ЦБ зафиксировал возврат россиян к «карантинной» модели потребления
В условиях ухудшения эпидемической обстановки домохозяйства начали возвращаться к модели потребления, наблюдавшейся весной: росту трат на продовольствие и лекарства, сокращению расходов на непродовольственные товары и услуги, пишут аналитики Банка России на основании динамики оперативных индикаторов в первые три недели ноября 2020 года (.pdf) В случае введения новых ограничений и перевода сотрудников на удаленную работу потребительский спрос может продолжить снижаться, предупреждают они.
- Ужесточение карантинных ограничений во второй половине октября 2020 года существенно сдержало восстановление потребительской активности: продажи непродовольственных товаров остались вблизи уровня предыдущего месяца, объем платных услуг, очищенный от сезонного фактора, вырос на 1,9% против сентябрьского роста на 4,6%.
- После слабой динамики в предыдущие месяцы увеличился товарооборот продовольствия (+0,7% с устранением сезонного фактора). Значимым фактором его восстановления стали покупки товаров длительного хранения впрок, а также переток спроса из сектора услуг в ожидании дальнейшего увеличения заболеваемости и введения новых ограничений, отмечают аналитики ЦБ.
- Потребительский спрос в России стабилизировался на низких уровнях, отмечали эксперты SberIndex, констатируя, что российский потребитель находится «в спячке».
- Оборот розничной торговли в целом вырос на 0,3% (c исключением сезонности). В годовом выражении, по данным Росстата, темп снижения розничной торговли сократился до 2,4%, а в сентябре спад составил 3% (.pdf)
- Реальные располагаемые денежные доходы россиян, по данным Росстата за январь—октябрь 2020 года, сократились на 4,3% в годовом выражении. По оценке Банка России, расходы на конечное потребление домохозяйств за 10 месяцев текущего года снизились почти на 9,8% год к году.
Весной 2020 года после введения самоизоляции населения и других карантинных ограничений потребительские расходы россиян резко сократились. В мае 2020 года объем платных услуг, оказанных населению, рухнул на 39,5% к маю 2019 года, а розничный товарооборот снизился в годовом измерении и в сопоставимых ценах (то есть в реальном выражении) на 19,2%. Летом после отмены большей части карантинных ограничений потребительские расходы вновь начали расти, а отложенный спрос помог затормозить темпы падения российского ВВП в третьем квартале. Однако уже в конце июля аналитики Сбербанка зафиксировали, что восстановление потребительского спроса в России «затухает», а в начале августа заявили, что рост расходов остановился.
В октябре рост заражений COVID-19 продолжил сдерживать деловую активность в российской экономике, но его влияние в торможении деловой активности в ближайшие месяцы будет не таким сильным в сравнении со вторым кварталом 2020 года, рассчитывают в ЦБ. С учетом данных за третий квартал (по данным Росстата, ВВП сократился на 3,6% в годовом выражении) и октябрь cпад экономики по итогам 2020 года будет ближе к 4%, прогнозируют аналитики Банка России.
Согласно базовому варианту прогноза ЦБ, в текущем году ВВП России снизится на 4–5%, в 2021 году прогнозируется рост экономики на 3–4%. Аналитики Банка России ожидают возобновления восстановительного роста ВВП в первом квартале 2021 года.
Согласно официальному прогнозу правительства, спад ВВП в пандемийном 2020 году составит 3,9%, а в 2021 году экономика вырастет на 3,3%. Темпы роста ВВП России в 2022 и 2023 годах должны составить 3,4 и 3% соответственно. Независимые экономисты и Счетная палата раскритиковали официальный прогноз правительства за излишне оптимистичные ожидания быстрых темпов восстановления.