Что стало поводом для акции
- Акция 31 августа — одна из нескольких протестных акций, прошедших в Москве за последние месяцы. В отличие от предыдущих акций, проводившихся в поддержку независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму, которым отказали в регистрации из-за нарушений при сборе подписей, это шествие, по словам организаторов, направлено против политических репрессий.
- К политическим репрессиям, по мнению организаторов акции, относятся аресты незарегистрированных кандидатов в депутаты МГД Ильи Яшина, Константина Янкаускауса и Дмитрия Гудкова, задержание кандидата Юлии Галяминой, а также дело о «массовых беспорядках» на акции 27 июля.
Как проходили другие акции
- С 13 июля, когда большинство оппозиционных кандидатов получили отказ в регистрации на выборах, прошло четыре акции. Две из них — 20 июля и 10 августа — были согласованы с властями.
- После несанкционированной акции 27 июля были задержаны от 1074 до 1373 человек и заведено дело о «массовых беспорядках», в ходе которого были арестованы 12 человек.
- На согласованный митинг 10 августа пришли от 20 тыс. до 50 тыс. человек. После митинга за участие в несогласованном шествии были задержаны, по разным данным, от 136 до 244 человек.
Чем отличалась акция 31 августа
- Отсутствие полиции, ОМОНа и перекрытий на пути шествия.
- Магазины и кафе с уличными верандами, которые были закрыты во время прошлых несогласованных акций, работали в обычном режиме.
- У участников акции было достаточно много для несанкционированной акции плакатов, в основном самодельных, с требованиями освобождения арестованных на прошлых митингах и недопущенных кандидатов в Мосгордуму.
Почему власти отказались от силового сценария
До выборов в Мосгордуму осталась неделя, и властям не нужны конфликты, считает политолог Ростислав Туровский. Поэтому, на его взгляд, и началась «временная оттепель». «Но в ней есть и намек на желаемое поведение оппозиции после выборов — власти хотели бы избежать протестных акций после подведения итогов», — продолжает эксперт. А для этого необходимо умиротворение всех оппозиционных групп, резюмирует он. По мнению Туровского, власть не прибегала к такой стратегии раньше, желая дождаться сокращения мобилизационного ресурса, а также степени консолидации оппозиционных групп.
С Туровским соглашается политолог Александр Пожалов, который отмечает, что власти выгодно обойтись без массовых задержаний накануне выборов и первой учебной недели. «За последнее время уличный протест явно пошел на спад, а среди сторонников оппозиции начались долгожданные для власти споры о том, стоит ли следовать советам Алексея Навального по «умному голосованию» преимущественно за КПРФ», — объясняет он. В этой ситуации жесткие действия власти могли бы снова повысить активность сторонников оппозиции.
Авторы
Юлия Сапронова, Кирилл Сироткин, Елизавета Антонова