Семью Невзорова признали «экстремистским объединением»
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга признал семью журналиста Александра Невзорова (внесен в список иноагентов) «экстремистским объединением», сообщила руководитель объединенной пресс-службы судов петербургских судов Дарья Лебедева в своем телеграм-канале.
Суд также обратил в доход государства имущество Невзорова и его супруги Лидии в России. «Суд сказал следующее: запретить деятельность объединения, членами которого являются Невзоровы (Александр и Лилия) в связи с осуществлением экстремистской деятельности; обратить в доход государства три земельных участка, здание на участке, жилой дом, ТС «Хендай» и 25% долей уставного капитала ООО «Питер-Технопроект — Новые ресурсы», — написала Лебедева.
Она добавила, что решение суда подлежит немедленному исполнению.
В списке причастных к экстремистской деятельности или терроризму Росфинмониторинга Невзоров и его жена не значатся.
«Судебное решение опирается на нормы, на которые опиралась в своем иске прокурор Санкт-Петербурга, а именно — на закон «О противодействии экстремистской деятельности», который в данном случае был применен совершенно неправильно», — сказал РБК юрист Алексей Прянишников (выступает адвокатом по этому делу, признан иноагентом).
Этот закон, обращает внимание Прянишников, указывает, что экстремистскими могут признаваться общественные или религиозные объединения, у которых вне зависимости от того, нужна им регистрация или нет, есть единые признаки, а именно наличие органов управления и устава. «То, что сейчас этот закон был применен к семейной паре, говорит о том, что закон был применен неверно», — заявил он. Закон также говорит о том, что имущество обращается в доход после расчета с кредиторами, то есть речь идет о некоем обособленном в пользу общественного объединения имуществе, но в этом деле речь идет об общей собственности супругов, сказал Прянишников. Юрист указал на то, что примененная в этом деле практика может быть масштабирована и распространена и на менее известных людей.
ООО «Питер-Технопроект — Новые ресурсы», согласно сервису «РБК Компании», занимается деятельностью в сфере недвижимости. 25% компании принадлежит Лидии Невзоровой.
Председатель коллегии адвокатов «Яковлев и партнеры» Андрей Яковлев напоминает, что ст. 15 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает ответственность граждан России и иностранцев за экстремистскую деятельность. Помимо уголовной и административной в этой статье предполагается и гражданско-правовая ответственность. «Конфискация имущества — это один из видов гражданско-правовой ответственности в виде обращения в доход государства собственности лиц, причастных к экстремистской деятельности. Видимо, эта мера была применена [к Невзоровым]», — рассуждает адвокат.
Отвечая на вопрос о том, кто из членов семьи может считаться участником «экстремистского объединения», Яковлев пояснил, что родственные связи не являются основанием для привлечения к уголовной или иной ответственности, должна быть доказана вина каждого конкретного человека.
Член комитета по безопасности Госдумы Андрей Альшевских не видит риска широкого распространения практики, при которой семьи стали бы признавать «экстремистскими объединениями». «Здесь не надо делать упор на то, что они являются супругами, а надо опираться на материалы уголовного дела и решение суда. Следствием [вина] доказана, судом подтверждена», — пояснил он.
Депутат также подчеркнул, что для привлечения к ответственности человек должен совершать противоправные действия, в том числе играть определенную роль в экстремистском сообществе, а не просто быть чьим-то родственником.
С требованием признать семью Невзорова «экстремистским объединением» в мае выступила прокуратура Санкт-Петербурга. Прянишников говорил, что, «кроме трех земельных участков, ни у Александра, ни у Лидии (жена Невзорова. — РБК) в собственности в России ничего нет». По его словам, прокуратура в течение года пытается изъять у Невзоровых землю по гражданским искам. Юрист отметил, что в своем обращении ведомство указало дом, где проживает теща Невзорова, некогда жительница блокадного Ленинграда.
Невзоров тогда заявил, что ничего общего с Россией иметь не хочет и никакие имущественные вопросы его не интересуют и не волнуют, «а на остатки былой роскоши» он давно «махнул рукой».
Прокуратура потребовала изъять у Невзорова два земельных участка в поселке Лисий Нос (находится на северном берегу Финского залива) прошлой весной, заявив, что он приобрел недвижимость незаконно.
Невзоров — журналист, телеведущий и бывший депутат Госдумы (с 1993 по 2007 год). После начала военной операции на Украине он уехал из России. Летом 2022 года журналист сообщал, что получил украинское гражданство.
В феврале прошлого года суд заочно приговорил его к восьми годам лишения свободы по делу о распространении фейков о российской армии. Основанием для возбуждения дела стал пост в соцсетях, в котором Невзоров распространил «заведомо ложную информацию об умышленном обстреле ВС России родильного дома в городе Мариуполе». Защита собиралась обжаловать приговор.
В рамках этого дела суд наложил арест на его земельный участок в Петербурге. ТАСС, ссылаясь на неназванные СМИ, сообщал, что речь идет об участке на берегу Финского залива. Агентство оценивало его стоимость в 7,87 млн руб.