VK решила переехать в Россию и уйти с Лондонской биржи
Акционеры и совет директоров VK приняли решение о прекращении ее деятельности на Британских Виргинских Островах и перерегистрации в качестве международной компании публичного акционерного общества (МКПАО) в соответствии с российским законодательством.
Новую регистрацию VK получит в «российском офшоре» — на острове Октябрьский в Калининградской области. «Также были приняты решения о делистинге глобальных депозитарных расписок и еврооблигаций компании с Лондонской фондовой биржи и о первичном листинге акций компании на Московской бирже», — говорится в сообщении компании.
Представитель VK пояснил, что после государственной регистрации компании в качестве МКПАО ее GDR, находящиеся в российской инфраструктуре, будут автоматически (без участия со стороны держателя) конвертированы в обыкновенные акции. Порядок и сроки такой конвертации будут определены советом директоров Банка России.
Держатели GDR внутри иностранной инфраструктуры, по его словам, смогут воспользоваться принудительной конвертацией, в случае если не могут получить акции в результате стандартной (договорной) процедуры расконвертации. От дальнейших комментариев он отказался.
Совет директоров VK одобрил возможность ее перерегистрации в Россию еще в феврале. В компании объясняли это решение тем, что подавляющее большинство ее активов «базируется и приносит выручку в России», а также «передовой практикой публичных компаний по выходу из иностранных офшорных юрисдикций». В прошлом году глава VK Владимир Кириенко, сын первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко, сообщал, что холдинг разрабатывает новую долгосрочную стратегию «с учетом внешних ограничений». В 2022 году Кириенко попал под санкции США и Великобритании.
В сообщении, опубликованном вслед за новостью о редомициляции, VK указала среди других причин делистинга невозможность раскрытия нормативных новостей на Лондонской фондовой бирже, а также фактическую приостановку торгов ее GDR на этой площадке c 3 марта 2022 года. Общее количество обыкновенных акций МКПАО «ВК» будет идентично числу размещенных акций VK — около 239,4 млн. Если держатели GDR не воспользуются стандартной или принудительной конвертацией или она не произойдет автоматически, то их держатели смогут требовать денежного эквивалента стоимости бумаг от Citibank, который, в свою очередь, сможет продать их VK.
После делистинга GDR VK на Московской бирже и размещения на этой площадке обыкновенных акций МКПАО «ВК» те расписки, права на которые учитываются в российских депозитариях, будут автоматически конвертированы и продолжат торговаться. Владельцы бумаг, права на которые учитываются иностранными организациями, должны будут обратиться к Citibank либо конвертация пройдет принудительно.
В сообщении также отмечается, что на данный момент компания не планирует проводить листинг ценных бумаг на альтернативных биржах, кроме Московской биржи.
Как событие повлияет на VK и ее инвесторов
Как пояснил РБК адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper Роман Кузьмин, ситуация VK особенная и уникальная, поскольку происходит не только отмена депозитарных расписок, но и редомициляция эмитента. Он напомнил, что в начале августа этого года вступили в силу изменения в закон «О международных компаниях и международных фондах», которые ввели новые требования к иностранным компаниям, претендующим на статус международной компании в России, в том числе — прекратить обращение акций за пределами страны. «Важно отметить, что инвесторы не теряют свои права на акции иностранной компании, которые автоматически конвертируются в акции МКПАО сразу после его государственной регистрации в России. Порядок и сроки автоматической конвертации определит совет директоров Банка России», — указал Кузьмин. По его словам, если из-за санкций кто-либо из держателей расписок VK не сможет получить акции создаваемой компании, у него будет возможность подать заявление о принудительной конвертации.
«Пока неизвестно, какой порядок автоматической и принудительной конвертации будет определен Банком России, но, скорее всего, он будет по существу схож с порядком конвертации, который был принят для конвертации депозитарных расписок. Инвесторам в любом случае следует начать собирать пакет документов, подтверждающий владение бумагами и цепочку их учета, потому что, как показывает практика, процесс этот непростой и может занять много времени, тогда как срок для конвертации будет ограничен», — советует эксперт.
По оценке портфельного управляющего «Альфа-Капитала» Дмитрия Скрябина, примерно 35–40% капитала VK принадлежат иностранным держателям. Эти бумаги сейчас заморожены и останутся замороженными после делистинга. Сомневается эксперт и в том, что иностранные держатели смогут принимать участие в корпоративных действиях: в момент редомициляции это будет уже юридически российская компания, чтобы принимать такое участие, иностранные акционеры должны будут подать поручение через Euroclear, а последний вряд ли захочет или сможет передать его в Россию. Невостребованные бумаги могут стать квазиказначейскими, и компания сама сможет голосовать нераспределенным пакетом. Большинство российских инвесторов, по словам Скрябина, держали бумаги VK в Национальном расчетном депозитарии (НРД), для них ничего не поменяется.
При этом у владельцев бумаг по-прежнему остается возможность продать их на внебиржевом рынке, но там цена может оказаться сильно ниже желаемой. «В частности, зарубежные фонды, политика которых запрещает иметь в портфеле бумагу, не торгующуюся в Лондоне, будут вынуждены либо продать GDR VK на внебиржевом рынке, либо просто списать их в ноль, если не сделали этого раньше», — рассуждает Скрябин.
Персональный брокер «БКС Мир инвестиций» Александр Чечерин отметил, что процесс редомициляции для VK был ожидаемым — эта компания была одной из первых, кто заявил об этом публично и официально. «Новость умеренно позитивна для отношения инвесторов к акциям VK. Редомициляция в Россию снижает риски, связанные с иностранной пропиской. Для иностранцев данная новость имеет более негативный окрас — последние месяцы происходила активная продажа расписок на внебиржевом рынке с дисконтом и процесс может ускориться», — рассуждает Чечерин. По его мнению, VK может объявить выкуп расписок с дисконтом по примеру «Магнита» или выбрать из массы других вариантов выкупа/обмена, что несет риски для нерезидентов. «Важно дождаться подробностей о процедуре. Эффект на динамику акций не должен быть сильным, так как событие во многом уже заложено в котировки. Кроме того, редомициляция была бы сильным драйвером для дивидендных фишек, так как позволила бы возобновить выплаты», — указал брокер. В то же время он сомневается, что VK будет выплачивать дивиденды в ближайшие годы.
Аналитик «Синары» Константин Белов считает, что делистинг никак не повлияет на VK, поскольку ее GDR и так сейчас не торгуются на Лондонской фондовой бирже. Он также указал, что на данный момент понятны не все детали процесса, в частности, те, что будут зависеть от регулятора.