Инициативы Клишаса нельзя будет осуществить без дополнительных трат на лингвистические экспертизы, считают в Генпрокуратуре. Кроме того, в законопроектах нет критериев, которые определили бы порядок внесудебной блокировки сайтов. Это может привести к необоснованному ограничению конституционных прав граждан на свободное распространение информации, заявила Артамонова.
Ранее Минкомсвязь направила в правительство отрицательное заключение на законопроект об оскорблении властей в интернете. Негативно ведомство оценило и формулировки законопроекта, запрещающего распространение недостоверных новостей. В ведомстве остались недовольны тем, что документ предлагает вносить фейковые новости, опубликованные в интернете, в список материалов, запрещенных к распространению. Как пояснила ТАСС директор департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Екатерина Ларина, отзыв отражает позицию и остальных соисполнителей — Роскомнадзора и Минюста. Хотя министерство раскритиковало «слишком общие формулировки закона», против самой инициативы оно не выступает.
В чем суть инициатив
Оба законопроекта подготовлены группами сенаторов и депутатов в конце прошлого года. Законопроект, который его авторы назвали «антифейком», предполагает добавить в ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации) запрет на распространение в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях «заведомо недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений». Наказание последует, если подобная информация «создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры». Штраф для физлиц составит от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц — от 400 тыс. до 1 млн руб.
Андрей Клишас
(Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости)
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что указанные меры предотвратят угрозы общественному порядку в России и помогут СМИ выполнять их основную функцию — предоставлять обществу достоверную информацию. По мнению Клишаса, «фейки могут создать реальную опасность жизни и здоровью граждан, привести к массовым беспорядкам, создать угрозу безопасности».
Второй законопроект предполагает поправки в ст. 15 федерального закона «Об информации». Если он будет принят, генпрокурор и его заместители смогут требовать ограничение доступа к ресурсам, которые распространяют материалы, выражающие в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальной символике, Конституции и органам госвласти.
За распространение подобных материалов авторы законопроекта предложили наказывать штрафом от 1 тыс. до 5 тыс. руб. либо административным арестом на срок до 15 суток. Соответствующие поправки вносятся в ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство).
Что теперь будет с законопроектами
Было очевидно, что законопроекты не были рассчитаны на ускоренное принятие, а вносились для длительного обсуждения и тестирования общественной реакции, считает политолог Александр Пожалов. В целом за последние два года Госдума отказалась от ускоренного одобрения разных ограничительных и резонансных инициатив. Такие законопроекты теперь обсуждаются в парламенте несколько месяцев (как, например, законопроект 2018 года о санкциях за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные митинги) или вообще надолго «зависают» в Госдуме (как ряд проектов о регулировании соцсетей), напомнил эксперт.
Проблема и в том, что данные законопроекты плохо сочетаются с попытками Кремля смягчить ответственность за разные нарушения в интернете, в том числе с президентским законом о декриминализации случайных репостов экстремистского контента. Законопроекты «страдают крайне размытыми формулировками», против них выступили представители СМИ, и власть в условиях снижающихся рейтингов не готова ссориться с медиасообществом, уверен Пожалов. По его мнению, в конечном итоге законопроект о борьбе с распространением намеренной дезинформации будет принят, но после кардинальной переработки, сужения сферы регулирования и конкретизации понятий.
С тем, что законопроекты будут приняты в более мягкой форме, согласен и глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. «Надо отметить, во-первых, низкую проработанность самих законов — они очень неконкретны, и очевидно, что из-за этого последует масса нарушений прав граждан, что, в свою очередь, вызовет социальное напряжение», — сказал он РБК. По мнению Миронова, власть через ведомства отреагировала на недовольство населения и решила сейчас не обострять ситуацию.
Продуктивный сенатор
В последние два года сенатор Андрей Клишас и его соавтор депутат Дмитрий Вяткин регулярно выступали публичными авторами законопроектов в политической сфере, которые исходили от Кремля, включая различные поправки в избирательное законодательство, в закон об Общественной палате и т.п., отметил Николай Миронов.
Сенатор Клишас также является автором еще одного нашумевшего законопроекта — о суверенном интернете в России. Он направлен на создание защитных мер «для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы интернета в России, а также повышения надежности работы интернет-ресурсов». Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального вскоре после внесения законопроекта опубликовал расследование об имуществе сенатора. В нем сообщалось, что Клишас владеет выведенными в офшоры фирмами, псарней на 30 собак и часами за 163 млн руб. На это сенатор ответил, что у него «есть много чего» из того, что было перечислено в расследовании, «и даже больше», но все имущество нажито честным путем.
Авторы
Евгения Кузнецова, Наталья Галимова