Записки винодела. Эпизод 30
Это рассказ о становлении винодельческого хозяйства буквально на пустом месте, без каких-то связей, олигархических капиталов или непрофильного бизнеса, который содержал бы его ради забавы. Кира Ефимова, хозяйка, инвестор и винодел хозяйства Le K2, опишет шаг за шагом, месяц за месяцем и год за годом, как развивался ее проект. В последнем эпизоде 2025 года — о юности души, желанных глупостях и поездке на Domaine de Calet

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
Три пятьдесят. Горячий обед. Бокал красного vin de pays. Проштудированная лекция по основам виноделия. За окном облака и крыло самолета.
Париж. Я снова была здесь.
Паспортный контроль в аэропорту имени Шарля де Голля. Очереди. Засаленные волосы, затекшие от сидения спина и ноги, давление где-то в затылке. Но все это будто было лишь частью меня. Частью не той, что рвалась вперед.
Той, что села на сине-желтые потертые сиденья регионального поезда и вдыхала пыльный, резиновый запах тормозных колодок. Протискивалась сквозь толпы с чемоданом и дорожной сумкой на Gare de Lyon и запрыгивала в последний вагон до Авиньона. А потом смотрела, как за окном мелькали зелено-желтые поля, станции с уездными городками, миниатюрные замки, словно пастельные открытки из книжного, и улыбалась.
Уже в сумерках поезд подошел к станции. Дрожь прокатилась по спине, и, стискивая зевок, я вышла на платформу в Ниме, держа телефон в руке. Экран горел сообщением: «Je t'attends juste devant la sortie de la gare» («Я жду тебя прямо у выхода со станции»).
Прищурившись, вертя головой, я выискивала пожилого человека, когда меня окликнул звонкий голос:
— Salut, Kira!
Высокий, лучистый, темные волосы с проседью. Он легко мог бы быть актером из старого французского кино. Ивон Жантес. Он без лишних слов забрал ручку моего чемодана и покатил его за собой.
— Нам ехать чуть меньше двух часов. Совсем чуть-чуть меньше.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино, — чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
Все еще с головой в облаках, я поспешила за ним на стоянку. Мелкий гравий под ногами ловил тени от высоких кипарисов.
В машинах я была не большой знаток, но его Mercedes выглядел как из футуристического романа. Салон был залит мягким холодным светом, передняя панель — сплошным сенсорным экраном.
— Классная тачка…
Ивон тихо хихикнул под нос:
— Еще и умная. Смотри.
Он разогнался до 120 и отпустил руль, но машина плавно держала траекторию. Из меня вырвался непроизвольный восторженный вскрик:
— Я еще не сделала своего вина, чтобы умирать!
— Да ладно, не бойся ты. Она держится в полосе и видит все препятствия.
— Ну конечно! — рассмеялась я, сжавшись и вцепившись в сиденье. — Я олдскул и верю только крепким рукам винодела на руле.
И только тогда он усмехнулся и вернул руки на руль.
По дороге мы перебрасывались разговорами — о моем проекте, о жизни. Он рассказывал о своем пути: как уехал работать в Швецию, как построил мидийный бизнес, как встретил Анну — свою жену, с которой они были вместе уже 60 лет, как потом, уже вдвоем, вернулись во Францию, чтобы произвести по одной бутылке на каждый день.
Два часа и правда пролетели быстро.
Автострада сменилась дорогой среди виноградных полей и вскоре сузилась до проселочной.
И вот мы были на месте. Большой каменный особняк, рядом — поменьше, подсвеченный по углам. Небольшая каменная башенка у бассейна. Глиняные горшки с вьюнами и гибискусами.
Анна, невысокая, сухонькая женщина с тонкими волосами, завернувшись в красный свитер на запах, махнула нам с заднего балкона шале, когда мы вышли из машины. Ивон, снова подхватив мой чемодан, проводил меня к гостевому шале:
— Кира, вот твои апартаменты. Жить ты будешь здесь, а работать — менее чем в 30 шагах. В холодильнике есть еда, а в семь я занесу свежую boulangerie (выпечку. — «РБК Вино»). Отдыхай сейчас — сезон в самом разгаре.
Наверное, я что-то сделала хорошее в прошлой жизни, раз меня привела сюда такая встреча!


Вымотанная впечатлениями, я успела только умыться, бросив неразобранный чемодан. И, добравшись до кровати, уснула под стрекот цикад и блеск далеких звезд.
Разбудил меня звонок в дверь. На пороге лежал пакет с круассанами и булочками с пеканом и записка: «Приходи, я с лошадьми».
Ивон очень любил лошадей. Их у него было несколько. Конечно, был и конюх — спортивная англичанка средних лет, в высоких сапогах и льняной рубашке, закатанной до локтей. Она казалась строгой, но на самом деле была почти Мэри Поппинс, унесенная от суеты лондонской жизни.
Так обычно начиналось его утро. Сначала — конюшня и короткий разговор с любимцами. Потом — за работу.
Ивон познакомил меня со своими лошадьми, и мы пошли на винодельню. Измерение плотностей и дегустация были первой ежедневной задачей.
Поднося очередной бокал к носу, Ивон сказал:
— Кира, смотри, будь внимательна. «Сира» — сорт капризный, склонный к задушке. Вот понюхай это. Чувствуешь? Ягодных тонов нет.
— Ну… да.
— Вот именно. А теперь полезай наверх. Понюхай емкость сверху.
Я забралась по лестнице и вышла на узкую catwalk-дорожку, идущую от емкости к емкости.
— Открывай люк. Да-да. Что, круассан утром не ела?
Я открыла. Поток запаха несвежей капусты ударил в нос.
— Ну что скажешь?
— Редукция? Надо проветривать.
— Именно. Сейчас и будем. Спускайся.
Подкатив к емкости огромный белый пластиковый куб и опустив в него шланг, он подключил систему обратно к резервуару. Когда он открыл кран, алая жидкость начала окрашивать белые стенки куба, наполняя его.
— Нужно максимально проаэрировать вино, понимаешь? Чтобы оно напиталось кислородом. Когда куб наполовину наполнится, включаем насос, и уже проветренное вино возвращается обратно в емкость.
Он смотрел на поток, как на живое существо, почти как на своих любимцев.
— Это и есть открытый ремонтаж.

Дни с Ивоном летели как часы. Он не переставал удивлять меня своей живой энергией, энтузиазмом и обилием идей, которые не просто рождались, а сразу находили воплощение.
В хозяйстве постоянно работали всего четыре человека: тракторист — он же винопереработчик, помогавший Ивону в погребе; бухгалтер; девушка, занимавшаяся социальными сетями, и, собственно, сам Ивон.
Я никак не могла понять, как этой небольшой команде удается справляться с 80 га виноградников.
«Кира, — говорил он, — у нас давно все на аутсорсе. Команда обрезчиков и специалистов по зеленым операциям каждый год одна и та же. На decuvage — опустошение емкостей перед прессованием — приезжают мои друзья из Швеции. Розлив автоматический. Что еще нужно?»
Ивон работал с семи утра до полуночи, и иногда мне казалось, что это мне было 82, а ему — 40 и мы просто поменялись местами. Настолько живым, по-мальчишески азартным и юным он был.
Мой рассказ называется «Записки юного винодела».
Юного — потому что, чтобы в середине жизни поменять путь, профессию, место и ритм существования, нужна немалая доля авантюризма. И та самая юность — юность души, которая позволяет нам совершать безрассудные, но порой самые желанные глупости.
Глупости под названием «виноделие».
В этой главе мы не меняем затраты с начала проекта. Сумма затрат остается прежней. Всего с начала проекта: 73 639 792 руб.
Предыдущие записки
- Эпизод 1 — о первых этапах и поиске земли
- Эпизод 2 — о том, как посадить собственный виноградник
- Эпизод 3 — о закладке виноградника
- Эпизод 4 — о первом этапе полевых работ и поиске сотрудников
- Эпизод 5 — о поисках бульдозера
- Эпизод 6 — о дороге на винодельню
- Эпизод 7 — о правильной машине
- Эпизод 8 — о том, как оптимизировать бюджет, когда он исчерпан
- Эпизод 9 — о значимости воды для винодела
- Эпизод 10 — о цене мирного сожительства с представителями местной фауны
- Эпизод 11 — о том, как извлечь пользу из ливня
- Эпизод 12 — о том, как не сдаваться в трудных ситуациях
- Эпизод 13 — о том, как удержаться на плаву
- Эпизод 14 — о промежуточных итогах
- Эпизод 15 — о закладке виноградника
- Эпизод 16 — о том, что первый год — это отнюдь не самый беззаботный год в жизни виноградника
- Эпизод 17 — о незваном госте и печальных последствиях
- Эпизод 18 — о приштамбовых колышках и дьяволе в мелочах
- Эпизод 19 — о том, как выстоять перед стихией и стать сильнее
- Эпизод 20 — о том, как развиваться дальше
- Эпизод 21 — о расширении горизонтов
- Эпизод 22 — о семье, рае в глуши и бесплатной помощи от природы
- Эпизод 23 — о пружинах, спейсерах, замках и проволоке
- Эпизод 24 — о шпалере
- Эпизод 25 — неожиданная развязка истории о шпалере и кольях
- Эпизод 26 — новые приключения со шпалерой
- Эпизод 27 — о финансах, волшебстве и виноделии как марафоне на длинную дистанцию
- Эпизод 28 — о разговоре, который повлияет на всю концепцию винодельни
- Эпизод 29 — о том, что приводит людей в виноделие











