Вышли мемуары Саркози «Дневник заключенного». Как прошли 20 дней в тюрьме
. В издательстве Fayard вышел тюремный дневник экс-президента Франции10 декабря в издательстве Fayard вышел тюремный дневник Николя Саркози

Обложка книги «Дневник заключенного»
10 декабря 2025 года вышли мемуары бывшего президента Франции Николя Саркози «Дневник заключенного». Первые отрывки из книги опубликовало издание Politico.
25 сентября суд приговорил бывшего президента Франции Николя Саркози к пяти годам лишения свободы с отсрочкой содержания под стражей по обвинению в преступном сговоре по делу о незаконном финансировании его избирательной кампании 2007 года властями Ливии. Он начал отбывать срок 21 октября, но уже через 20 дней, 10 ноября, Саркози освободили из тюрьмы до рассмотрения апелляции. Во время слушаний сам Саркози в видеообращении назвал 20 дней в заключении «кошмаром» и в очередной раз заявил о своей невиновности.
Саркози стал первым бывшим французским главой государства, оказавшимся в тюрьме после Второй мировой войны. До него подобное происходило с Филиппом Петеном, предводителем режима Виши: в 1945 году его приговорили к смертной казни, но позже заменили это наказание пожизненным заключением.
Книга под названием Le journal d'un prisonnier («Дневник заключенного») была опубликована 10 декабря издательством Fayard. В книге 216 страниц — в среднем по 11 страниц на день заключения. Саркози закончил книгу всего через несколько дней после освобождения и показал ее своей супруге Карле Бруни. Она высоко оценила работу мужа, после чего рукопись передали адвокатам, которые решили убрать некоторые отрывки: «Я хочу прояснить, что это не роман», — пишет он во вступлении. В книге он опишет тюремный быт, распорядок дня, тюремное меню и занятия в свободное время.
«Я и представить себе не мог, что в 70 лет окажусь в тюрьме. Это испытание, которое мне пришлось пережить. Признаюсь, это тяжело, очень тяжело. Это оставляет след в душе любого заключенного», — отмечает Саркози.
Условия содержания
В книге Николя Саркози описывает тюрьму Ла-Санте в Париже, где он содержался в одиночной камере площадью около девяти квадратных метров с собственным душем и туалетом. По соображениям безопасности он был полностью изолирован от других заключенных. В соседней камере находились два телохранителя.
«Моими будущими соседями могут оказаться, в зависимости от дела, исламистские террористы, насильники, убийцы или наркоторговцы. Восхитительная перспектива!»
«В конце концов, после долгих минут ожидания мне разрешили пройти через внушительные стальные ворота следственного изолятора. Я много раз видел его в фильмах и новостях, но никогда не видел вживую. В то же время, наблюдая, как тяжелая дверь медленно скользит по перилам, я думал об иронии ситуации и о моей — такой странной — жизни», — пишет он.
«Мне присвоили тюремный номер 320535. Вот как меня теперь собирались идентифицировать. Всего четыре дня назад я был Николя Саркози, бывший президент Франции, которого лично принимал президент Эмманюэль Макрон в Елисейском дворце. Можно ли было представить себе более разительный контраст? Более ужасную ситуацию? Мне пришлось ущипнуть себя, чтобы смириться с этой реальностью. Правда вынуждает меня сказать, что принять новую реальность я так и не смог».
Сакрози вспоминает встречу с Эмманюэлем Макроном 17 октября 2025 года. Саркози утверждает, что президент предложил ему «особые условия» заключения. «Больше всего его беспокоила моя безопасность в тюрьме. Давно пора было об этом поговорить! Он спросил меня о сроках слушания по ходатайству об освобождении, которое мои адвокаты подадут сразу после моего заключения. Ему сказали, что это займет три недели, и он посчитал эту задержку слишком долгой», — пишет политик.
Саркози описывает свою тюремную камеру как «дешевый отель». На страницах книги политик рисует мрачную картину заключения: «Это был первый раз в моей жизни, когда я испытал этот странный опыт: я больше не мог смотреть на улицу, на небо, на проезжающие машины, на меняющуюся погоду, на летающих птиц, на деревья, которые осенью сбрасывают листья. Меня поразило отсутствие каких-либо цветов. Серый цвет доминировал повсюду, поглощал все вокруг, покрывал все поверхности».
«Все мое новое окружение дышало несчастьем, тяжестью, катастрофой разбитых жизней, забитых между этими стенами, вдали от мира живых», — пишет политик.
Он отмечает, что работал над рукописью от руки «на маленьком фанерном столе».
«В тюрьме не на что смотреть и нечем заняться. К сожалению, шум здесь постоянный. Но, как и в пустыне, в тюрьме укрепляется внутренняя жизнь».
Экс-президент попытался открыть окно и «тут же пожалел об этом». По словам Саркози, один заключенный неустанно бил металлическим предметом по решетке своей камеры. Этот грохот продолжался несколько минут. «Мне казалось, что это длится бесконечно. Атмосфера была угрожающей. Добро пожаловать в ад!» Другой заключенный постоянно исполнял песню Circle of Life из мультфильма «Король лев».
«Я никогда не спал на таком жестком матрасе, даже во время службы в армии», — пишет Саркози. Подушки, по его словам, были сделаны из странного материала, напоминающего, пластик, а одеяла «были одеялами только по названию». В первую ночь за решеткой Саркози удалось поспать только до семи утра.
Камера, в которой находился Саркози, была адаптирована для заключенных с ограниченной мобильностью. Из-за этого, как он пишет, «зеркало было прочно прикреплено к стене на такой высоте, что я мог отчетливо видеть все детали пояса своих брюк. С другой стороны, мне приходилось сгибаться вдвое, чтобы расчесать волосы или подстричь бороду».
Меню и распорядок дня
Саркози подробно описывает свой тюремный распорядок. «Вставай рано. Сразу заправь постель. Умойся, побрейся, оденься. Никакой пижамы, никакого халата» — так, по его словам, начиналось каждое утро. Обед подавали довольно рано — в 11:30.
«У меня действительно не было аппетита. Не думаю, что я многое потерял, отказавшись от еды, которую принесли на маленьких пластиковых подносах. Не хочу никого обидеть, но еда была не очень аппетитной». Позже он уточняет, что от запаха пищи его «тошнило», а предложенный на обед «размокший багет» вызывал только отвращение.
Рацион, по его словам, был предельно скромным и однообразным: «молочные продукты, злаковые батончики, минеральная вода, яблочный сок и немного сладостей».
Свободное время Саркози проводил за чтением. Еще перед заключением он отмечал, что возьмет с собой «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма (историю о человеке, которого ложно обвинили и заключили в тюрьму), а также «Жизнеописание Христа» Жана-Кристиана Птифиса.
Не обходилось без физических нагрузок. «Прогулки во дворе были сюрреалистичными. Мы почти не разговаривали. Каждый был погружен в свои мысли, в свою историю. Боль заставляет людей молчать. Страдания редко любят шум». Каждый день Саркози занимался на тренажерах и мысленно переносился на пробежку «по лесу в Сен-Леже-ан-Ивелин или по берегу Cap Negre».
С гигиеной, однако, было сложнее. «Там не было душевой лейки, только тонкая струйка воды, — пишет он. — Хуже всего было то, что этот тонкий поток воды очень быстро прекращался, как по таймеру. Нужно было постоянно искать кнопку и нажимать на нее», — добавляет Саркози.
Несмотря на все сложности, Саркози признался, что за решеткой к нему вернулась вера. В первый же день он встал на колени, чтобы помолиться: «Это получилось само собой. Я простоял так несколько минут». Он добавляет: «Я молился о силе, чтобы вынести крест этой несправедливости».
Первая реакция на книгу
В Сети тюремные мемуары Николя Саркози встретили в основном с иронией. Пользователи отмечали, что книга, по их мнению, была написана и выпущена прежде всего ради заработка, а описанные в ней «страдания» бывшего президента за решеткой вызвали множество насмешек.
«Эту книгу можно просто развернуть, если бумага для выпечки порвется», — пишут первые читатели.
На Amazon печатная версия книги в мягкой обложке стоит €20,99 (около 1800 руб.). Там же доступна электронная версия.

















