В России впервые за несколько лет сократились продажи вина

Впервые за несколько лет показатели розничных продаж вина в России за первый квартал оказались ниже, чем в прошлые годы
Обсудите новость в телеграм-канале «РБК Вино»
Впервые за несколько лет показатели розничных продаж вина в России за первый квартал оказались ниже, чем в прошлые годы. Об этом свидетельствуют данные Росалкогольтабакконтроля (есть в распоряжении «РБК Вино») и системы ЕМИСС.
Так, сокращение в сегменте тихих вин за январь—март 2025 года составило 2%, до 12,9 млн декалитров. Рост в этой категории был стабильным начиная с 2021 года, а в 2024 году достиг показателя 13,2 млн дал.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
Сокращение в сегменте игристых вин составило 4,9%, до 5,1 млн дал. В этой категории рост показателей розничных продаж фиксировали с 2019 года. В 2024 году объем розницы достиг 5,4 млн дал.
Среди вин максимальное сокращение зафиксировано в сегменте ликерного вина — на 8,8%, до 266,7 тыс. дал. В этой категории рост показателей отмечали с 2017 года. В 2024 году объем продаж ликерного вина в России достиг 292,4 тыс. дал.

В целом объем розничных продаж алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в России за январь—март 2025 года сократился на 14,7% и составил 47,8 млн дал. В целом этот показатель стабильно рос с 2021 года и в 2024 году составлял 56,1 млн дал.
По словам президента гильдии экспертов «Алкопро» Андрея Московского, сокращение объемов продаж вина может быть связано как с ростом стоимости этой категории, так и с ростом популярности миксовых напитков и коктейлей на основе крепкого алкоголя.
«Потребители просто смешивают джин с тоником или виски с колой. В итоге у них получаются достаточно вкусные напитки, которые по итогу стоят дешевле, чем вино. Кроме того, вино — это в некотором смысле всегда лотерея, а коктейль — это гарантированный результат», — считает он.
Московский также отметил, что сокращение объемов розничных продаж можно объяснять множеством причин, например периодом постов, которых весной придерживались представители разных конфессий, и короткими периодами праздничных дней 23 февраля и 8 марта. При этом эксперт не видит «катастрофы» в сокращении показателей за первый квартал.
Александр Липилин, исполнительный директор компании Fort также считает, что сокращение продаж вина напрямую связано с увеличением его стоимости. «Увеличение пошлин и транспортно-логистических расходов привело к значительному удорожанию вин — особенно это заметно в нижнем и нижне-среднем ценовых сегментах. Мы действительно фиксируем снижение продаж вина в натуральном выражении. Хотя в денежном выражении у компании Fort продажи растут год к году, что связано с изменениями в нашем ассортименте. У нас стало больше премиальных вин (Бургундия, Шампань) и меньше базовых столовых из Италии и Испании», — говорит он.
Липилин также отметил, что для потребителя порог входа в категорию вина существенно увеличился. По его словам, сейчас даже в демократичных ресторанах бокал вина стоит не менее 300–400 рублей. «В результате покупатель разочаровывается в соотношении цена-качество и переключается на альтернативные напитки — пиво и коктейли. Они остаются более доступными, а для ресторанов они маржинальны, что, в свою очередь, снижает спрос на вино в сегменте HoReCa. Снижение продаж в ресторанах, где традиционно начинался спрос на вино, оказывает влияние и на розничные продажи, что в перспективе может привести к дальнейшему падению потребления вина в целом», — добавил он.
Данные виноторговых компаний по продажам игристых вин за январь—февраль расходились. Дарья Сологуб, директор по закупкам виноторговой компании Fort, говорит о том, что продажи игристых показывали положительную динамику: в сегменте просекко рост был на уровне 31%, в сегменте кавы — на 44%. Единственная категория, которая демонстрировала сокращение, — шампанское (–10%). «Это связано с высоким ценовым сегментом и ростом таможенных пошлин. Однако небольшие шампанские дома (рекольтаны) более стабильны — их продажи остаются на уровне плюс 1–2%», — отметила она.
В свою очередь, в компании Ladoga говорят о том, что по итогам двух месяцев продажи тихих вин в целом по рынку снизились на 13%, игристого и шампанского — на 34,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. В компании это в том числе связали с ростом популярности коктейлей на основе крепкого алкоголя.
Объем производства тихих и игристых вин за январь—март 2025 года в России демонстрировал рост. В сегменте игристых вин рост составил 15,6%, до 3,6 млн дал, в сегменте тихих вин — 11,5%, до 8,3 млн дал. Однако объем производства ликерных вин по итогам первого квартала сократился на 15,7%, до 346,2 тыс. дал.