Перейти к основному контенту
Война санкций ,  
0 
Эксклюзив

«Добрый» обогнал Coca-Cola по доле продаж в России

Какие бренды чаще всего выбирают россияне
Coca-Cola уступила «Доброму» позиции по доле продаж в России
Бренд «Добрый», который разливается на бывших заводах боттлера Coca-Cola в России, обогнал оригинальный напиток по доле продаж, зафиксировал NielsenIQ. Импортная Coca-Cola в рейтинг крупнейших по продажам брендов не попала
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Преемник бренда Coca-Cola в России — марка «Добрый», под которой в России выпускаются соки и газированные напитки, в том числе со вкусом колы, обогнала оригинальный бренд по доле продаж в России. Это следует из данных исследовательской компании NielsenIQ о продажах товаров повседневного спроса (FMCG).

По итогам января—августа 2023 года бренд «Добрый» стал вторым в рейтинге 50 крупнейших по продажам товаров повседневного спроса: на его долю приходится уже 1,2% всех продаж на российском рынке FMCG в стоимостном выражении. Для сравнения: у лидера рейтинга, табачной марки Winston, этот показатель составил 2,2%.

Прежде крупнейшим по продажам брендом напитков была Coca-Cola: в 2021 году, когда марка полноценно присутствовала в России, она занимала шестое место в рейтинге 50 крупнейших брендов FMCG с долей продаж 0,9% (данные за 12 месяцев по октябрь 2021 года, в NielsenIQ заверили, что по доле продаж они сопоставимы с данными за восемь месяцев текущего года). Ближайший конкурент Coca-Cola — марка PepsiCo — была на 18-м месте с показателем 0,5%. Бренд «Добрый», под которым тогда выпускались только соки, был на 15-м месте рейтинга с долей продаж 0,5%.

В 2023 году ни Coca-Cola, ни PepsiCo, которые с прошлого года официально перестали производиться и продаваться в России, в рейтинг топ-50 брендов по продажам не вошли. Газировка под этими марками по-прежнему есть в продаже в российских магазинах, но завозится из других стран, поэтому объемы продаж уменьшились, а стоимость напитка выросла.

«Добрый» обогнал Coca-Cola по доле продаж в России

После ухода Coca-Cola из России в магазинах стало больше колы
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

Как Россия лишилась популярной газировки

До 2022 года Coca-Cola была самым узнаваемым и популярным брендом газировки у россиян, установила компания Ipsos в рамках исследования «РосИндекс». По данным опроса, проведенного аналитиками в феврале—марте 2022 года, этот бренд знали 94,3% потребителей безалкогольных газированных напитков в возрасте старше 16 лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек. В пятерку самых узнаваемых входили также Fanta — ее знали 93% потребителей, 7UP (91%), Pepsi (88,5%) и Mirinda (83,6%).

Но в 2022 году на рынке произошли структурные изменения. После начала специальной военной операции на Украине крупнейшие международные производители газированных напитков The Coca-Cola Company (производила Coca-Cola, Sprite, Fanta) и PepsiCo (Pepsi, 7Up, Mirinda, Mountain Dew) прекратили производство и продажу в России своих популярных напитков. В марте 2022 года российские заводы, которые производили напитки Coca-Cola, перестали получать сироп, необходимый для производства фирменной газировки.

В течение прошлого года на рынке еще продавались остатки оригинальных напитков, произведенных на российских заводах. Но боттлер Coca-Cola HBC, который разливал в России газировку американской компании, предупреждал, что когда складские запасы истощатся, он перейдет на выпуск локальных брендов — «Добрый», Rich и «Моя семья». В конце июля российское подразделение Coca-Cola (ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия») переименовалось на ООО «Мултон Партнерс». В августе стало известно, что компания будет производить аналог Coca-Cola — «Добрый Cola».

PepsiCo на замену ушедшим брендам в начале июля запустила продажи газировки Evervess и Frustyle.

Как «Добрый» заменил Coca-Cola

До 2022 года примерно 80% объемов российского рынка напитков со вкусом колы занимали международные производители The Coca-Cola Company и PepsiCo, но после их отказа от продажи в России своих флагманских брендов произошли структурные изменения — на рынке появилась волна новых игроков, вспоминает управляющий директор компании «Перспектива» (дистрибьютор газированных напитков Funky Monkey Cola, Laimon fresh и GreenMe plus) Андрей Богачев.

Какие аналоги Coca-Cola и Pepsi появились в российских магазинах
Фотогалерея 

За последние полтора года на российском рынке произошел взрывной рост ассортимента напитков со вкусом колы: появилось много новых брендов, стремящихся занять нишу ушедших лидеров, напомнил исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. Например, в январе—июле 2022 года ассортимент такой газировки в торговых сетях, по данным NielsenIQ, увеличился на 10% — с 169 до 186 брендов. Кроме того, в магазинах и общепите появилась импортная кола — например, из Германии, Польши, Великобритании, Албании, Белоруссии и Ирана.

Впрочем, к концу года рынок стабилизировался. «Бренд «Добрый», который [прошлой осенью] пришел на замену Coca-Cola, уже в начале 2023 года забрал рынок напитков со вкусом колы обратно», — говорит Богачев. «На мой взгляд, сила бренда, конечно, есть, но все же преувеличена, — успех зависит и от того, как работает система дистрибуции и маркетинга. У бывшего подразделения The Coca-Cola Company (теперь «Мултон Партнерс») в России и PepsiCo остались дистрибуционные машины на этом рынке, а российские компании не успели развить свои, потому что очень быстро произошла замена», — поясняет Богачев.

За первые два месяца 2023 года уже больше трети потребителей колы, по данным «Продажи.рф», выбирали в магазинах напиток «Добрый Cola». На втором месте по популярности была импортная Coca-Cola, но доля напитка в продажах сократилась более чем в три раза к прошлому году, а цена в среднем выросла на 68%.

«Мултону» удалось сформировать ассоциацию между «Добрый Cola» и оригинальной Coca-Cola через дизайн упаковки и очень похожий вкус, объясняет Поповичев из «Русбренда». Новый бренд «Добрый Cola» воспринимается большинством потребителей как «прямой родственник» бренда Coca-Cola, что способствовало успеху нового продукта в категории газированных напитков, считает Поповичев. У сменившего название производителя остались предприятия, персонал, бизнес-процессы, производственные ресурсы и контракты с розницей, добавляет исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. «Эта рокировка с элементами ребрендинга дала свои плоды, и продажи российской компании только увеличились», — считает эксперт.

В магазинах Москвы появились имитирующие оригинальную Coca-Cola напитки
Бизнес
Фото:Виталий Белоусов / РИА Новости

У оригинальной Coca-Cola, которая попадает в Россию по параллельному импорту, число торговых точек, где она присутствует, значительно меньше по сравнению с «Добрый Cola», указывает Поповичев. «У Coca-Сola нет постоянного присутствия в ведущих торговых сетях — ключевом канале продаж, поскольку нет тех объемов импорта, которые смогли бы снабдить максимальное число магазинов», — объясняет он.

Впрочем, хотя бренд «Добрый» и смог быстро занять полки в торговые сетях, в более дорогом сегменте HoReCa (отели, рестораны и кейтеринг) «Доброго» практически нет, отметил Богачев. «В заведениях HoReCa в основном стоит казахстанская, азербайджанская или иранская Coca-Cola в стеклянных бутылках — потому что «Добрый» не воспринимается потребителем в HoReCa как такой же престижный», — поясняет эксперт.

РБК направил запрос в «Мултон Партнерс».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Безалкогольные напитки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 16:28
Умер первый губернатор Архангельской области Павел Балакшин Политика, 21:03
WP узнала о поручении Нетаньяху подготовить список целей в Иране Политика, 20:55
Кениец признался, что уступил китайцу победу в полумарафоне из дружбы Спорт, 20:48
На Украине разработали дрон-камикадзе с дальностью более 100 км Политика, 20:31
Российский моряк с захваченного Ираном судна MSC Aries вышел на связь Политика, 20:24
Эксперт назвал вероятный объем капитала в гонконгских криптовалютных ETF Крипто, 20:20
«Русский пионер» опубликовал стихотворение Суркова об Окуджаве Политика, 20:09
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
В Грузии началась акция протеста против закона об иноагентах Политика, 20:06
Зеленский призвал страны Запада защитить Украину так же, как Израиль Политика, 19:54
В кабмине поддержали право судебных приставов стрелять на поражение Общество, 19:45
Cуд отправил под домашний арест блогера Портнягина Общество, 19:29
В Греции умер участник забега по «Дороге олимпийского перемирия» Спорт, 19:29
Аналитики БКС улучшили прогноз по акциям российских золотодобытчиков Инвестиции, 19:28
«Металлург» сыграет с «Локомотивом» в финале Кубка Гагарина Спорт, 19:27