После ухода Клычкова из Мосгордумы на его мандат объявят довыборы, а фракцию, скорее всего, возглавит Леонид Зюганов, внук председателя партии, сообщил РБК источник в партии.
«Клычков из тех людей в партии, кто, несмотря на молодость, имеет достаточный политический опыт, он современный человек и один из самых подходящих для такой должности. Возможно, у власти есть и политическая логика. В Москве он яркий политик, и без Клычкова в столице будет проще проводить выборы», — говорил источник РБК в КПРФ еще до выхода президентского указа о назначении Клычкова.
Другой источник РБК в партии предположил, что «ссылка» Клычкова в регион, не интересный в плане электоральных и экономических ресурсов, может быть связана с будущей сменой председателя партии, когда в КПРФ обострится борьба за ключевые посты.
«Бог не фраер»
Орловская область считается одним из «красных регионов», где сильны позиции КПРФ (коммунист Сергей Левченко возглавляет Иркутскую область). В регионе родился председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, у него в области есть пасека.
45-летний коммунист Потомский, как и Клычков, был для Орловской области «варягом». Будучи уроженцем Ленинградской области, он в 2012 году как кандидат от КПРФ боролся за пост главы Брянской области, но проиграл со вторым результатом. В феврале 2014 года президент назначил его губернатором Орловской области, где он через полгода победил на выборах с результатом 89%.
Однако сильным губернатором, по мнению экспертов, Потомский не стал. В декабре прошлого года он вошел в число аутсайдеров рейтинга выживаемости губернаторов, составленного экспертами фонда «Петербургская политика» и холдинга «Минченко Консалтинг». Политолог Евгений Минченко в своем Telegram-канале говорил о «высокой конфликтности и плохих показателях по политическому позиционированию и качеству политического менеджмента» Потомского.
За время губернаторства Потомский не раз оказывался в центре внимания из-за своих публичных высказываний. Летом 2016 года в преддверии установки в Орле памятника Ивану Грозному, что вызвало протесты многих жителей города, губернатор заявил, что установка памятника не является целью канонизировать Ивана Грозного; Потомский также сообщил, что Иван Грозный не убивал своего сына, а тот якобы сам умер на пути из Москвы в Петербург.
В мае 2017 года Потомский прокомментировал претензии журналистов к епископу Нектарию в связи с подаренной тому Toyota Land Cruiser стоимостью 6 млн руб. словами: «Бог не фраер».
В начале сентября 2017 года главный редактор газеты «Красная строка» Юрий Лебедкин вышел из КПРФ, обвинив Потомского в том, что тот ведет регион к «развалу». Лебедкин написал, что в ноябре 2016 года Потомского лишили воинских званий подполковника и майора, которые губернатору присвоили незаконно. В декабре из типографии исчез тираж номера газеты, в котором содержалась критика в адрес властей и лично главы региона. Лебедкин настаивает, что это было сделано по личному указанию губернатора. Кроме того, журналисты издания выяснили, что Потомский «незаконно приписывает себе звание мастера спорта по дзюдо».
«Абсолютный анахронизм»
Потомский в качестве губернатора воспринимался как «абсолютный анахронизм», считает политолог Виталий Иванов: «Это такой коммерсант из 1990-х — начала 2000-х, которых в то время было много во власти». (При этом «Новая газета» связывала родственников губернатора с перерабатывающими предприятиями.)
Политические таланты Потомского — под вопросом, сказал РБК руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. «Его пытались позиционировать как эффективного менеджера, но доказательств этому не было», — говорит эксперт. Среди основных проблем Потомского он назвал конфликт с депутатом облсовета и бизнесменом Виталием Рыбаковым, представлявшим «пассионарную» часть местной элиты; прохладные отношения с региональными коммунистами и с Зюгановым; серьезные имиджевые проколы. Закрытая социология по региону показывала, что у главы области проблемы с рейтингом, добавил Калачев.
К Потомскому у Кремля не было особых претензий, парирует политконсультант Дмитрий Фетисов. По его мнению, в пользу губернатора сыграл высокий уровень проведения юбилея Орла и максимальное выполнение майских указов. Его преемнику будет намного сложнее выстоять в конфликте с региональными элитами, в частности противостоять огромному влиянию экс-губернатора области Егора Строева.
Каким губернатором станет Клычков, сказать сложно, полагает Иванов: «Он политик, у него тоже нет опыта административной работы, и в этом смысле Клычков — «девственник». Он может как раскрыться в качестве управленца, так и нет».
Вадим Потомский стал седьмым за полторы недели руководителем региона, который ушел в отставку по собственному желанию. Ранее свои посты покинули губернатор Самарской области Николай Меркушкин, глава Нижегородской области Валерий Шанцев, губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов, глава Ненецкого автономного округа Игорь Кошин и губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.
Авторы
Владимир Дергачев, Евгений Калюков, Наталья Галимова, Анна Трунина, Андрей Гатинский
При участии
Алексей Гаврилко-Алексеев, София Сарджвеладзе