Лента новостей
Бизнес способен на большее: как делать отчет для налоговой одной кнопкой 29 мар, 11:25, РБК и СберБизнес Глубинные потребности шести сфер бизнеса: от торговли до услуг 29 мар, 10:39, РБК и СберБизнес Как посчитать свой кредитный рейтинг и рефинансировать займы 29 мар, 09:53, РБК и банк Ренессанс Когда не стоит брать кредит, и как правильно его погасить 29 мар, 09:02, РБК и банк Ренессанс 72 простые итерации: как владельцу контролировать свой бизнес 29 мар, 09:02, РБК и СберБизнес Дилеры назвали самые дешевые автомобили из параллельного импорта. Список 29 мар, 09:00, Авто Как накопить на отпуск, подушку безопасности и безбедное будущее 29 мар, 08:35, РБК и банк Ренессанс Почему не нужен телевизор для просмотра передач и компьютер — для игр 29 мар, 07:57, РБК и Ростелеком Бесплатная аналитика для шести сфер бизнеса: спрос, продажи и конкуренты 29 мар, 07:06, РБК и СберБизнес В «Росэнергоатоме» заявили о максимум семи часах визита МАГАТЭ на ЗАЭС 29 мар, 00:01, Политика МОК согласился на допуск россиян. Почему в Москве говорят о дискриминации 29 мар, 00:00, Спорт Эксперты впервые рассчитали «цену» преступности в России 29 мар, 00:00, Общество La Stampa узнала, что Берлускони ищет бункер из-за страха ядерной войны 28 мар, 23:54, Политика В Азербайджане депутата обстреляли рядом с его домом 28 мар, 23:42, Политика В Крыму четыре человека погибли при столкновении поезда с автомобилем 28 мар, 23:13, Общество Власти раскрыли условия программы добровольных сбережений на старость 28 мар, 23:11, Экономика Венгрия договорилась о поставках нефти и газа из России 28 мар, 23:07, Политика На Украине создали первые три ударные роты беспилотников 28 мар, 22:59, Политика Как обмануть систему распознавания лиц 28 мар, 22:49, РБК и Ростелеком США не подтвердили данные о сбитом на Украине управляемом снаряде GLSDB 28 мар, 22:40, Политика США вышли на первое место по поставкам нефти в ЕС 28 мар, 22:35, Политика В Париже 55 человек задержали на акциях протеста из-за пенсионной реформы 28 мар, 22:19, Общество Крупнейшая грузовая компания России возобновит полеты после года простоя 28 мар, 22:13, Бизнес CNN узнал о сужении возможностей разведки США по Украине в Черном море 28 мар, 22:06, Политика Попробуйте ответить на вопросы ЕГЭ и набрать высший балл. Тест 28 мар, 22:02, Специальный проект В США сообщили о неудачных испытаниях гиперзвуковой ракеты 28 мар, 21:43, Технологии и медиа В «Зените» сравнили Fan ID с вакцинацией от коронавируса 28 мар, 21:35, Спорт Сильвио Берлускони госпитализировали с болями 28 мар, 21:28, Политика
Газета
Банки для продвинутых
Газета № 153 (2409) (2408)
0

Банки для продвинутых

Кто предлагает клиентам больше новых технологий
Deloitte оценила 11 российских банков и назвала самые инновационные кредитные организации. На какие технологии стоит обратить внимание клиентам?
Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Консалтинговая и аудиторская компания Deloitte оценила, как российские банки внедряют новые технологии. Для исследования эксперты выбрали 11 инноваций и разделили их на несколько групп: безопасность («умная» идентификация), аналитика (BigData, личные финансовые помощники), цифровые технологии (онлайн-кошелек, бесконтактная оплата и т.д.), автоматизация (роботы в отделениях), геймификация (игры и квесты для клиентов) и P2P-кредитование. За наличие оригинального решения банку давали два балла, за решение, у которого есть аналоги, — один.

В итоге самым продвинутым банком по оценке Deloitte стал Сбербанк (18 баллов), второе место разделили Альфа-банк и Тинькофф Банк (16 баллов). На третьей строчке оказался банк «Открытие» (8 баллов). Всего эксперты оценили таким образом 11 банков. Условия отбора были такие: банк должен был входить в топ-20 по совокупным активам (по состоянию на 1 июня 2016 года) и иметь как минимум 20% розничных кредитов и депозитов в своем портфеле, поясняет руководитель группы по оказанию консультационных услуг фининститутам Алексей Суханов. Дополнительно в анализ решили включить банк «Тинькофф»: он активно внедряет инновации и имеет большой розничный портфель, добавляет Суханов.

РБК разобрался, в чем суть пяти главных технологий из исследования Deloitte и могут ли они быть полезны клиентам.

Необычная идентификация

Восемь банков из выборки предлагают идентифицировать клиента по отпечатку пальца — если его смартфон дает такую возможность. В частности, эта опция доступна пользователям интернет-банка «Тинькофф», Альфа-банка и Промсвязьбанка. Кроме того, Сбербанк сейчас разрабатывает проект «Ладошки». Предполагается, что он позволит детям оплачивать обед в школьной столовой с помощью отпечатка ладони, а родителям — отслеживать, что покупает их ребенок: деньги будут списываться с карты родителей. Кроме того, в некоторых отделениях Сбербанка тестируют идентификацию клиента по отпечаткам пальцев.

Еще один способ идентификации — по голосу. Такую технологию (она называется Nice, как и израильская компания-разработчик этого метода) в России пока использует только банк «Тинькофф». Система автоматически опознает клиента банка при звонке в call-центр — не нужны ни паспортные данные, ни кодовое слово. При этом, согласно описанию на сайте Nice, голос оценивается чуть ли не по сотне критериев: тембр, ритм, частотная модуляция и т.д. На основе этих данных формируется «слепок» голоса меньше чем за минуту, уверяют разработчики Nice. Похожую технологию сейчас тестирует и Сбербанк, говорится в исследовании Deloitte.

Впрочем, использование биометрических данных давно не считается чудом техники. Иностранные банки и платежные системы уже используют для идентификации клиентов не только отпечатки пальцев, но и ритмы сердца или фотографии клиентов. Такими разработками, в частности, занимаются компании Visa и MasterCard, канадский банк Toronto-Dominio, а также структуры Barclays Bank.

Популярность биометрической идентификации продолжает набирать обороты и в России, однако технология все еще требует серьезной доработки, призывает вернуться к реальности гендиректор Digital Security Илья Медведовский. По его словам, использование биометрии все еще не дает стопроцентной гарантии идентификации клиента. «В теории все четко, однако на практике хорошо реализовать такую систему по-прежнему сложно», — поясняет он. Поэтому говорить о массовом внедрении биометрических систем в банковский сектор, по мнению Медведовского, пока рано. Тем не менее он признает, что новое поколение биометрических сервисов на порядок надежнее и безопаснее своих предшественников.

Бесконтактные платежи

Технологию бесконтактной оплаты NFC (Near Field Communication) презентовали еще в 2004 году, но в России ее внедрили лишь немногие банки. Например, клиенты банка «Тинькофф» могут расплачиваться за покупки с помощью мобильного телефона или умных часов, говорится в исследовании Deloitte. Для клиентов Альфа-банка эта опция доступна при оплате наручными часами AlfaPay или браслетами.

Вообще разработкой гаджетов с технологией NFC увлекаются не только локальные банки, но и финансовые гиганты вроде Visa. На Олимпиаде в Рио-де-Жанейро компания представила браслеты и кольца, с помощью которых можно было расплачиваться на олимпийских объектах в городе. А Microsoft Research и Массачусетский технологический институт в свою очередь объявили о разработке так называемой умной татуировки для бесконтактных платежей.

Активное внедрение технологии NFC может стать прорывом в банковском секторе, уверен основатель сервиса для тестирования сайтов и мобильных приложений UsabilityLab Дмитрий Сатин. Однако, по его словам, банкам нужно соблюсти баланс между комфортом клиента и его безопасностью. Он полагает, что банки должны предупреждать о возможных рисках, и советует не держать на счете, привязанном к NFC-метке, большие суммы денег.

Финансовые помощники

В 2015 году Альфа-банк запустил приложение Sense, которое позиционируется как персональный финансовый помощник. Sense анализирует все траты клиента по картам, ведет статистику его расходов и дает советы: сколько денег отложить, когда пора оплатить услуги ЖКХ или внести платеж по кредиту. «Например, в субботу ночью клиент делает транзакцию в баре, и у него тут же должна появиться карточка «закажи такси», — рассказывает РБК руководитель проектов электронной коммерции Альфа-банка Вячеслав Акулов.

«Русский Стандарт» в свою очередь предлагает клиентам приложение на базе российского сервиса EasyFinance. Оно по сути просто формирует отчет о финансовых операциях клиента. Наконец, банк ВТБ24 запустил сервис «Смарт SMS». Это стандартные сообщения-отчеты об операциях по карте — но в виде графиков и диаграмм.

Стоит ли пользоваться такими советниками? По мнению директора по обслуживанию клиентов БКС Антона Граборова, мобильные советники российских банков хороши как инструмент анализа и минимизации ежедневных расходов. Однако накопить на долгосрочные цели они вряд ли помогут: эти приложения не дают советов, как правильно вложить накопленные средства, подчеркивает Граборов. А вот гендиректор Markswebb Rank&Report Алексей Скобелев, напротив, считает такие приложения полезным инструментом. В отличие от сторонних сервисов,​ они анализируют структуру доходов и расходов клиента автоматически, сводя к минимуму необходимость «вбивать» данные вручную, поясняет он.

Социальный скоринг

Банки все чаще применяют Big Data, чтобы предсказывать поведение своих клиентов. Самое очевидное применение такой информации — кредитный скоринг: банки оценивают поведение клиента в соцсетях и решают, стоит ли давать ему кредит, говорится в исследовании Deloitte. К такому методу прибегают в Сбербанке, Альфа-банке и банке «Тинькофф». Кроме того, оценивать кредитоспособность клиентов таким образом планируют «Хоум Кредит» и «Уралсиб».

Как писал РБК, при работе с соцсетями банки смотрят не только на возраст, наличие работы и семейное положение потенциального заемщика, но и на его окружение. В частности, скоринговые системы ищут мошенников и злостных неплательщиков во френд-листе клиента. Анализу подвергается и манера общения в соцсетях. Например, если пользователь слишком многословен — он не знает, чего хочет и, скорее всего, не дисциплинирован.

По словам гендиректора аналитического агентства «Скориста» Ивана Третьякова, обычно к анализу профилей Facebook или «ВКонтакте» банки прибегают, когда другие методы не дают ожидаемого результата. Директор по кредитованию малого, среднего бизнеса и розничных клиентов Промсвязьбанка Евгений Курасов добавляет, что пока такая оценка актуальна в первую очередь для небольших кредитов, по которым надо быстро принять решение. Так что, если планируете брать такой кредит, лучше не писать в соцсетях о финансовых проблемах и не помещать в них ложную информацию о работе или семейном положении, советуют эксперты.

Виртуальные кошельки

Еще одна тенденция — банки становятся все более толерантными к картам конкурентов. Как минимум три кредитные организации из 11 исследуемых дали своим клиентам право подключать к личному кабинету несколько карт других банков. В частности, такую функцию запустили Сбербанк — в рамках приложения «Кошелек» (еще не запущено для широкой аудитории), «Тинькофф» — опция доступна прямо в мобильном банке, а также банк «Русский Стандарт» — в рамках приложения «Банк в кармане».

Эти приложения на самом деле можно считать аналогом обычного кошелька, в котором мы храним наличные, скидочные и банковские карты, рассуждает руководитель направления по развитию продукта Group-IB Павел Крылов. «Удобство очевидно», — говорит он. Вместе с тем это накладывает повышенные требования к безопасности: для кибермошенников это тоже очень удобный инструмент, добавляет Крылов. «Одна атака мошенников, одна неосторожность пользователя — и все данные клиента в чужих руках», — предостерегает он.