Лента новостей
S&P оставил российский рейтинг без изменений 01:23, Экономика Путин заявил о росте числа бюджетных мест в вузах 01:09, Общество Саакашвили заявил о снятии своей партии с выборов в Раду 00:54, Политика После задержания танкера Ираном цена нефти Brent поднималась на 2% 00:46, Экономика Оливер Стоун попросил Путина стать крестным отцом его 22-летней дочери 00:27, Политика В ДНР заявили о подрыве на мине грузовика с бойцами батальона «Айдар» 00:07, Общество В Иране опровергли задержание танкера под либерийским флагом 19 июл, 23:58, Общество Путин оценил ситуацию на Украине после президентских выборов 19 июл, 23:52, Политика Что нужно, чтобы поездка в Будапешт не ударила по бюджету 19 июл, 23:34, РБК и ОТП Банк МИД Британии заявил о задержании Ираном двух судов в Ормузском проливе 19 июл, 23:22, Политика На Украине кафе повесило на дверь наклейку свиньи в цветах флага России 19 июл, 23:00, Общество На задержанном властями Ирана танкере были граждане России 19 июл, 22:57, Общество Путин раскритиковал иркутские власти после наводнения в регионе 19 июл, 22:49, Политика Путин назвал Скрипаля «вышедшим из обоймы» 19 июл, 22:49, Политика Около Верховной рады задержали дезертира с гранатой 19 июл, 22:45, Общество Forbes узнал о просьбе Минца разрешить ему тратить более £10 000 в неделю 19 июл, 22:28, Бизнес Трамп назвал священным потолок госдолга США 19 июл, 22:19, Политика Во ФСИН назвали образцовой колонию Кокорина и Мамаева 19 июл, 22:19, Общество Чемпионский бой боксера Курбанова отменили из-за проблем с визой 19 июл, 22:02, Спорт Банк «Траст» стал владельцем 5,7% доли в Объединенной вагонной компании 19 июл, 21:59, Бизнес Россиянка Ирина Дериглазова стала 5-кратной чемпионкой мира по фехтованию 19 июл, 21:44, Спорт США ввели санкции в отношении четырех граждан Венесуэлы 19 июл, 21:42, Политика Путин заявил о переносе саммитов БРИКС и ШОС из Челябинска 19 июл, 21:33, Политика ЦСКА подписал контракт с выступавшим 11 лет в НБА баскетболистом Куфосом 19 июл, 21:23, Спорт Иран задержал британский нефтяной танкер в Ормузском проливе 19 июл, 21:22, Политика Под Петербургом из-за поломки задержали электрички 19 июл, 21:05, Общество Сборная России сыграет против Бельгии на стадионе «Зенит» 19 июл, 21:04, Спорт В Союзмолоке назвали размер затрат компаний на маркировку продуктов 19 июл, 20:59, Бизнес
Газета
Авиацию не спасла поддержка сверху
Газета № 087 (3042) (1806) Бизнес,
0
Авиацию не спасла поддержка сверху
Российские воздушные перевозчики в первом квартале понесли рекордные убытки
Одобренные правительством меры не оказали заметной поддержки отрасли. Без дополнительной помощи перевозчики будут вынуждены поднять цены на билеты, а некоторые могут оказаться на грани банкротства, предупреждают эксперты
Фото: Алексей Смышляев / Интерпресс / ТАСС

Почему выросли убытки авиакомпаний

Совокупный убыток российских авиакомпаний с января по март 2019 года составил 45,3 млрд руб. Об этом говорится в отчете Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), поступившем в РБК.

Убыток за первый квартал 2019 года сопоставим с убытком за весь 2018 год, составившим около 50 млрд руб. (оценка Минфина). За январь—март прошлого года совокупный убыток российских перевозчиков, по данным ассоциации, составил 34 млрд руб. (в 2017 году — 21,8 млрд руб.). Первый квартал традиционно убыточен для авиакомпаний: удельная стоимость лизинговых платежей за самолеты выше, а загрузка судов ниже летнего периода, напоминает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. В прошлом году большая часть затрат пришлась на подорожавшее топливо, но частично их удалось компенсировать за счет высокого сезона (май—сентябрь). «Этим летом уже вряд ли перевозчики смогут за счет высокого сезона, как год назад, компенсировать расходы», — считает аналитик.

Доходы авиакомпаний за первый квартал 2019 года составили 306,2 млрд руб., расходы — 351,5 млрд руб., подсчитала АЭВТ. Основные статьи затрат: аренда и лизинг (92,6 млрд руб.), авиатопливо (88,9 млрд руб.) и аэропортовое обслуживание (53,6 млрд руб.). Опережающий темп роста расходов авиакомпаний над доходами говорит о консервативном сценарии в их тарифной политике и отказе от резкого повышения цен на услуги, считают эксперты ассоциации.

Отдельно в отчете говорится о росте затрат на авиатопливо. В четвертом квартале 2018 года пиковая стоимость авиакеросина была на уровне 47,6 тыс. руб. за тонну. Средневзвешенная стоимость топлива в первом квартале 2019 года снизилась и составила 43,26 тыс. руб за тонну. Однако, отмечают эксперты, это оказалось на 12,3% выше стоимости топлива за аналогичный период прошлого года. Увеличение затрат на авиакеросин также объясняется ростом его потребления: за январь—март 2019 года компаниям потребовалось 2,1 млн т — на 7,7% выше, чем годом ранее.

Первый квартал 2019 года «был сильно хуже для всех, второй чуть хуже», сказал РБК источник в одной из крупных авиакомпаний. Но третий и четвертый кварталы могут быть лучше за счет более низких цен на нефть, чем в 2018 году, добавил он. За 2019 год совокупный убыток авиакомпаний можно ожидать не ниже показателя 2018 года (50 млрд руб.), указывает заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров. «Но это крайне сложно оценивать, нужно дождаться финансовых результатов за второй и третий кварталы», — добавил он, назвав квартальный убыток отрасли рекордным минимум за последние десять лет.

Почему исчезают дешевые билеты

В конце мая гендиректор S7 Владимир Объедков обращал внимание, что за последние десять лет число перевозимых пассажиров в России выросло в три раза, до 116 млн человек, но тарифы при этом оставались «вполне доступными». Тогда он заметил, что убытки авиакомпаний за 2018 год стали рекордными, и перевозчикам необходимо усиление государственной поддержки. «Если меры государственной поддержки отрасли не будут усилены, не будут сделаны более адресными, не будут актуализированы, то удержать этот уровень доступности перевозок для населения будет крайне сложно», — предупреждал топ-менеджер.

Чистая прибыль крупнейшей российской авиакомпании, «Аэрофлота», по РСБУ за 2018 год уменьшилась в 10,2 раза в годовом выражении, по МСФО — в четыре раза. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев 13 февраля сообщал, что компания не планирует в ближайшее время повышать цены на билеты из-за невысокой платежеспособности пассажиров. Однако для компенсации затрат из-за подорожавшего авиакеросина компания с 4 марта повысила топливный сбор минимум на 200 руб. в одну сторону. Кроме того, в конце марта перевозчик отменил самый дешевый вариант покупки билетов с багажом, одновременно введя безбагажные тарифы (багаж в них оплачивается отдельно).

Utair, входящая в пятерку крупнейших российских авиакомпаний, завершила 2018 год с чистым убытком на 4,4 млрд руб. «На топливо Utair потратила на 3,9 млрд руб. больше, чем годом ранее, из которых 3,1 млрд руб. — следствие роста цен на топливо», — указывала компания в годовом отчете. «Ситуация в авиаотрасли действительно очень сложная, но Utair заранее развернула антикризисные меры и поэтому сработала лучше рынка: в первом квартале 2019 года нарастила операционную прибыль на 5% и смогла сдержать убыток от продаж на уровне первого квартала предыдущего года (2,5 млрд руб.)», — передал РБК через представителя президент «Utair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. По его словам, компания не повышает цены для пассажиров, но ввела минимальный тариф и на 50% увеличила объем дополнительных услуг для пассажиров, заработав на этом 1,5 млрд руб.

Почему решения правительства не помогли

Из-за роста цен на авиакеросин Минтранс, предвидя убытки перевозчиков, в августе 2018 года предлагал правительству компенсировать авиакомпаниям половину расходов на топливо — 22,5 млрд руб. Однако на совещании в Белом доме в феврале 2019 года от этой идеи решили отказаться. По итогам переговоров была создана рабочая группа для урегулирования ситуации с ценами на топливо, но до сих пор решений не принято. Серию мер предлагал Минфин: в частности, заменить железнодорожные маршруты на перегруженных участках БАМа и Транссиба на авиаперевозки, сократить флот, а также оптимизировать маршрутные сети авиакомпаний.

Для поддержки авиаперевозчиков в начале апреля Минфин согласился обнулить НДС для внутрироссийских рейсов в обход Москвы. Ведомство отмечало, что это поможет увеличить спрос на региональные рейсы. Кроме того, действует нулевая ставка на рейсы через столицу до или из Крыма, Севастополя, Калининградской области и Дальневосточного федерального округа. Еще одна мера поддержки — выплата субсидий на перевозки в Крым и на Дальний Восток, в общей сложности они составляют около 10 млрд руб. ежегодно и охватывают 3–4% от числа всех перевезенных пассажиров (около 1,4 млн человек).

Однако субсидии — это поддержка «не авиаотрасли, а отдельных категорий граждан», составляющих небольшой процент от всех пассажиров, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. «Обнуление НДС на перевозки, минуя Москву, эксперт назвал «лукавством». Более 80% маршрутов проходят сейчас через Москву, и это незначительно поможет лишь региональным авиакомпаниям, говорит он.

Авиакомпании даже после высокого сезона останутся между молотом и наковальней без возможности перекладывать убытки на пассажиров, полагает Гусаров. «Себестоимость перевозок обгоняет стоимость билетов. Топливо не дешевеет, как и аэропортовые сборы, также нужно повышать зарплаты сотрудникам», — говорит Гусаров. Но рынок очень чувствителен, и в связи с низкой платежеспособностью населения повысить стоимость билетов не получится, продолжает эксперт. «Кроме того, на летний период билеты уже реализованы, разве что оставшиеся могут пробовать продать подороже, но это капля в море», — говорит Гусаров.

Компании не могут работать в убыток «бесконечно», и через год могут начаться банкротства перевозчиков и сужение рынка, предупреждает он. «Без существенного повышения цен на билеты в этот летний сезон авиакомпании уже не смогут выровнять ситуацию. Финансовое положение перевозчиков усугубляется, могут в дальнейшем последовать банкротства», — соглашается Бурмистров.