Перейти к основному контенту
Заморозка цен на бензин ,  
0 

Путин потребовал стабилизировать цены на авиакеросин и битум

Правительство обещало оперативно доработать вопрос о компенсациях производителям топлива
В соглашение с нефтяниками о стабилизации цен, которое было заключено в прошлом году, надо включить авиатопливо, чтобы сгладить эффект от роста цен, сказал президент. Минтранс предлагал направить на компенсации 22,5 млрд руб.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Как Путин вступился за авиакомпании

В соглашения о стабилизации цен на нефтепродукты с нефтяниками, предполагающие демпфирующую надбавку (компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на бензин и дизтопливо), необходимо включить авиакеросин и битум. Об этом президент Владимир Путин заявил во время своей 17-й прямой линии.

Прямая линия с Путиным. Трансляция РБК
Политика

«Проблема в том, что в эти меры стабилизации на внутреннем рынке не включили авиационный бензин (авиакеросин. — РБК). <...> Цена на авиационное топливо в прошлом году скакнула на 30%, на билет на самолет — на 9% с лишним. У нас никогда такого не было. У нас рост [цен на авиабилеты] в среднем составлял в год 2%, а здесь сразу почти 10%», — сказал он. Путин привел в пример «Аэрофлот», у которого 30% стоимости авиабилета — это как раз цена за керосин.

Неудобные вопросы в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным». Фотогалерея
Фотогалерея 

«Я разговаривал по этому поводу с правительством, с теми, кто в правительстве за это отвечает, и хочу еще раз напомнить: это явное упущение, и оно должно быть немедленно исправлено. Это касается и авиационного топлива, и битума, потому что дороги надо строить», — добавил президент.

В пресс-службе Минтранса сообщили РБК, что механизм демпфирования цены на авиатопливо позволит быть готовым к резким колебаниям на рынке в будущем. «Для этого необходимо распространить механизм обратного акциза на авиакеросин. А также на автомобильный битум, чтобы, как совершенно справедливо отметил президент, стоимость наших дорог не взлетела до небес», — сообщили в пресс-службе ведомства. Представитель Минтранса напомнил, что в 2018 году министерство предложило разовую компенсацию перевозчикам в размере 22,5 млрд руб. из-за резкого скачка стоимости авиатоплива (на 50 млрд руб.). Однако на совещании в Белом доме 12 февраля 2019 года по руководством вице-премьеров Дмитрия Козака (курирует ТЭК) и Максима Акимова (транспорт) решили отказаться от этой идеи.

«Подготовленные поправки в налоговое законодательство по корректировке демпфера будут оперативно доработаны с учетом возможности предоставления обратного акциза производителям авиационного керосина», — сообщил РБК представитель Козака. Представитель Акимова отказался от комментариев.

«Мы проработаем вопрос по поручению президента», — сказал представитель Минфина, отказавшись от деталей.

В конце мая гендиректор S7 Владимир Объедков сообщил, что за последние десять лет объем пассажирских перевозок вырос в три раза, но тарифы остались прежними. Тогда он отметил, что убытки авиакомпаний за 2018 год стали рекордными и перевозчикам необходимо усиление государственной поддержки, чтобы не повышать цены на билеты. В феврале гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев говорил, что, несмотря на рост расходов на топливо, компания не будет поднимать стоимость билетов из-за невысокой платежеспособности пассажиров. Но 4 марта перевозчик повысил топливный сбор, а 22 марта отменил самый дешевый вариант билетов с багажом, одновременно введя безбагажные тарифы.

В первом квартале 2019 года совокупный убыток российских авиакомпаний составил 45,3 млрд руб. и стал рекордным (за весь 2018 год убыток составил около 50 млрд руб.). Среди основных затрат перевозчиков в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) называли авиатопливо, лизинг и обслуживание в аэропортах.

Заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров рассказал РБК, что компенсации для производителей керосина, которые имел в виду Путин, позволят стабилизировать финансово-экономическое состояние авиакомпаний. «Это поможет снизить темпы роста убытков перевозчиков, несколько стабилизирует ситуацию и даст им, наконец, выдохнуть. Эти меры перевозчики смогут заложить и в тарифную политику. Возможно, на некоторых направлениях получится даже снизить цены на билеты», — говорит он. Шокуров добавил, что для полного оздоровления отрасли важен комплекс мер, в том числе выплата единовременной компенсации и увеличение возмещения акциза на топливо.

Как правительство сдерживало цены на бензин

В прошлом году после резкого скачка цен на бензин и дизель правительство решило заморозить цены на топливо на внутреннем рынке. Осенью чиновники договорились с нефтяниками, что те будут сдерживать цены на топливо до июля 2019 года, подняв их в начале года лишь на 1,7% из-за повышения НДС, а затем не выше прогнозируемого уровня инфляции. За сдерживание цен предусмотрены компенсации — так называемый демпфирующий акциз, действие которого Путин предложил распространить на авиакеросин и битум. Нефтяники стали получать его с 2019 года: государство компенсирует им 50–60% потенциально недополученной прибыли при поставках на внутренний рынок. Субсидия считается от разницы между высокими экспортными ценами нефти и условной внутренней ценой на топливо (по решению правительства, 56 тыс. руб. за тонну для бензина и 50 тыс. руб. для дизеля).

Источники субсидии — деньги, которые согласно бюджетному правилу государство направляет в ФНБ, а также рост НДПИ на нефть. Если внутренний рынок снова станет выгодным, нефтяники начнут делиться прибылью с бюджетом. Минфин предварительно оценивал компенсацию для компаний в 300 млрд руб. в 2019 году, в том числе 90 млрд — за счет роста налога на добавленную стоимость для нефтяников. Но в первом квартале демпфер сработал неправильно: вместо субсидий нефтяникам пришлось самим доплатить в бюджет. В итоге правительство и нефтяники после нескольких месяцев тяжелых переговоров договорились изменить формулу демпфера и по факту увеличить субсидию во второй половине 2019 года, но частично за счет роста налога на добычу полезных ископаемых и введения акцизов на все жидкие нефтепродукты, которые раньше ими не облагались: «суррогаты» средних дистиллятов, вакуумный газойль, мазут. Дополнительная субсидия может превысить 200 млрд руб. в год, говорил РБК главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Авиаперевозчики получают обратный акциз с 2015 года, он был придуман в рамках завершения налогового маневра, когда снижались экспортные пошлины на светлые нефтепродукты и, соответственно, должна была вырасти их цена на внутреннем рынке (цена формируется по принципу нетбэка: экспортная цена минус пошлина и транспортные расходы), напоминает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Если авиакеросин попадет в «систему демпфера», субсидию будут получать уже нефтяные компании, которые, как предполагается, будут устанавливать цены на авиакеросин в комфортном для государства диапазоне. По словам Борисова, демпфер — более совершенный механизм субсидирования, чем действующий обратный акциз, так как учитывает ценовую конъюнктуру на рынках нефтепродуктов, и правительству необходимо только правильно его настроить.

«Нужно повышать коэффициент возврата акциза, это самая действенная мера поддержки авиакомпаний. И дополнительно на региональных рынках фиксировать потолок цен [на авиатопливо], потому что цена топлива в региональных аэропортах выше, чем в столице, из-за отсутствия конкуренции поставщиков», — передал РБК через представителя президент «Utair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков.

Постепенное завершение налогового маневра (обнуление экспортных пошлин и рост НДПИ) к 2024 году создаст предпосылки для роста цен на битум на 6,4 тыс. руб. за тонну при текущих 16–17 тыс. руб. с НДС, оценивает Борисов. По его словам, необходимая компенсация для заводов составит порядка 15 млрд руб. в 2020 году и может вырасти до 40 млрд руб. к 2024-му. Субсидию для производителей керосина должно определить правительство, добавил эксперт.

Представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» пока не ответили на запрос РБК.

Кто первым поздравил Путина с победой на выборах. Список лидеров стран

В каких регионах больше всего жителей платят «налог на богатых». Инфографика

ЦБ проведет заседание 22 марта. Что будет с ключевой ставкой

На Масленицу сожгли 22-метровую скульптуру «Черная гора». Видео

Нефть марки Brent дорожает четыре месяцы подряд. Почему так происходит

У российских дилеров появились кроссоверы новой марки Denza. Фото и цены

В Хамовниках нашли 400 артефактов XVIII–XIX веков. Фото

Издательство АСТ выпустит роман Драйзера, который никогда не выходил на русском

Как голосовали на выборах в посольствах и консульствах за границей. Видео

НАТО начало строить крупнейшую военную базу в Европе

Организацию католиков из «Кода да Винчи» обвинили в «современном рабстве»

Здание британского парламента оказалось под угрозой из-за полчищ крыс и «атмосферы разложения»

Акции «Тинькофф» упали на 6% после «переезда» с Кипра. Что будет дальше?

«Газпром» — главная интрига дивидендного сезона. Чего ждать инвесторам?

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Нефть"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 19 марта
EUR ЦБ: 100,24 (+0,27)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Курс доллара на 19 марта
USD ЦБ: 91,98 (+0,11)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Спасатели нашли тело пропавшего в Красноярске 20-летнего баскетболиста Спорт, 10:53
Пользователи второй день подряд пожаловались на сбои у «Мегафона» Технологии и медиа, 10:53
В Белгороде и его окрестностях объявили ракетную опасность Политика, 10:52
Правовое управление Думы не одобрило отзыв особого статуса Ельцин-центра Политика, 10:51
Подборка новостроек, которые будут сданы раньше срока РБК и ПИК, 10:40
Клуб НХЛ уволил российского экс-журналиста за «неисполнение обязанностей» Спорт, 10:36
Курс биткоина рухнул на криптобирже BitMEX на 85% и упал до $8900 Крипто, 10:32
Видите в ChatGPT конкурента?
Узнайте, как превратить нейросеть в помощника, в интенсиве РБК Pro
Купить интенсив
Как эйчары бездумно используют теорию поколений и к чему это приводит Pro, 10:29
Минобороны сообщило об уничтожении дрона над Белгородской областью Политика, 10:26
В РАН оценили прекращение Большим адронным коллайдером работы с Россией Политика, 10:19
Как подключить оплату картами за несколько часов РБК и БСПБ, 10:13
В WADA заявили, что Валиевой «пожертвовали» ради защиты других Спорт, 10:12
Пашинян предупредил об угрозе войны с Азербайджаном «в конце недели» Политика, 10:10
Зарплата командира подлодки в России увеличилась до ₽400 тыс. Общество, 10:06