Лента новостей
Акции ЮГК подорожали после заявления ЦБ по поводу оферты миноритариям 12:46, Статья Шесть трендов туризма: куда, как и почему путешествуют россияне 12:41 Будущее человеческого капитала: как меняется роль HR в бизнесе 12:41 Новостройки в Подмосковье подорожали за год на 15% 12:40, Статья OKX запустила VIP-турнир для опытных трейдеров 12:39 План мирного урегулирования включает вступление Украины в ЕС в 2027 году 12:37, Новость Зачем ретейл следит за покупателями 12:30 6 типов невыносимых сотрудников: как ужиться и сделать их продуктивными 12:30, Статья Что происходит с рынком промышленной автоматизации России 12:30 Бренды «ставят» на спорт: тренды на рынке женской одежды 12:27, Статья Лавров раскрыл предложение Уиткоффа по нацменьшинствам на Украине 12:27, Статья WP узнала о споре по территориям на переговорах США и Украины по миру 12:24, Новость Личная инвестстратегия на 2026 год: какие активы выбрать 12:23 В Канаде разрешили продажу алкоголя из США ради «праздничного настроения» 12:20 Как ощущение катастрофы породило прекрасный экспрессионизм 12:20 Как цифровизация помогает расти реальному сектору экономики 12:19 НСПК принял решение по картам «Мир» с истекшим сроком службы 12:19, Статья Послы стран ЕС одобрили план по отказу от российского газа 12:19, Статья
Газета
Аресты не помогли
Газета № 013 (2510) (2601)
0

Аресты не помогли

Россия не улучшила позиции в Индексе восприятия коррупции
Громкие антикоррупционные дела, в том числе аресты сотрудников СКР, полковника МВД Захарченко и экс-министра Алексея Улюкаева, не сказались на месте России в Индексе восприятия коррупции от Transparency International
Бывший министр экономического развития России Алексей Улюкаев, обвиняемый в получении взятки на $2 млн, в здании Басманного суда города Москвы
Бывший министр экономического развития России Алексей Улюкаев, обвиняемый в получении взятки на $2 млн, в здании Басманного суда города Москвы (Фото: Илья Питалев/РИА Новости)

Россия, Украина и Непал

Россия заняла 131-е место в ежегодном Индексе восприятия коррупции, который с 1995 года составляет международная организация Transparency International. Всего в индекс вошли 176 стран. Как следует из материалов исследования, которые есть в распоряжении РБК, Россия получила 29 баллов из 100 возможных. Такой же показатель у Ирана, Казахстана, Непала и Украины. В индексе 2015 года Россия занимала 119-е место.

Лидеры списка — Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), Финляндия (89 баллов) и Швеция (88 баллов). Внизу таблицы расположились страны, где фактически отсутствует государство, установлен тоталитарный строй или идет война, — это Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов). Следом идут Йемен, Судан, Ливия, Афганистан, Гвинея-Бисау и Венесуэла.

Индекс восприятия коррупции составляется на основе нескольких источников — это экспертные оценки, которые «отражают представления предпринимателей и аналитиков из разных стран об уровне коррупции в государственном секторе». Чтобы страна попала в индекс Transparency International, она должна фигурировать как минимум в трех исследованиях. Правозащитники оценивают именно восприятие коррупции, а не уровень преступлений в этой сфере, поскольку коррупционные правонарушения часто не попадают в поле зрения правоохранительных органов, а полицейская статистика не позволяет в полной мере оценить масштаб проблемы.

Данные всех исследований стандартизируются по шкале от 0 до 100, где 0 — самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 — самый низкий, после чего высчитывается среднее значение всех рейтингов, которое и попадает в индекс Transparency International.

При составлении индекса 2016 года было использовано 13 источников, которые собраны 12 различными организациями в течение последних двух лет. Это, в частности, рейтинг качества государственного управления Африканского банка развития, исследование мировой конкурентоспособности Международного института управленческого развития, рейтинг институциональных систем и государственной политики Всемирного банка​ и опрос руководителей фирм Всемирного экономического форума.

Без значимых изменений

Положение России фактически не изменилось: в предыдущем индексе страна получила те же 29 баллов. Изменение позиции в рейтинге связано с тем, что в этом году Transparency International учитывает больше стран: из индекса выбыли Сейшельские острова, но добавились Багамские острова, Барбадос, Бруней, Доминика, Гренада, Мальдивские острова, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины и Соломоновы острова.

Transparency International отмечает, что Россия выполнила десять из 21 рекомендации группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO), оставшиеся 11 были выполнены частично. Кроме того, с 2018 года Россия вместе с другими участниками соглашения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию начнет автоматически обмениваться финансовой информацией с налоговыми службами других стран.

Правозащитники подчеркивают, что в законодательстве наблюдаются некоторые улучшения (так, принят закон о черном списке людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов за коррупционные нарушения), но системно практика почти не меняется. Также из Национального плана по противодействию коррупции на 2016–2017 годы исчезло упоминание о защите тех, кто сообщил о коррупционном преступлении, а закон о лоббизме до сих пор не принят.

Политика
Набрали на срок: пять самых крупных дел о взяточничестве в России <p><strong>Кто: </strong>бывший губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин</p>

<p><strong>Сумма взятки: </strong>более $5,6 млн</p>

<p><strong>Приговор: </strong>следствие продолжается</p>

<p>Губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина задержали в&nbsp;марте 2015 года по&nbsp;подозрению в&nbsp;получении взятки в&nbsp;размере более $5,6&nbsp;млн, а&nbsp;в&nbsp;апреле того&nbsp;же&nbsp;года в&nbsp;отношении&nbsp;него возбудили второе уголовное дело&nbsp;&mdash;&nbsp;о&nbsp;взятке в&nbsp;размере более 15 млн&nbsp;руб.</p>

<p>По данным следствия по&nbsp;первому делу, взятку Хорошавин получил за&nbsp;совершение действий в&nbsp;пользу&nbsp;ООО&nbsp;&laquo;Сахалинская компания &laquo;Энергострой&raquo; при&nbsp;осуществлении госконтракта на&nbsp;строительство южносахалинской ТЭЦ-1. Показания по&nbsp;делу дал глава компании &laquo;Энергострой&raquo;&nbsp;Николай Кран. Сам бывший губернатор утверждает, что&nbsp;его оговорили. Вторую взятку, по&nbsp;версии следствия, Хорошавин и&nbsp;еще несколько сахалинских чиновников получили за&nbsp;действия, связанные с&nbsp;выделением субсидий на&nbsp;поддержку сельхозпроизводителей.</p>

Улюкаев не повлиял

Последние громкие дела в отношении высокопоставленных чиновников и силовиков, например аресты бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, полковника МВД Дмитрия Захарченко, высокопоставленных следователей СКР и генерала ФСО, не сказались на восприятии коррупции в России, поскольку они не являются настоящей борьбой с коррупцией. «На самом деле довольные посетители стреляют в тире из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам», — подчеркивает вице-президент международного движения Transparency International Елена Панфилова.

«Настоящая антикоррупция и последующее развитие страны возможны только тогда, когда начинают укрепляться институты, наиболее важными из которых являются прозрачные, честные выборы, а также не зависимая ни от одной из ветвей власти, облеченная доверием граждан и бизнеса система верховенства права», — отмечает генеральный директор «Трансперенси Интернешнл — Россия» Антон Поминов.

Transparency International рекомендует российским властям разработать и принять законы о лоббистской деятельности и о защите заявителей о коррупции, обязать правоохранительные органы реагировать на общественные и журналистские расследования, повысить независимость избирательных комиссий. Также НКО советует России начать взаимодействовать с международным сообществом по вопросу возвращения активов и установления бенефициарных собственников.

Отдельный пункт касается независимости судебной системы. Правозащитники требуют обеспечить выборность председателей судов и случайное распределение дел между судьями в рамках их специализации, а также добиться независимости хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти и от администрации президента.