреть, как и что снизить. Но в этот раз в любом случае мне не придется сокращать людей. Новые модели требуют рабочих рук. Другое дело, что объем выпуска можно будет снизить.

«Каждый год выбывают 5% дилеров»

– Вы утвердили план производства на следующий год?

– Мы не раскрываем годовой план. Я понимаю точно, каким будет первый квартал. Затем будут смотреть месяц 2015 года к месяцу 2014-го, как все идет. Пока план очень сбалансированный.

– Будете экспортировать собранные в России машины?

– Мы изучали Казахстан и Белоруссию. В последнем случае не имеет смысл возить машины из-за экологического сбора. В Казахстан отгрузим первые машины в ноябре. Первый заказ – 300 машин, со временем речь пойдет о тысячах.

– Вы выигрываете от решения правительства закупать для госнужд только машины, собранные в Таможенном союзе?

– Мы это поймем по новым заказам. Думаем, что поможем продажам, в частности, легкого коммерческого транспорта, которые собираем в России. Если это распространится на госкомпании и госбанки – будет еще лучше.

Сегодня на долю госзаказа приходится менее 1% продаж. Но это важный для нас покупатель.

– Как себя чувствуют дилеры марки?

– С каждым дилером мы прорабатываем финансовый план. Недавно мы собирали всех на представление новой модели. И они пока оптимистично настроены. У нас еще четыре новые модели, которые будут популярны в регионах. Например, Fiesta – это интересный покупателям B-класс.

– Кто-то отказывался от дилерства?

– Ничего необычного не происходит. Обычно каждый год выбывают 5% дилеров.

– Какой у вас объем долга, ведете ли переговоры о реструктуризации?

– У нас один кредит – $1,2 млрд (36 млрд руб.), который взят в ВЭБе. Долг в рублях, не надо его реструктурировать. У нас есть новые проекты, под которые придется привлекать средства, но в этом моменте проблем нет.

– Клиенты стали консервативней по части займов?

– В среднем по году 45% продаж идет в кредит, в сентябре так продавалась каждая вторая машина.

«В автопроме это будет другой кризис»

– Что кризис изменил на рынке, чем он отличается от предыдущего?

– Сейчас не 2008 год. Тогда нефть ушла до 40 долл. и кризис был не только у вас, а по всему миру. Сейчас – это локальные проблемы. США на подъеме, доллар укрепляется, и деньги инвесторов уходят. Россия сегодня в лучшей форме с точки зрения резервов и цены на нефть. Инвесторы, конечно, напуганы санкциями, но через пару лет страх пройдет.

Все крупные компании построили заводы в России. Сегодня куда больше моделей собирается внутри страны, и рынок может предложить альтернативу импорту. Так что в автопроме это будет другой кризис, отличный от 2008 года.

– Ваш прогноз цены на нефть и курсов валюты, на который вы опираетесь.

– В долгосрочной перспективе в Ford верят, что нефть вернется на отметки выше $100. Если вы не Саудовская Аравия, вы не можете добывать нефть дешевле $40 за баррель, технологии совершенствуются, но не так быстро, как хотелось бы. США растут, Европа отходит от стагнации – спрос на энергоносители растет.

По рублю ЦБ придется повышать учетную ставку, чтобы ослабить давление на курс национальной валюты и сдержать рост инфляции.