Генштаб объяснил неисполнение указания об отсрочке для многодетных отцов
Военкоматы не подчиняются директивам Минобороны, в том числе указанию об отсрочке для многодетных отцов, поскольку они подведомственны правительствам регионов, сообщил начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Евгений Бурдинский в ответ на запрос депутата от ЛДПР Ярослава Нилова. Ответ опубликован в Telegram депутата.
Министерство обороны отметило, что Генштаб направлял военкоматам указания не привлекать «отдельные категории граждан, пребывающих в запасе, по решению призывной комиссии по мобилизации». Однако призывную комиссию субъекта возглавляет губернатор, а призывную комиссию муниципального образования — глава местной администрации. Именно они решают, давать отсрочку или нет.
«Таким образом, призывная комиссия является коллегиальным органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящимся к Минобороны России, и ведомственные акты на нее свое действие распространять не могут», — говорится в ответе Бурдинского.
Нилов, комментируя ответ Бурдинского, заявил РБК, что необходимо сделать так, чтобы директивы Генштаба носили обязательный характер. Как пояснил депутат, в ходе частичной мобилизации «было допущено много ошибок и негатив в обществе был направлен в адрес военкоматов, Министерства обороны». Однако призывные комиссии возглавляют губернаторы и руководители муниципалитетов, как следует из ответа Бурдинского.
«Необходимо сделать так, чтобы директивы Генштаба носили обязательный характер. Генштаб знает специфику частичной мобилизации, как нужно действовать и кого нужно призывать, и может давать свои указания, которые должны быть обязательными, а не рекомендательными. Чтобы тех ошибок, которые были, [больше не было]. Комиссии не должны рассматривать директивы Генштаба как некую рекомендацию, и дальше делать то, что сами посчитают нужным», — заявил Нилов.
Сейчас продолжается работа по устранению этих ошибок, и это все «повышает градус социальной напряженности», продолжил депутат. «Чтобы такого не было, надо принять закон, предложенный ЛДПР, чтобы они [директивы Генштаба] носили не рекомендательный, а обязательный характер», — сказал депутат.
По словам Нилова, к нему до сих пор обращаются родственники мобилизованных многодетных отцов с просьбами вернуть их домой. Он привел в пример один из регионов, где, по его словам, мужчин с тремя детьми успели вернуть домой «только в гробах». Депутат подчеркнул, что исполнительные власти в этом случае ссылались на закон о мобилизации, где действительно речь идет о предоставлении отсрочки отцам четырех и более детей, не учитывая директиву Генштаба, которая носит рекомендательный характер. «Не приняли во внимание, соответственно, оставили многодетную семью с тремя детьми без отца», — сказал Нилов.
В то же время член комитета Госдумы по обороне депутат Евгений Лебедев («Единая Россия») заявил РБК, что считает действующую систему эффективной. «Губернаторы возглавляют мобилизационные комиссии, и в этом случае военкоматы подчиняются их решениям. А нюансов много — и многодетные отцы, и люди, которые имеют бронь от работы, — поэтому губернаторов наделили полномочиями в каждом отдельном случае разбираться и принимать решения. На мой взгляд, эта система эффективна, потому что если мобилизованный утверждает, что он не подлежит призыву, то губернатор может оперативно это проверить», — сказал он.
По его словам, отправлять человека на подготовку, потом в зону боевых действий, а «потом возвращать его [в случае ошибки] — это психологически неправильно и, кроме того, это затраты государства». «Поэтому губернаторов наделили полномочиями оперативно принимать решения, и в этом случае военный комиссар должен подчиняться решениям губернаторов. Они лучше знают нужды области, например, можно ли отправлять по мобилизации сотрудников каких-то предприятий. Их полномочия подтверждены, они их используют», — говорит депутат.
Ошибки, допущенные в начале мобилизации, Лебедев связывает с тем, что тогда «мнение военкоматов было основным: сказал забрать, значит забрать». «Поэтому губернаторам напомнили об их полномочиях разбираться в каждом конкретном случае. После этого система начала [более устойчиво] работать, достаточно большое количество людей вернули», — отметил он.
Частичная мобилизация в России была объявлена 21 сентября 2022 года. В октябре в Госдуме и на правительственном портале сообщили, что Минобороны скорректировало критерии для предоставления отсрочки и теперь ею могут воспользоваться отцы с тремя детьми до 16 лет, в то время как ранее это предписывалось в отношении отцов четверых детей. В конце того же месяца министр обороны Сергей Шойгу объявил о завершении мобилизации, но президентского указа о ее окончании не было. Президент Владимир Путин обещал обсудить этот вопрос с юристами, подчеркнув, что в проведении мобилизации «точка поставлена».
В январе глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина со ссылкой на члена президентского Совета по правам человека Ирину Киркору сообщила, что отсрочку для отцов троих детей отменили. О том, что директива прекратила действие, заявлял и военный комиссар Забайкалья Юрий Шувалов. В Кремле говорили, что ничего не знают о таком решении.
В то же время в «Единой России» утверждали, что отсрочка по-прежнему действует. Об этом, в частности, заявляли секретарь генсовета партии Андрей Турчак и глава думского комитета по обороне Андрей Картаполов.