Баб-эль-Мандебский пролив: как Иран и хуситы используют этот маршрут

Содержание:
- Что такое Баб-эль-Мандебский пролив и где он находится
- Почему Баб-эль-Мандебский пролив критически важен для мировой морской торговли
- Кто контролирует Баб-эль-Мандебский пролив
- Как Иран использует хуситов для давления через Баб-эль-Мандеб
- Атаки на суда и ограничения судоходства
Что такое Баб-эль-Мандебский пролив и где он находится
Баб-эль-Мандебский пролив — это пролив на северо-западе Индийского океана, который соединяет Красное море с Аденским заливом Аравийского моря. Он разделяет Аравийский полуостров и регион Африканского рога. Связывая Европу, Азию и Африку, пролив имеет ключевое значение для мировой торговли, поскольку через него проходят суда, следующие через Суэцкий канал. В 2006–2012 годах судоходство в Аденском заливе к югу от пролива страдало от нападений сомалийских пиратов, а с 2018-го следующие через Баб-эль-Мандебский пролив торговые суда периодически подвергаются нападениям и обстрелам йеменских хуситов.
Баб эль-Мандебский пролив находится на северо-западе Индийского океана. Его длина — около 115 км, ширина — 26–32 км, средняя глубина — 150 м. Вулканическим островом Перим (также Барим, Маюн, Мейум) площадью 13 кв. км пролив разделен на два неравных судоходных пути — Большой (Дахг-эль-Мейум) и Малый (Баб-Искендер), шириной соответственно 20 и 3 км. При этом Большой канал имеет глубину 310 м, а Малый — всего 10–30 м. Этот участок расположен между полуостровами Рас Баб-эль-Мандеб (в Азии) и Рас Сийан (в Африке). Благодаря этому наиболее узкому и исторически самому опасному для навигации участку морского пути, изобилующему рифами, подводными течениями и отмелями, пролив и получил свое название (в переводе с арабского «Баб эль-Мандеб» буквально означает «врата скорби»).
К югу от Перима находятся семь небольших скалистых вулканических островов (Джезират сауаба, или себа, другое название — «Семь братьев»), принадлежащих Джибути, к северо-западу — острова Думейра, которые также контролируются Джибути, но оспариваются Эритреей.
Непосредственно вдоль побережья пролива расположены небольшие города Мулхуле и Хор-Ангар (в Джибути), на йеменском побережье — несколько рыболовных поселений, в том числе Дубаб. Среди важных портов Баб-эль-Мандебского пролива — йеменский Моха (Мокка) и эритрейский Асэб (один из двух важнейших портов Эритреи), однако они не играют важной роли в региональной торговле.
Почему Баб-эль-Мандебский пролив важен для мировой торговли
С 1869 года Баб-эль-Мандебский пролив служит южными воротами в Суэцкий канал, через который осуществляется 10–12% мировой морской торговли и порядка 30% мировых контейнерных перевозок (ежегодно канал и пролив проходят порядка 20 тыс. судов).
Его значение выросло со второй половины XX века после начала коммерческой разработки нефтяных месторождений стран Персидского залива и роста торговли Европы с Восточной Азией. Ныне через пролив в том числе идут поставки нефтегазового сырья из стран Персидского залива, следующие морским путем через Ормузский пролив (в Средиземноморье) или из красноморских терминалов в Саудовской Аравии (в Азию).
К югу от пролива находится портовое государство Джибути, чья экономика сильно зависит от транзитной торговли через Баб-эль-Мандеб и обслуживания базирующихся там для его охраны иностранных военных контингентов. В свою очередь, порт Джибути обслуживает до 95% морской торговли Эфиопии и в общей сложности 70–80% эфиопского товарооборота.
Кто контролирует Баб-эль-Мандебский пролив
Баб-эль-Мандебский пролив относится к территориальным водам Эритреи и Джибути (в Африке), а также Йемена (на азиатском побережье).
Пролив считается зоной высокой геополитической напряженности в связи с напряженными отношениями:
- между Ираном и его союзниками (в первую очередь хуситами), с одной стороны, и Саудовской Аравией, ОАЭ и США, с другой;
- между Эритреей и Джибути;
- между Китаем и США, поскольку Йемен играет важную роль в инфраструктурной стратегии «Один пояс, один путь», а с 2017-го в Джибути располагается военная база НОАК.
Еще одним узлом напряженности в регионе является отношения между Эфиопией и Эритреей, которые испортились после сделанных в 2023-м эфиопским премьер-министром Абием Ахмедом заявлений о необходимости доступа страны к Красному морю. Некоторые усмотрели в его словах намек на возможный силовой захват эритрейских портов Асэб и Массауа.
Благодаря стратегическому значению пролива для мировой торговли и высокой уязвимости этого водного маршрута в Джибути расположены военно-морские базы целого ряда стран, в том числе Франции (с 1977-го), США (с 2002-го), Китая (с 2017-го), Японии (с 2011-го), Италии (с 2012-го), а также небольшие контингенты Великобритании, ОАЭ, Испании, Германии и др. Ранее, в конце 1970-х, Каир, предположительно, предлагал Южному Йемену взять остров Перим в аренду на 99 лет, однако в Адене отклонили это предложение. С 2015 года эритрейский порт Асэб с расположенным там аэродромом использовался вооруженными силами ОАЭ как ключевой логистический хаб для операций в Йемене, однако в 2021 году военное присутствие ОАЭ в Асэбе было свернуто.
Расположенный к северу от пролива северо-западный участок йеменского побережья вместе с прилегающими островами, включая крупнейший в этой зоне порты Ходейда и Салиф, в настоящее время контролируется движением «Ансар Аллах» (хуситы) — военизированным религиозно-политическим движением, близким к Тегерану и враждебным к Саудовской Аравии, Израилю и США. Несмотря на то что ключевой остров Перим контролируют антихуситские силы, отбившие остров и прилегающие к нему континентальные участки побережья при поддержке войск ОАЭ, движение хуситов способно создавать препятствия морскому судоходству через пролив с помощью противокорабельных ракет, беспилотников, безэкипажных начиненных взрывчаткой лодок и плавучих мин, а также абордажных средств. В южной части Аравийского полуострова с 2017 года базируется Южный переходный совет (ЮПС) — сепаратистское образование, пользующееся поддержкой ОАЭ, с 2018-го оно полностью контролирует морской порт Аден. С 2021-го ЮПС добивается международного признания путем организации на подконтрольных ему территориях референдума под эгидой ООН.
Как Иран снабжает хуситов через Баб-эль-Мандеб
Западные страны регулярно обвиняют Иран в материально-технической и военной поддержке йеменских хуситов, в первую очередь через Баб-эль-Мандебский пролив и йеменские порты Ходейда и Салиф, а также в передаче хуситам разведданных с военных судов в Красном море, что, по мнению США, Великобритании и их союзников в регионе, облегчает диверсионные акции хуситов в отношении коммерческих судов.
Атаки на суда и ограничения судоходства
Первый зарегистрированный инцидент в Баб-эль-Мандебском проливе имел место в 1971 году — в июне того года в проливе, предположительно с острова Перим, был обстрелян следовавший в израильский Эйлат под либерийским флагом танкер Coral sea. Ответственность за инцидент взял на себя «Народный фронт освобождения Палестины». В ходе арабо-израильского конфликта в октябре 1973 года власти Демократического Йемена объявили о запрете прохода судов под израильским флагом, и пролив при участии Египта был заблокирован до декабря того же года. В 1975 году Египет и Израиль договорились не препятствовать морскому судоходству в этой зоне, в том же году право на беспрепятственный проход израильских судов через пролив было подтверждено гарантиями США. Инцидент 1971 года и кратковременная блокада канала подтолкнули еврейское государство к разработке ракетных катеров класса «Саар» («Решеф»), способных поражать цели в южной части Красного моря.
С 2014 года наибольшую угрозу для судоходства представляет гражданский конфликт в Йемене. После того как в марте 2015-го коалиция во главе с Саудовской Аравией начала интервенцию в Йемен против мятежного движения «Ансар Аллах» (хуситы), те начали атаковать объекты в Саудовской Аравии и ОАЭ, а также связанные с Саудовской Аравией и ОАЭ цели в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе. В частности, в мае и июле 2018-го хуситы обстреляли близ Ходейды саудовские нефтевозы Abqaiq и Arsan, в результате чего Саудовская Аравия временно прекратила перевозки нефти через пролив. В течение 2015–2018 годов коалиционные силы обезвредили почти 90 морских мин в Красном море. Нападениям также подвергались американские военные суда.
Ситуация в Баб-эль-Мандебском проливе начала вновь обостряться с 2019 года, когда Израиль предпринял несколько атак в отношении судов с нефтью, следовавших через пролив под иранским флагом в Сирию. В ответ на это Иран и союзные ему хуситы предприняли ряд диверсий в отношении связанных с Израилем судом с помощью морских мин. При этом в сотрудничестве с Ираном в Израиле подозревали Эритрею: в частности, в ее территориальных водах в 2016–2020 годах действовало связанное с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) грузовое судно MV Saviz, которое было потоплено в апреле 2021 года в связи с подозрениями в координации шпионских операций иранских сил в Красном море.
Ситуация с безопасностью в проливе резко обострилась в ноябре 2023 года, когда хуситы в знак солидарности с Палестиной стали регулярно нападать на связанные с Израилем суда в этой зоне. В частности, в ноябре того года хуситы захватили судно Galaxy Leader, принадлежащее японской Nippon Yusen Kaisha (NYK), и взяли в заложники его экипаж. В ответ на это и другие нападения хуситов в декабре 2023 года США начали операцию Prosperity Guardian («Страж процветания») в проливе, а в январе следующего года — воздушную операцию Poseidon Archer с участием Великобритании.
В ответ на удары хуситы расширили диапазон целей — атакам стали подвергаться суда, связанные с Великобританией, США и другими странами, которые оказали поддержку израильской операции в Газе или присоединились к ударам по хуситам. По заявлению лидера «Ансар Аллах», сделанному в августе 2024 года, хуситы атаковали в общей сложности 177 судов, связанных с Израилем.
В течение года (с января 2024-го по январь 2025-го, когда вступило в силу перемирие в Газе) Великобритания и США нанесли 931 авиаудар по позициям и объектам хуситов, однако это не смогло предотвратить периодические запуски хуситами дронов и ракет. В частности, 15 января 2024-го американский контейнеровоз Gibraltar Eagle был атакован баллистической противокорабельной ракетой хуситов.
Несмотря на заявления хуситов о поражении судов, связанных с Израилем, США и Великобританией, атакам периодически подвергались и другие грузовые корабли, не связанные с этими странами. Например, в феврале 2024 года хуситы потопили шедшее под флагом Белиза судно Rubymar, ошибочно приняв его за британское. Нападениям подвергались также суда, связанные с КНР, Россией и даже Ираном.
Нападения временно прекратились только в январе 2025-го, когда началось перемирие между Израилем и ХАМАС в Газе. Тогда же хуситы отпустили экипаж захваченного ими в ноябре 2023-го судна Galaxy Leader.
Атаки хуситов спровоцировали крупнейший со времен пандемии коронавируса спад грузоперевозок через Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив. В результате нападений хуситов за два года морской трафик через пролив сократился на 60–70%, а крупнейшие международные перевозчики стали использовать альтернативный маршрут через Мыс Доброй Надежды вдоль побережья Африки. Это спровоцировало рост стоимости морских перевозок за счет существенного удлинения маршрута (в среднем на 3200 морских миль и 7–12 дней) и роста других издержек, а также бюджетный кризис в Египте, зависящий от сборов за проход судов через Суэцкий канал. Кроме того, из-за дестабилизации трафика пострадал импорт зерна в порты Судана, Эритреи и Джибути. Товарооборот израильского порта Эйлат сократился на 85%, также существенно пострадала Иордания, 65% товарооборота которой проводилось через единственный порт страны Акабу и осуществлялось через Баб-эль-Мандебский пролив. В частности, через этот порт страна ввозила 85–90% импортируемого продовольствия.
После того как в начале марта 2025-го Израиль заблокировал доступ любой гуманитарной помощи в сектор Газа, хуситы пообещали возобновить атаки в Красном море. В ответ на новые удары со стороны группировки 15 марта США и Великобритания нанесли очередные авиаудары по их позициям, а президент США Дональд Трамп заявил о начале операции против мятежной группировки. В мае 2025-го в обмен на прекращение ударов по Йемену хуситы пообещали остановить кампанию против торговых судов в Красном море и Аденском заливе. При этом перемирие распространяющегося на американские суда в Красном море, но не на Израиль, который регулярно подвергается ракетным ударам со стороны Йемена.
В общей сложности с начала войны Израиля и ХАМАС в октябре 2023-го, по оценкам американской некоммерческой организации Crisis Group, хуситы выпустили свыше 500 дронов и ракет и поразили более ста судов, связанных с Израилем, Великобританией и США, в Красном море, Аденском и Аравийском морях. По оценкам организации ACLED, занимающейся сбором статистики о вооруженных конфликтах, за 18 месяцев морской кампании хуситы атаковали 250 военных и гражданских судов.