Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Бизнес ,  
0 

Новак заявил об отсутствии планов повышать налоги на нефтяную отрасль

Как могут быть компенсированы расходы бюджета на выплаты нефтяникам
Новак: на фоне роста демпфера власти не будут повышать налоги нефтяникам
Власти не планируют повышать налоги на нефтяную отрасль на фоне увеличения выплат компаниям за сдерживание цен на бензин и дизтопливо. Ранее Минфин говорил о необходимости компенсации выпадающих доходов бюджета
BRENT BRENT $86,29 -1,64%
Фото: Алексей Белкин / ТАСС
Фото: Алексей Белкин / ТАСС

Правительство не планирует повышать налоговую нагрузку на нефтяную отрасль для компенсации дополнительных расходов бюджета из-за увеличения выплат компаниям за сдерживание оптовых цен на топливо (топливный демпфер) на внутреннем рынке. Такое заявление сделал в беседе с журналистами вице-премьер Александр Новак в среду, 11 октября, в кулуарах Российской энергетической недели.

«Все в бюджетных корректировках будет учтено. Без повышения налоговой нагрузки», — сказал Новак. Он напомнил, что бюджет на 2024 и 2025–2026 годы будет рассматриваться в Госдуме и там «будут все эти вопросы решены».

6 октября властям пришлось вернуть компенсации нефтяникам на прежний уровень, так как их сокращение с 1 сентября привело к резкому росту оптовых цен на топливо в России. Но замглавы Минфина Алексей Сазанов в конце сентября предупреждал о том, что увеличение демпфера, то есть по сути расходов, должно быть «нейтральным» для бюджета: «Должно быть пакетное решение. Если повышать демпфер, нужна компенсация повышения».

Из-за чего возникли проблемы с топливом

Глава Минфина Антон Силуанов в конце апреля анонсировал сокращение выплат нефтяным компаниям в рамках топливного демпфера почти вдвое, или на 30 млрд руб. в месяц. Он объяснял, что власти вводили демпфер для создания равной доходности при поставках нефтепродуктов как на Запад, так и на внутренний рынок, но после начала спецоперации на Украине и введения западных санкций ситуация резко изменилась. «Разницу при высоких ценах на Западе мы компенсировали [из бюджета], при низких ценах на Западе нефтяники доплачивали [в бюджет]. Сейчас западных рынков нет [из-за санкций] <...>. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков <...>. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — указывал министр.

Хотя решение о сокращении компенсаций вступило в силу только с 1 сентября, еще задолго до этого оно спровоцировало ускорение роста оптовых цен на бензин и дизтопливо. 7 сентября стоимость АИ-95 в европейской части России на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) поднялась до рекордных 76,876 тыс. руб. за тонну. К 18–19 сентября рекорда достигли биржевые цены на АИ-92 и летнее дизтопливо — 70,508 тыс. и 75,036 тыс. руб. за тонну соответственно. Вслед за оптовыми ценами начали расти и розничные: по данным Росстата, стоимость бензина и дизеля за январь—сентябрь выросла на 9,86 и 11,26% при общей инфляции 4,32%.

Новак поручил принять срочные меры по снижению цен на топливо на АЗС
Экономика
Фото:Владислав Шатило / РБК

В конце лета на дефицит топлива начали жаловаться несколько российских регионов. Глава Минэнерго Николай Шульгинов объяснил, что ситуация с бензином на юге страны была связана с тем, что «кто-то просто пытался сыграть на ситуации — закрывать заправки, создавая искусственный дефицит».

Проблема с топливом дошла до президента Владимира Путина. На Восточном экономическом форуме он заявил, что правительство «не среагировало своевременно» на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть, что и стало причиной топливного кризиса. «Но в целом производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время», — сказал тогда Путин.

Как власти решали проблему

Для «кардинального» решения проблемы на топливном рынке 21 сентября правительство ввело временный запрет на экспорт бензина и дизеля, чтобы пресечь серый экспорт топлива, когда участники рынка покупают нефтепродукты на внутреннем рынке по более низким ценам и экспортируют по более высоким. Это привело к падению оптовых цен. По данным Новака, за несколько дней цены на бирже снизились на 16–20%.

Но уже через две недели этот запрет был смягчен, потому что, как писал «Коммерсантъ», почти полностью заполнились мощности хранения дизельного топлива в системе «Транснефти». С 7 октября можно экспортировать дизтопливо через порты в том случае, если компания поставляет не менее 50% от произведенного топлива на внутренний рынок.

Для стабилизации оптовых цен с 1 декабря власти также повысили норматив по продаже топлива на бирже — с 13 до 15% от производства для бензина и с 9,5 до 12,5% для дизтоплива. К тому же они восстановили компенсации нефтяным компаниям начиная с 1 октября, сообщала пресс-служба правительства.

Как новые меры правительства повлияют на цены на бензин и дизтопливо
Бизнес
Фото:Егор Алеев / ТАСС

Но Минфин не планирует выплачивать нефтяникам демпфер в октябре, заявил Сазанов журналистам 11 октября. По его словам, демпфер за сентябрь (компенсация выплачивается за предыдущий месяц) «обнулился», из-за того что оптовые цены были сильно выше индикативной цены, обозначенной в Налоговом кодексе. «С учетом того что [нефтяные компании] вышли за диапазоны отклонений, соответственно, сентябрьский демпфер, который должны были выплатить в октябре, обнулился», — сказал чиновник.

Согласно Налоговому кодексу, демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно. В сентябре это произошло из-за того, что стоимость бензина была больше 62,59 тыс. за тонну, дизтоплива — 64,62 тыс. руб. за тонну.

Минфин готов обсуждать изменение индикативных цен в рамках демпферного механизма, если Минэнерго представит соответствующие предложения, сказал Сазанов. Ранее министр энергетики Николай Шульгинов допускал, что в дальнейшем индикативные цены в формуле демпфера могут быть изменены.

«Пересмотр индикативных цен будет зависеть от того, что будет сейчас происходить с топливными ценами на внутреннем рынке, но их пересмотр очевиден, чтобы сдерживать аппетиты нефтяников», — отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Он предполагает, что будет скорректировано допустимое превышение оптовых цен (на 10% для бензина и на 20% для дизеля), чтобы цена на бирже «не гуляла» — не колебалась так сильно.

На фоне уже принятых мер правительства оптовая стоимость топлива продолжает снижаться. 11 октября биржевые цены на бензин АИ-92 упали к рекордному показателю на 26,5%, до 51,793 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 26,4%, до 56,595 тыс. руб. за тонну. Цены на зимнее дизтопливо снизились к рекорду 4 октября на 3,7%, до 70,397 тыс. руб. за тонну.

По оценкам Veta, из-за возвращения демпфера на прежний уровень дополнительные расходы бюджета на выплаты нефтянкам с ноября могут составить до 150 млрд руб. в месяц, а общие выплаты по итогам 2023 года — от 1,5 трлн до 1,8 трлн руб. За первые девять месяцев нефтяные компании уже получили более 1,1 трлн руб. за сдерживание цен. Источник «Коммерсанта», близкий к правительству, говорил, что в случае роста демпферных выплат для нефтяников расходы будут традиционно компенсированы за счет роста НДПИ на нефть. По словам другого собеседника, есть и иные варианты, в частности введение экспортной пошлины на нефтепродукты.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Финансы"

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
«Кредиторские» или «должниковые»: что значат два новых типа убытков Pro, 16:13
Лукашенко решил усилить КГБ для борьбы с иностранными спецслужбами Политика, 16:10
В Курской области женщина наступила на взрывное устройство Политика, 16:04
Полиция Украины получила данные о 100 тыс. уклонистов Политика, 15:59
Последствия удара ВСУ по луганскому поселку Юбилейный. Видео Политика, 15:58
ЦБ призвал банки тщательнее выявлять расчеты с теневым бизнесом Финансы, 15:53
Вильфанд рассказал о приходе в Москву летней погоды Общество, 15:49
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Чистая прибыль «Магнита» двукратно выросла за год. Каких дивидендов ждать Pro, 15:44
Венесуэла отключит майнеров криптовалют от энергосетей Крипто, 15:42
Россиянка победила чемпионку «Ролан Гаррос» на турнире в Страсбурге Спорт, 15:41
Моди заявил, что Индия будет участвовать в конференции по Украине Политика, 15:39
Лавров заявил о резонансе в мире от заявлений Путина и Си Цзиньпина Политика, 15:36
Рестораны вынуждены повысить цены: как они будут привлекать посетителей Pro, 15:28
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 15:24