Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Путин поручил компенсировать авиакомпаниям расходы на топливо

Рост цен на керосин увеличивает убытки перевозчиков и способствует повышению стоимости билетов
Правительство должно до ноября компенсировать авиакомпаниям за счет резервного фонда расходы на керосин из-за роста его стоимости, распорядился Владимир Путин. Повышение цен на керосин создает системные риски для всей отрасли
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Президент Владимир Путин поручил правительству компенсировать авиакомпаниям дополнительные расходы на топливо из-за роста его стоимости в 2018 году. Об этом говорится в документе, опубликованном на сайте Кремля.

Средства будут выделены из резервного фонда, срок исполнения поручения — 1 ноября, оно принято по итогам заседания президиума Госсовета в сентябре.

Сколько выделят на компенсацию, а также ее механизм не уточняются. В пресс-службе Минтранса РБК сообщили, что разработали и направили предложения в правительство для принятия дальнейших решений. Уточнить размер компенсаций в ведомстве отказались. «Позиция Минтранса сформирована на основе данных пассажирооборота российских перевозчиков за 2018 год», — сказали в пресс-службе. В феврале 2019 года Минтранс предлагал выделить на эти цели 25 млрд руб.

Авиакомпании попросили ₽30 млрд из бюджета для сдерживания цен на билеты
Бизнес
Фото:Игорь Зарембо / РИА Новости

Вопрос о компенсациях авиакомпаниям неоднократно поднимался в правительстве. Минтранс еще в августе 2018 года предложил оплатить перевозчикам половину дополнительных расходов на топливо, выделив из бюджета 22,5 млрд руб. Однако в феврале 2019 года на совещании в Белом доме под руководством вице-премьеров Дмитрия Козака (курирует ТЭК) и Максима Акимова (транспорт) от этой инициативы решили отказаться, предложив создать рабочую группу. В ходе совещаний этой рабочей группы в том числе звучало предложение Минфина о сокращении флота авиакомпаниями для сокращения их расходов.

РБК направил запрос в пресс-службы «Аэрофлота», S7, «Победы», «Уральских авиалиний» и Utair.

Решение о компенсациях можно считать скорее политическим шагом, но есть шанс, что инициативы перейдут в практическую плоскость для рынка, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Сейчас стало понятно, что системные риски есть для всей отрасли, а не для одной условной компании. В противном случае [без государственной помощи] нас ждет череда банкротств», — предрекает эксперт.

Зачем выделяются деньги из Резервного фонда

Совокупный убыток российских авиакомпаний в первом квартале 2019 года, по данным Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), составил рекордные 45,3 млрд руб., что сопоставимо с убытками за весь прошлый год (около 50 млрд руб.). Среди основных затрат перевозчиков ассоциация называла расходы на авиатопливо, лизинг и обслуживание в аэропортах. Средневзвешенная стоимость топлива в январе-марте 2019 года (43,26 тыс. руб. за тонну) оказалась на 12,3% выше цены за аналогичный период 2018 года.

В мае гендиректор крупнейшей частной авиакомпании в России S7 Владимир Объедков утверждал, что на фоне трехкратного роста за последние десять лет числа перевозимых пассажиров (до 116 млн человек) авиатарифы для них оставались доступными. Но в современных условиях без расширения господдержки перевозчиков возможен рост цен на билеты, предупреждал Объедков.

В конце июня в ходе «прямой линии» Путин поручил ввести демпфирующий акциз для производителей авиакеросина (демпфер, предполагает компенсации из бюджета за сдерживание цен). «Цена на авиационное топливо в прошлом году скакнула на 30%, на билет на самолет — на 9% с лишним. У нас никогда такого не было», — сетовал он. После этого с 1 августа правительство ввело демпфер на керосин. По нему производители керосина могут компенсировать часть затрат из бюджета, если стоимость керосина превышает 48,3 тыс. руб. за тонну. Но до сих пор им не удалось воспользоваться этой компенсацией, сейчас, по данным торгов на Санкт-Петербургской бирже, стоимость топлива не превышает 46 тыс. руб. за тонну (в европейской части России).

В начале октября стало известно, что АЭВТ попросила правительство снизить планку для начала выплат компенсаций с 48,3 тыс. до примерно 40 тыс. руб. за тонну. Для сдерживания цен на авиабилеты она попросила выделить 8-9 млрд руб. в рамках демпфера и также единовременно выплатить авиакомпаниям еще 23 млрд руб.

Компенсации за приостановку полетов в Грузию

Помимо роста цен на авиатопливо убытки нескольким авиакомпаниям принесло закрытие авиасообщения с Грузией. Москва приостановила полеты с 8 июля по указу президента Владимира Путина после антироссийских выступлений в Тбилиси: правительству было поручено принять меры по возвращению туристов на родину и прекратить прямые полеты. Запрет коснулся «Аэрофлота», S7, «Уральских авиалиний», «Победы», Red Wings и «Нордавиа». Минтранс прорабатывает формулу, по которой будут подсчитаны убытки перевозчиков. 4 октября «Коммерсантъ» сообщил, что «Победа» попросила ведомство прояснить сроки предоставления компенсаций за приостановление полетов в Грузию. В целом недополученная прибыль перевозчиков из-за этих ограничений превысила 1 млрд руб.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Топливо"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
В Белгороде и окрестностях отменили ракетную опасность Политика, 08:09
Уровень реки Ишим у тюменского Викулово приблизился к критической отметке Общество, 07:48
Университет в США начал отстранять студентов из-за пропалестинских акций Политика, 07:46
Гладков предупредил о ракетной опасности в Белгороде Политика, 07:36
Состояние Маска впервые за два года выросло почти на $40 млрд за неделю Бизнес, 07:29
Корабль-участник высадки в Нормандии соберет деньги для Украины Политика, 07:09
В ЕС вслед за США допустили запрет TikTok Технологии и медиа, 06:32
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
РКН заявил о 120 тыс. неудаленных противоправных материалов в Telegram Технологии и медиа, 06:07
Лондон сообщил о падении инвестиций в свой финансовый сектор в два раза Финансы, 05:45
В Колумбии при крушении вертолета погибли девять военных Общество, 05:29
Samsung сообщила о десятикратном росте прибыли на фоне бума в области ИИ Технологии и медиа, 05:11
Жителя Приморья задержали за контакты со структурой украинской разведки Политика, 04:55
Axios сообщил о просьбе Нетаньяху к Байдену предотвратить ордеры МУС Политика, 04:46
L'Occitane выкупит свои акции за $1,8 млрд и станет частной компанией Бизнес, 04:12