13 друзей Трампа
Вечером в пятницу, 16 февраля, Министерство юстиции США предъявило обвинения по восьми пунктам 13 гражданам России и трем юридическим компаниям за якобы предпринятые ими действия по вмешательству в кампанию по выборам президента США, которая закончилась 8 ноября 2016 года победой кандидата-республиканца Дональда Трампа.
Обвинение предъявлено от имени большого жюри округа Колумбия, обвинительное заключение подписано специальным прокурором Робертом Мюллером. Мюллер c 2001 по 2013 год руководил ФБР, расследование по вмешательству России в выборы в США возглавил в мае 2017 года. За прошедшее время Мюллер допросил ключевых членов предвыборной команды президента Дональда Трампа, включая его главного стратега Стивена Бэннона. В конце октября созванное Мюллером большое жюри предъявило обвинение Полу Манафорту, недолгое время бывшему главой избирательного штаба Трампа. Его обвинили в заговоре против США, но не за вмешательство в выборы на стороне России, а за работу на украинские власти, когда президентом был Виктор Янукович. Манафорт утаил от американских властей доходы, полученные за работу на Украине, говорилось в обвинении.
Раскрыли «фабрику»
В заговоре против США с целью вмешательства в политический процесс и оказания влияния на результат американских выборов Минюст страны обвинил 13 граждан России и три компании. В обвинении с подробностями описываются методы работы компаний и указанных лиц. В преамбуле к обвинению указано, что законы США запрещают иностранным лицам использовать денежные средства с целью повлиять на исход выборов в США. А закон об иностранных агентах (FARA) запрещает им заниматься политической деятельностью в США без регистрации в Минюсте.
Как следует из обвинения, команда спецпрокурора выяснила, что работа по оказанию политического влияния на граждан США началась по меньшей мере в 2014 году, когда россияне начали отслеживать дискуссии в политических и социальных группах в социальных сетях. По мнению прокурора, вело эту работу базирующееся в Санкт-Петербурге Агентство интернет-исследований, возглавляемое Евгением Пригожиным и отчасти финансируемое двумя другими его компаниями — «Конкорд менеджментом» и «Конкорд кейтерингом». Месячный бюджет составлял (по крайней мере в сентябре 2016 года) около 73 млн руб. (более $1,25 млн).
Американские СМИ обращают внимание, что о деятельности «фабрики» в США знали давно из публикаций The New York Times, CNN и других изданий.
Для организации работы указанные люди создавали в социальных сетях аккаунты фальшивых личностей, управляли страницами в социальных сетях, которые выдавали за страницы американских граждан. Как говорится в тексте обвинения, им удалось охватить «значительное число американцев с целью вмешательства в американскую политическую систему, включая выборы 2016 года». Они также покупали политическую рекламу в Facebook и YouTube и организовывали митинги, средства на которые проводились через платежную систему PayPal. Регистрировались счета по полученным злоумышленниками персональным данным американских граждан.
Люди и роли
Евгений Пригожин, как говорится в обвинении, одобрял и поддерживал операции организации, и все обвиняемые знали о его роли. В подтверждение этого обвинение приводит данные о том, что его сотрудники сделали так, чтобы 29 мая 2016 года гражданин США встал у Белого дома в Вашингтоне с табличкой «С днем рождения, дорогой начальник» (Happy birthday dear Boss). Они проинформировали американца, что у их «начальника и основателя» день рождения. Согласно паспортным данным, Пригожин родился 1 июня 1961 года, сообщается в обвинении.
Михаил Быстров поступил на работу в Агентство интернет-исследований в феврале 2014 года. К апрелю он стал генеральным директором, потом еще работал на различных должностях.
Михаил Бурчик начал работу в Агентстве интернет-исследований примерно в октябре 2013 года. К марту 2014 года стал исполнительным директором организации.
Александру Крылову американские прокуроры называют директором агентства, в котором она проработала с сентября 2013-го по ноябрь 2014 года. В апреле 2014 года она посетила США.
Сергей Полозов работал в Агентстве интернет-исследований примерно с апреля 2014-го до октября 2016 года менеджером по ИT и маскировал все действия.
Анна Богачева работала на «фабрике» с апреля по июль 2014 года. Работала переводчиком, также приезжала в США для сбора данных.
Мария Бовда работала на «фабрике» недолго: с ноября 2013 года по октябрь 2014-го, возглавляла отдел, который переводил тексты на английский для их дальнейшего размещения.
Роберт Бовда работал заместителем начальника отдела переводов и на других должностях с ноября 2013 года по октябрь 2014-го. Намеревался поехать в США, но не получил визу.
Джейхун Насими Оглы Асланов приступил к работе в 2014 году как глава переводческого отдела, курировал вмешательство в американские выборы, говорится в обвинении.
Вадим Подкопаев в компании работал «по крайней мере» в июне 2014 года, занимался аналитикой в переводческом отделе.
Глеб Васильченко с августа 2014-го по сентябрь 2016 года размещал публикации в аккаунтах агентства.
Ирина Каверзина приступила к работе по меньше мере в октябре 2014 года, она управляла аккаунтами вымышленных американцев, чтобы публиковать от их имени материалы и вести мониторинг.
Владимир Венков в марте 2015 года начал работать и тоже работал в переводческом отделе.
Россияне посещали США для сбора данных, и, находясь в стране, а также через электронную переписку вступали в разговоры с американцами для определения стратегии деятельности, считает прокуратура. В США, по данным обвинения, побывали Крылова и Богачева, они объехали Неваду, Калифорнию, Нью-Мексико, Колорадо, Иллинойс и другие штаты. Однако предоставили ложные данные о целях поездки, заявив, что едут с частными целями, чем нарушили закон, утверждает обвинение.
Лозунги и группы
Лозунги и группы
Общаясь в интернете под ложными именами, россияне выясняли, какой стратегии надо придерживаться в работе. Так, от активистов из Техаса они узнали, что надо делать акцент на «красных штатах» типа Колорадо, Виргинии и Флориды» (в «красных штатах» большинство избирателей тяготеют к Республиканской партии), приводит пример обвинение.
Обвиняемые также вели многочисленные группы в социальных сетях, принимали участие в уже существующих сообществах. Например, они участвовали в группах, продвигающих движение «Черные жизни имеют значение» (Black Lives Matter, созданное для привлечения внимания к проблеме полицейского насилия по отношению к чернокожим), религиозные группы «Объединенные мусульмане Америки» и «Армия Иисуса». К 2016 году размер групп, которые контролировали сотрудники «фабрики троллей» достиг сотен тысяч онлайн-последователей. Так, на созданный ими аккаунт Tennessee GOP (в поддержку Республиканской партии) были подписаны 100 тыс. пользователей.
В обвинительном заключении говорится, что многие посты публиковались с хештегами #Trump2016, #MAGA (аббревиатура лозунга Дональда Трампа «Сделаем Америку снова великой») и #Hillary4Prison («Хиллари в тюрьму»).
С 2016 года агентство начало покупать рекламу в социальных сетях с лозунгами «Я говорю нет Клинтон. Я говорю нет манипуляциям», «Дональд хочет уничтожить терроризм. Хиллари хочет спонсировать его». Для оплаты рекламы через сервис PayPaL использовались украденные персональные данные американцев.
Целью всех публикуемых сообщений была дискредитации не только кандидата от демократов Хиллари Клинтон, но и участников праймериз от Республиканской партии Теда Круза и Марко Рубио и подчеркивание преимуществ участника праймериз от демократов Берни Сандерса и республиканца Дональда Трампа, утверждает обвинение. Незадолго до выборов в постах стали звучать призывы вообще не голосовать или голосовать за третьего кандидата (не от республиканцев или демократов). 16 октября 2016 года обвиняемые использовали контролируемый ими аккаунт в Instagram для публикации сообщения «лучше не голосовать вообще». Уже после выборов они стали заниматься акциями как в поддержку Трампа, так и против него, а также акциями, направленными на опротестование результатов выборов.
В июне и июле 2016 года использовали группу в Facebook «Being Patriotic» и аккаунт в Twitter @March_for_Trump и другие для организации митингов в Нью-Йорке. «Марш за Трампа» прошел в июне 2016 года, акция «Хватит Хиллари» — в июле того же года.
Впечатлительные люди
«Американцы очень впечатлительные люди, они видят то, что хотят видеть. С большим уважением отношусь к ним. Если они хотят видеть дьявола — пусть видят», — сказал «РИА Новости» Евгений Пригожин.
Бывший владелец и гендиректор компании «Агентство коммерческих новостей», предполагаемый фигурант обвинения Михаил Бурчик заявил РБК, что не работает в структурах Агентства интернет-исследований и не знает английский язык настолько хорошо, чтобы понять, в чем именно его обвиняют. «Раз несколько сотен миллионов американцев переживают так из-за деятельности обычного русского индивидуального предпринимателя из ИT-сферы, занимающегося разработкой сайтов, то, видимо, у них совсем тяжелая ситуация в стране», — рассказал РБК Бурчик.
Еще один предполагаемый фигурант расследования, Глеб Васильченко, заявил, что не имел отношения к Агентству интернет-исследований. По его словам, в санкционном списке оказался его «полный тезка». В то же время его бывший коллега рассказал РБК, что он действительно раньше работал на «фабрике троллей» в Санкт-Петербурге.
«Я занимаюсь SMM, и за это под санкции не попадают», — заявил РБК еще один предполагаемый фигурант, Джейхун Асланов, предположив, что, возможно, речь идет о его тезке.
Мария Беляева (Бовда) не стала отрицать, что работала на «фабрике троллей», но вмешательство в американские выборы она отрицает. Она также обращает внимание на неправильное указание ее должности и семейного статуса.
Еще один предполагаемый фигурант обвинения, Сергей Полозов, в разговоре с РБК удивился попаданию в обвинительное заключение, связь с «фабрикой троллей» он отрицает. Анна Богачева и Александра Крылова отказались обсуждать обвинения прокурора США с корреспондентом РБК.
Пропущенные связи
В обвинении также говорится, что россияне общались с лицами, связанными с кампанией Трампа, в целях координации политической деятельности. Однако имена тех, кто общался с членами кампании Трампа, как и имена последних, не названы.
Не говорится в обвинении и о том, оказали ли предпринятые действия влияние на исход выборов. Нет указаний и на то, что обвинение обладает информацией о том, что деятельность Пригожина велась с ведома или по указанию российских властей.
Однако, как пишут американские издания, спецпрокурор Мюллер пошел на публикацию беспрецедентно подробного обвинительного заключения, чтобы показать, что вмешательство имело место. Они также напоминают, что офис Мюллера еще не сообщал о результатах взлома серверов Демократической партии в 2016 году, в котором также подозреваются российские хакеры. Об этом пишет, в частности, The New York Times
Американские политики уже начали новую волну антироссийской кампании. «Эти россияне участвовали в систематической атаке на нашу политическую систему», — заявил председатель палаты представителей, республиканец Пол Райан (цитата по Bloomberg).
«Россия начала свою антиамериканскую кампанию в 2014 году, задолго до того, как я объявил о выдвижении. На результат выборов она не повлияла. Кампания Трампа не сделала ничего неправильного — нет сговора!» — прокомментировал обвинение президент Трамп в Twitter.
«Нельзя представить, что действия россиян не оказали влияние на взгляды и голосование по крайней мере некоторого числа американцев», — выразил несогласие с этой позицией в Twitter Джон Бреннан, возглавлявший ЦРУ во время выборов.
«Публиковать можно все, что угодно. Мы видим, как множатся обвинения, утверждения, заявления, — заявил глава МИДа Сергей Лавров. — Пока мы не увидим фактов, все остальное будет трепотней, извините за не очень дипломатичное выражение».
До 30 лет и ограничения в перемещении
Если бы дела россиян дошли до суда, то по статьям законов, по которым предъявлено восемь обвинений, предусмотрены штрафы и ограничение свободы от 2 до 30 лет, сказал РБК советник юридической компании Buzko & Partners в США Евгений Краснов.
Однако, как напоминает The Washington Post, между США и Россией нет соглашения об экстрадиции, и Москва не выдает своих граждан Вашингтону. Если они и оказываются в США по выдвинутым американскими властями обвинениям, то после экстрадиции из третьих стран. По этой причине обвиненным придется не покидать Россию, пишет газета. По данным МИД России, всего насчитывается 40 случаев задержания россиян по запросу в США в третьих странах, в 2017 году таких случаев было более десяти, сообщило ведомство 1 февраля.
В США также обращают внимание на то, что опубликованное обвинение создает возможность для преследования американцев, которые помогали россиянам сознательно. «Хотя сторона обвинения потратила много усилий, чтобы убедить всех в том, что никто из американцев не обвинен, если бы я был американцем и сотрудничал с русскими, я бы очень испугался», — цитирует Reuters бывшего федерального прокурора США Патрика Коттера.
В день предъявления обвинения россиянам стало известно о 28-летнем американце Ричарде Пинедо, который, предположительно, продал им базу персональных данных, что позволило зарегистрировать счета для оплаты. Как сообщает Reuters, он пошел на сделку со следствием.
Придется активизировать работу по верификации пользователей и социальным сетям, пишет Reuters. Facebook, Twitter и YouTube в 2017 году уже начали ужесточать контроль за процедурой размещения политической рекламы. Их представителей вызывали в конгресс для дачи показаний по российскому досье. На слушаниях в октябре прошлого года представитель Facebook рассказал, что с июня 2015-го по август 2017 года в соцсети было опубликовано 80 тыс. постов в 120 сообществах, связанных с подозрительными аккаунтами. Эти посты просмотрели 126 млн американцев. На слушаниях компания скорректировала данные — с учетом принадлежащего ей сервиса Instagram дезинформация могла затронуть 146 млн пользователей.
По данным Facebook, Агентство интернет-исследований из Санкт-Петербурга также закупило 3 тыс. единиц провокационной рекламы. По словам представителя Google, они обнаружили 1,1 тыс. политических роликов с числом общих просмотров более чем 300 тыс. (за какой период, компания не уточняла). Представители Google также сообщали, что «связанные с Кремлем лица» закупили в 2016 году рекламы на $4,7 тыс. Еще около $53 тыс. рекламных поступлений из России названы «подозрительными». Twitter обнаружил 2,7 тыс. подставных аккаунтов, управляемых людьми, имеющими прямое отношение к российскому Агентству интернет-исследований.
Опрошенные РБК эксперты выражали сомнение, что такой объем рекламы мог оказать решающее влияние на политические взгляды избирателей. «Винить Facebook с его рекламой на $100 тыс. или двух-трех хакеров — смешно, их заслуга преувеличена», — говорил политтехнолог Виталий Шкляров, который входил в штаб кандидата в президенты США Берни Сандерса.
Эксперты американского центра Atlantic Council указывают на то, что обвинительное заключение развеивает все сомнения относительно российского вмешательства. «Мы однозначно можем ожидать, что обвинения еще больше осложнят и без того трудные отношения между США и Россией», — заявил директор Евразийского центра организации Джон Хербст (его цитирует сайт Atlantic Council). Открывшаяся в обвинительном заключении информация может привести к усилению санкций против России и ее граждан, как это предусмотрено принятым ранее законом CAATSA, по которому пока санкции не были введены, заявил эксперт центра Дэниэл Фрид. Хотя, напоминает он, против Пригожина санкции США уже действуют.
Для президента Трампа, который до этого заявлял, что верит президенту Путину, когда тот говорит ему, что «вмешательства не было», создается ситуация, при которой от него потребуют выступить с жесткой реакцией или по крайней мере не мешать принятию таких мер другими органами власти, говорит эксперт Российского совета по международным делам Максим Сучков. По его мнению, Трамп, вероятнее всего, будет воздерживаться от моментального ответа, пытаясь понять, какое решение будет выгодно для него самого и его администрации, поэтому для российской стороны сейчас важно первой не сделать опрометчивый шаг.