Перейти к основному контенту
Технологии и медиа⁠,
0
Эксклюзив

Реклама в интернете принесла букмекерам кратный рост доходов

Почему рынок ставок на спорт растет несмотря на ограничения
Реклама букмекеров и рост доходов населения увеличили интерес к ставкам на спорт
Масштабная реклама букмекеров в интернете и спонсорские контракты оказались результативными: крупнейшие игроки рынка отчитались о кратном росте доходов. Эксперты связывают это с рекламой и ростом доходов населения
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Крупнейшие российские букмекеры по итогам 2023 года кратно нарастили показатели прибыли и существенно увеличили выручку. Это следует из опубликованных финансовых отчетностей управляющих ими юридических лиц, с которыми ознакомился РБК. Увеличение выручки этих компаний значительно опережает средние темпы роста рынка на уровне 39%, о которых ранее сообщал Единый регулятор азартных игр (ЕРАИ), а чистая прибыль за год подскочила в два-три раза.

Параллельно с этим букмекеры нарастили расходы на маркетинг и продвижение: несмотря на существующие законодательные ограничения, допускающие рекламу ставок только на определенных ресурсах, одна лишь «Лига Ставок» потратила на это почти 10 млрд руб.

Сколько тратили и зарабатывали букмекеры в 2023 году

  • Выручка ООО «Фонкор» — юрлица букмекера «Фонбет» — в 2023 году составила 435,6 млрд руб., что почти в два раза выше результата 2022 года — 220,8 млрд руб. Практически вся она, как следует из пояснений к бухгалтерской отчетности, обеспечена непосредственно букмекерской деятельностью. Вторая категория доходов компании — распространение лотерейных билетов, лицензию на которое «Фонбет» получил в 2023 году, принесла ей всего 9,1 млн руб. Рост чистой прибыли у «Фонбета» еще выше: на 125% год к году — с 26,4 млрд до 59,2 млрд руб. Основной категорией расходов компании были выплаты игрокам, делающим ставки, — 327,8 млрд руб. По закону букмекеры также обязаны делать целевые отчисления на развитие спорта (в 2023 году они составляли 1,5% оборота, но не менее 30 млн руб. за квартал) — у «Фонбета» эти отчисления равнялись 6,5 млрд руб. за год. Для сравнения: на рекламу и маркетинг букмекер потратил больше — 7,8 млрд руб.

Доходы букмекеров от ставок выросли почти на 40%
Технологии и медиа
Фото:Артём Геодакян / ТАСС

  • Юрлицо букмекера Winline — ООО «Управляющая компания НКС» — отчиталось о росте выручки почти в 6,5 раза. Если в 2022 году этот показатель составлял 43,6 млрд руб., то в 2023-м — 277,3 млрд руб. Чистая прибыль компании выросла вдвое — с 13 млрд до 26,9 млрд руб.
  • Почти в 2,5 раза — до 135,2 млрд руб. — поднялась выручка ООО «Фирма «Стом», управляющего букмекером BetBoom. Чистая прибыль компании увеличилась более чем в три раза — с 948 млн почти до 3 млрд руб. Одновременно почти втрое выросли и расходы BetBoom на рекламу: в 2023 году они составили 3,8 млрд руб.
  • На 34% выросла выручка и ООО «ПМБК» — юрлица «Лиги Ставок». По итогам 2023 года она достигла 96,2 млрд руб. — почти всю ее принесла букмекерская деятельность. Компания также на 96% сократила убыток, который теперь составляет 20 млн руб. против 501,3 млн руб. в 2022 году. На выплаты выигрышей игрокам «Лига Ставок» потратила 71,7 млрд руб. (годом ранее — 53,2 млрд руб.). Расходы на рекламу и маркетинг также выросли почти на треть — с 6,7 млрд до 9,9 млрд руб.
  • Выручка ООО «БК «Олимп», управляющего OlimpBet, поднялась на 58,8% — почти до 52 млрд руб. А чистая прибыль увеличилась почти в 244 раза — с 7,6 млн до 1,8 млрд руб.

Как растет букмекерский рынок

Ранее Единый регулятор азартных игр (ЕРАИ) сообщал, что в 2023 году легальные российские букмекеры приняли ставки на общую сумму 1,224 трлн руб. Годом ранее суммарная выручка букмекеров составляла 879,2 млрд руб., рост достиг 39%. Сумма отчислений на развитие спорта выросла пропорционально выручке и составила 19,1 млрд руб.

Рост рынка в целом, как отмечали эксперты, был связан и с высокой маркетинговой активностью букмекеров, что подтверждается отчетностями крупнейших компаний. На рынке также идут обсуждения либерализации требований закона «О рекламе», которая позволит поддержать российских спортсменов, тренеров и ветеранов спорта, разрешив использовать их образы в букмекерской рекламе. О необходимости смягчить требования по рекламе букмекеров в интервью РБК говорил глава крупнейшего оператора наружной рекламы Russ Роберт Мирзоян.

Продвижение букмекеров ограничено рядом положений ст. 27 закона «О рекламе». Например, на телевидении реклама букмекеров допускается лишь в ночное время или при трансляции матчей (с ограничением ее доли в 20% от всей разрешенной рекламы во время спортивных трансляций), а в интернете — только в том случае, если сайт специализируется на спорте. Кроме того, закон существенно ограничивает и содержание такой рекламы. Среди запретов — использование образов животных и людей, преувеличение шансов выигрыша и многое другое.

Чем объясняют рост доходов

Все опрошенные РБК букмекеры главной причиной роста доходов назвали увеличение инвестиций в рекламу. Так, президент BetBoom Константин Макаров указывает на «эффективное использование маркетинговых инструментов», а также на новые спонсорские активы, в числе которых — титульное спонсорство футбольного клуба «Динамо» в Москве и партнерство с киберспортивной командой BetBoom Team по игре Counter-Strike 2. Кроме того, по словам Макарова, сказался и рост «наземной сети», то есть офлайн-пунктов приема ставок.

Суд отказался арестовать гендиректора одного из крупнейших букмекеров
Политика
Игорь Ляпустин

Управляющий акционер «Фонбет» Валентин Голованов, который также отдельно выделяет маркетинговую стратегию компании, связывает рост выручки еще и с полным переходом компании на отечественный софт, что привело к «нулевой зависимости от импортных поставщиков» программного обеспечения. «Что касается показателей чистой прибыли, мы считаем, что цифры бухгалтерского учета не в полной мере отражают действительность, так как наши огромные капитализируемые инвестиции в развитие отечественного спорта не сразу отражаются в показателях. Из-за этого прибыль выглядит завышенной», — настаивает он.

Вице-президент «Лиги Ставок» Ратмир Ронами указывает на рост в 1,5 раза клиентской базы букмекера и увеличение ее активности. По его словам, это произошло за счет как общего роста инвестиций в маркетинг, так и расширения списка спонсорских мероприятий. «Особо отмечу, что 2023-й стал годом технологического прорыва: мы внедрили массу опций, направленных на вовлечение клиентов в работу с нашим приложением и упрощение их взаимодействия с букмекером», — отмечает Ронами.

Глава агентства InterMedia Евгений Сафронов, в свою очередь, связал тренд с ростом доходов населения. «К азартным играм, конечно, может подтолкнуть и обнищание, но в большей степени играют люди, имеющие излишки, — особенно те, чьи доходы заметно и, возможно, неожиданно выросли в последнее время, — объясняет он. — К примеру, значительно выросли доходы военных, а также работников стратегических отраслей. Некоторые виды досуга и развлечений для них сейчас менее доступны, например зарубежный туризм. А букмекеры уловили этот тренд и усилили рекламу».

По данным Росстата, рост реальных располагаемых доходов населения в прошлом году составил 5,4%, а реальные зарплаты (за вычетом инфляции) поднялись на 7,8%, это максимум за пять лет.

Россияне побили рекорд по посещаемости казино в новогодние праздники
Общество
Фото:Юрий Смитюк / ТАСС

В целом букмекерская отрасль больше остальных зависима от рекламы, подчеркивает Сафронов. Несмотря на то что для этих компаний ограничены способы продвижения, из-за определенных «несовершенств законодательства» им проще всего продвигаться в интернете, где рекламная кампания ставок на спорт является «одной из самых масштабных».

О том, что ограниченное количество разрешенных законом инструментов для рекламы букмекеров приводит лишь к их большей «изобретательности», говорят и в рекламной группе NMi Group. «Маркетинговая стратегия букмекеров постоянно совершенствуется в способах обхода существующих ограничений, они находят и создают новые форматы коммуникации, — считает директор по цифровым технологиям компании Анна Планина. — За рекламной активностью букмекеров внимательно следит ФАС, однако интернет-реклама в нашей стране по-прежнему плохо мониторится, что дает возможность обхода ограничений».

Букмекер «Фонбет» займется распространением лотерейных билетов
Технологии и медиа
Фото:Алексей Зотов / ТАСС

В 2024 году рынок не ждет такого же роста, как в 2023-м. «С учетом чемпионата Европы по футболу этим летом общие показатели на рынке могут вырасти еще на 10–20% год к году, — говорит Голованов. — Но легко не будет: повышенная фискальная нагрузка и серьезная конкурентная среда между ведущими игроками оказывают все возрастающее давление на рентабельность и требования к уровню инвестиций для всех участников рынка. Думаю, что, кроме двух-трех крупнейших игроков, качественно вырасти не сможет никто и в лучшем случае сохранит, а скорее — растеряет свои позиции».

Как регулируются букмекеры в России и мире

Рост маркетинговой активности букмекеров отмечается и в других странах, однако далеко не везде это воспринимается как положительный тренд. Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов в ноябре 2023 года даже сообщал о разработке новых мер по борьбе с игровой зависимостью в стране. В первую очередь речь шла о запрете рекламы букмекерских контор, тотализаторов и онлайн-казино.

Определенные законодательные инициативы, направленные на борьбу с лудоманией (так называется зависимость от ставок), были в прошлом году и в России. Минфин, например, предлагал создать перечень лиц, добровольно отказавшихся от участия в азартных играх. Однако инициатива дальнейшего хода так и не получила.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Букмекеркие услуги"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 06:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 06:51
Два тренда в спорах по корпоративным опционам. КейсыПодписка на РБК, 08:25
Аэропорт Махачкалы приостановил полеты после объявления опасности БПЛА Политика, 08:04
Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНСПодписка на РБК, 08:03
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:00
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Китайская головоломка: почему ВВП растет, а деловая активность падаетПодписка на РБК, 08:00
Киев подтвердил появление неизвестных дронов у самолета Зеленского Политика, 07:57
Прокачайте когнитивные способности
Тренируем мозг с интенсивом
Подробнее
«Суспiльне» сообщило о завершении переговоров Украины и США в Майами Политика, 07:48
Пассажиров самолета эвакуировали из-за пожара в Бразилии. Видео Общество, 07:41
Минфин решил вопрос с повышенным НДФЛ при продаже акций X5 и «Русагро» Инвестиции, 07:30
Синоптики спрогнозировали пасмурную и сухую погоду в Москве Общество, 07:29
США ударили по судну с наркотиками в Тихом океане Политика, 07:29
Клубные дома на берегу Москвы-реки: жилой квартал City Bay РБК и City Bay, 07:25
Держать лицо: как (не) изменилась деловая культура Китая РБК и ВТБ, 06:46