Признаки, по которым можно распознать мошенничество
- Предложение выглядит слишком заманчивым: обещают большую выгоду или подарки без усилий с вашей стороны.
- Требуют, чтобы вы заранее оплатили комиссию, налог или внесли предоплату для получения услуги или товара.
- Собеседник спешит и давит, подталкивает к быстрому принятию решения.
- Вас настойчиво просят перейти по ссылкам.
- В сообщениях встречаются орфографические и грамматические ошибки.
- Собеседник настаивает на связи только через мессенджеры и избегает официальной переписки с корпоративной почты.
- Вам предлагают решить вопрос нелегально, с помощью денег. Например, запугивают тем, что вы нарушили закон, не оплатили штраф, однако за вознаграждение собеседник может вам помочь «замять дело».
- Вас просят предоставить личные данные: логины, пароли, PIN-коды, паспортные данные или данные банковских карт.
- Сообщают о неожиданном выигрыше в конкурсе, лотерее, в которых вы не принимали участие.
- Собеседник начинает разговор с сообщения о том, что кто-то из ваших близких попал в беду.
- Собеседник говорит, что он сотрудник ФСБ, МВД или Центробанка.
- В разговоре звучат фразы «безопасный счет», «сообщите код из СМС / данные карты / паспорта / СНИЛС».
Основные схемы, которые используют мошенники
- Рассылка писем с фишинговыми ссылками или создание страниц, которые имитируют сайты популярных магазинов с предложением невероятных скидок, распродаж или эксклюзивных товаров.
- Фишинговые ссылки под видом писем или сообщений в мессенджерах от начальника или коллег.
- Объявления о простой и высокооплачиваемой подработке.
- Сообщения с просьбой о помощи якобы от лица коллег и близких.
- Предложения вложить деньги и получать регулярный доход от «инвестиций».
- Сбор донатов на счета реальных благотворительных фондов.
- Шантаж с угрозами опубликовать файлы с вашей веб-камеры, переписку или другие личные данные.
- Звонок якобы от лица сотрудника ФСБ, МВД, Центробанка, службы безопасности вашего банка, «Почты России», оператора связи с целью убедить потенциальную жертву перевести личные или кредитные деньги на «безопасный счет» или срочно обналичить их, чтобы потом передать курьеру «для сохранности».
- Попытки украсть личные данные с «Госуслуг» через уловку с «персональным кодом от домофона».
Как новые законы помогут бороться с мошенниками
В 2025 году в России приняли несколько законов, которые помогут лучше защитить людей от мошенников.
- Теперь между государственными органами, банками и операторами связи организован обмен данными в режиме реального времени — это помогает быстро выявлять подозрительные операции.
- Банки получили право временно ограничивать выдачу наличных свыше 50 тыс. руб.
- Появилась возможность поручать доверенному лицу подтверждать денежные переводы.
- Усилили контроль при регистрации СИМ-карт — теперь симку нельзя передавать третьим лицам.
- С сентября 2025 года действует «охлаждающий период» для кредитов, который защищает людей от давления мошенников, вынуждающих срочно брать займы.
- Госорганам, банкам и другим организациям запретили использовать иностранные мессенджеры (например, Telegram и WhatsApp) для связи с людьми.
Инструкции и советы
Обновлено