Как уязвимость помогает лидерам стать сильнее
Владельцы крупных капиталов в России, как правило, индивидуалисты — они заряжены на самоутверждение, достижение, власть и богатство. Это показало исследование, которое провела бизнес-школа «Сколково» в 2015 году. Подобные характеристики, как правило, свойственны личностям, стремящимся доминировать и делающим ставку на силу, что подтверждает расхожее мнение о том, что лидер в России должен быть жесток, суров и непробиваем. Считается, что в агрессивной среде нельзя показывать слабость и даже признавать собственные ошибки, иначе ты не выживешь и неминуемо упадешь не только в глазах своих врагов, но и соратников. Прекрасной иллюстрацией этого служит недавний флешмоб жертв насилия в социальных сетях #янебоюсьсказать, который вызвал не только эмпатию, но и ожесточенные споры о том, что приемлемо демонстрировать в российской среде.
Изучение слабости
Исследования, проводимые в западных университетах, говорят об обратном. Профессор Брене Браун из Хьюстонского университета утверждает, что люди не должны бояться принимать и демонстрировать свою уязвимость. На ее взгляд, «поднимая забрало», мы пускаем в нашу жизнь опыт, который открывает новые отношения, доверие и смыслы. Видео Браун «Сила уязвимости» набрало 26 млн просмотров на портале TED, а одноименная книга The Power of Vulnerability: Teachings on Authenticity, Connection and Courage стала международным бестселлером.
Концепция уязвимости является ключевой и в принципах швейцарской бизнес-школы IMD, которая много лет держит первое место в мировом рейтинге открытых образовательных программ, посвященных в основном раскрытию лидерского потенциала. IMD идет от личности: быть лидером — значит постоянно испытывать риск быть непонятым и отверженным, остаться в одиночестве или потерять все — значит постоянно смотреть в глаза собственной уязвимости. Справиться с этим невозможно, если не сохранять аутентичность, принимая себя таким, какой ты есть, включая условные слабости и недостатки.
Уязвимые герои
Мы привыкли к тому, что лидер в России — это рыцарь без страха и упрека, а уязвимость часто ассоциируется со стыдом или страхом, поэтому мы всеми силами закрываемся и стараемся ее избежать. Даже если лидер обладает недостатками, то не принято говорить о них вслух: в силу высокой дистанции власти даже сама идея обсуждения его слабых мест кажется кощунственной и крамольной. Лидер же, в свою очередь, боится показать уязвимость, чтобы не стать Акелой, который промахнулся. Тех же, кто демонстрировал нерешительность и слабость, русская история не щадила: вспомним Николая II или Михаила Горбачева, которые первыми в свою эпоху не боялись показать, что они живые люди и у них есть сомнения и чувства.
Однако если мы посмотрим поглубже в русскую историю и литературу, то увидим, что даже в России величайшие лидеры достигали большего и выходили на новый виток именно тогда, когда демонстрировали уязвимость. Непобедимый Суворов накануне решающего сражения в Мутенской долине в Альпах встал перед генералами на колени и расплакался. Это произвело на них столь сильное впечатление, что, по воспоминаниям Багратиона, они вышли от главнокомандующего с такой силой воли и духа, что не видели иного выбора, кроме как умереть со славой или победить. Веком раньше, во время борьбы за трон между Петром I и царевной Софьей, элита сделала ставку на пока еще менее жесткого и более человечного Петра, который во время стрелецкого бунта потерял самообладание и в ночной рубахе ускакал в Троице-Сергиеву лавру. Герой «Войны и мира» Андрей Болконский, подобно отцу, боялся проявить малейшую слабость и испытать стыд и в итоге не смог примириться с собой и погиб; а Пьер Безухов, практически полностью состоявший из слабых мест, неожиданно стал основным действующим лицом романа.
Неправая сила
Лидерcтво — это не только про набор специфических навыков. В первую очередь это про отношения, а они строятся на эмпатии и уязвимости обеих сторон. Непробиваемость и неуязвимость лидера делает его подчиненных равнодушными, они не ассоциируют себя с ним, отстраняются и очень легко уходят. Те же, кто согласен работать рядом с безупречным перфекционистом, зачастую делают это исключительно для решения собственных задач, и в этом случае сложно ожидать от них приверженности, мотивации и способности работать на грани возможностей. С подобными «внутренними эмигрантами» сложно достичь великого и изменить мир.
Наконец, уязвимость напрямую связана с этическим стержнем: склонность к самоутверждению и неспособность ощутить себя в позиции слабого очень упрощает моральный выбор. Общество, которое привыкло прятать свои слабости, очень легко делает выбор в пользу сильного, но неправого, что наглядно показывает реакция значительной части интернет-сообщества на упоминаемый выше флешмоб. Неудивительно, что из такого общества вырастают лидеры, нацеленные на доминирование и не способные сбросить маску альфа-самца, а общество, в свою очередь, видит в них ролевые модели. Получается замкнутый круг, воспроизводящий тех самых рыцарей, которые боятся поднять забрало. Но если мы хотим, чтобы наше общество стало чуть более эмпатичным, наши лидеры должны этому научиться.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.