Артур Саркисян — Радио РБК: «Вино должно быть лучше этикетки»

Обновлено 23 января 2026, 13:43

Российское законодательство ограничивает возможности рекламы для виноделов. Это серьезный сдерживающий фактор для появления новых компаний на рынке, считают юристы. Тем не менее новые имена и бренды появляются, утверждает статистика. А существующие ограничения вынуждают предпринимателей быть креативнее в вопросах продвижения. В очередном выпуске программы «Время вина» на Радио РБК ведущие Артур Саркисян и Екатерина Столярова вместе с гостями обсудили, как в России сегодня продавать вино

Артур Саркисян — Радио РБК: «Вино должно быть лучше этикетки»
Фото: fornStudio / Shutterstock / FOTODOM

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

Производителей вина стало больше в 2025 году

За 2025 год виноделы произвели почти 37 млн декалитров вина. В лидерах — Юг России и Северный Кавказ. Существенный прирост показали Ленинградская и Московская области. Партнер «РБК Вино», автор «Гида по российским винам» и заслуженный сомелье России Артур Саркисян отмечает: производителей вина стало больше в России, появляется все больше новых ярких имен. «Это видно даже по нашему винному гиду. Новых производителей в гиде уже 23. Это цифра появилась за последний год. И их будет все больше и больше», — говорит эксперт.

Однако, несмотря на динамику, он подчеркнул, что существующий объем очень мал. «Если взять даже соседнюю Грузию, — это 55 тыс. га виноградников и 1,5 тыс. производителей. А у нас у нас всего 170 производителей на сегодняшний день — это те хозяйства, которые создают более-менее нормальный виноградник», — приводит пример Саркисян. В части вопросов продвижения законодательные условия России, в сравнении с той же Грузии или Арменией, абсолютно не сопоставимы, подчеркивает эксперт. «В России запрещено практически все, что касается вина и в целом алкоголя, к которому вино приравнивается», — рассказывает он.

По словам Дмитрия Терентьева, управляющего партнера юридической фирмы «Алкогольное право», сегодня законодательство не позволяет производителям вина продвигать продукцию лучше и больше рассказывать о ней. Это серьезный сдерживающий фактор для появления новых компаний на рынке, поясняет он. Кроме того, юристы, сопровождающие виноделов, во избежание больших штрафов рекомендуют не давать любую рекламу, которая касается алкоголя. «Они максимально стараются не запускать ничего, чтобы не было потом каких-то проблем со стороны властей», — поясняет Терентьев. По его словам, у предпринимателей остается не так много каналов для продвижения. Это вынуждает их проявлять креативность в поиске путей к своему потребителю.

12 декабря Артур Саркисян и РБК представили новый совместный «Гид по российским винам». Купить гид, коллекционную книгу «Время вина», блокнот винного путешественника и билеты на февральский винный салон вы можете здесь.

Какой должна быть этикетка?

Очень важный элемент продвижения — это винная этикетка, отмечает Артур Саркисян. «Но иногда люди вкладывают очень большие деньги в этикетки. Они достаточно яркие. Они кричат просто «Возьми меня!». Но человек, который приобретает такое вино (к большому сожалению, были такие вина с яркими этикетками, которые не приносили удовольствия, это были вина плохого качества), очень четко запоминает, что вот эту вот яркую этикетку с таким символом брать абсолютно не стоит», — говорит Саркисян. Он убежден, что очень серьезно нужно подходить к созданию этикетки с точки зрения качества самого вина, которое должно быть лучше, чем сама этикетка.

Основатель и руководитель дизайн-бюро «Юника» Алексей Якушик, считает, что этикетка — это и средство идентификации и в какой-то степени продолжение продукта, который находится внутри бутылки. «Этикетка — основное средство коммуникации винопотребителей и производителей. Главное, не все ходят по специализированным мероприятиям, на дегустрациям, большая часть людей подходит к полке магазина и по этикетке идентифицирует сам продукт и то, что находится внутри бутылки», — объясняет Якушик.

Он говорит, что за последние 20 лет российские этикетки на винах поменялись очень сильно. «Мы все были немного дети, и много чего не понимали, и очень много копировали мировые и европейские образцы. И, в принципе, это нормально, потому что на копировании ты учишься, ты оттачиваешь какие-то техники, потому что коллеги со всего мира этим занимаются давно. Сейчас российское виноделие уже имеет свое лицо, очень яркое и интересное. А этикетки во многом даже превосходят какие-то мировые стандартные этикетки», — заявляет Якушик.

Сколько стоит создание винной этикетки?

По словам руководителя дизайн-бюро «Юника», разработка и создание этикетки для бутылки вина в России стоит несколько сотен тысяч рублей.

Дмитрий Вишневецкий, основатель, инвестор и владелец винодельческого проекта «Ароматное», считает, что это «слишком деликатная» информация о цене. «Я знаю опыт коллег, когда некоторые дизайн-студии за разработку этикетки и брендбука брали и по 10 млн руб.», — делится винодел.

При этом, отмечает Саркисян, нет никакой гарантии, что дизайнер поймет винодела. «Иногда бывает так, что вроде бы ты со студией работаешь, вроде бы они делают очень крутые этикетки, но они тебя не понимают», — рассказывает он.

Как продавать вино в России?

«Я вообще искренне верю, что туризм является точкой входа в развитие бренда», — заявляет Дмитрий Вищневецкий. «Шесть лет я выступаю на всех профильных и непрофильных мероприятиях, пытаясь решить маленькую проблему — законодательную возможность строить туристическую инфраструктуру на сельхоземлях, на виноградниках. <...> Как винодел на своей ферме, я продаю сейчас 0 бутылок, потому что за эти 6 лет я ничего не смог построить законно, никакие объекты продаж. Так работает закон», — рассказывает он.

По словам Вишневецкого, в продвижении особое место занимание понимание своей аудитории. Винодел сразу ее сегментировал и выбрал премиум сегмент. «Вино — это продукт эмоций, это продукт переживаний. Если мы способны создать интерес, вызвать интерес, то какая-то прослойка людей будет готова потреблять это по любой цене», — утверждает Вишневецкий. Обученный потребитель покупает дороже, — добавляет он. «Задача каждого бренда — хотя бы иметь касание, охваты, то есть про вас должны видеть, слышать. Для этого надо пиариться, выступать. Вот я сегодня выступаю на этой передаче, обо мне какое-то количество людей узнало», — продолжает эксперт.

Один из самых эффективных каналов продвижения — блогеры и туристы, считает Вишневецкий. «Приезжают к тебе гости, ты провел им какую-то экскурсию, ты даже мог сделать какую-то дегустацию, и они начинают о тебе рассказывать. Это работает так лавинообразно. Люди едут на людей, и твои потребители должны быть довольны, чтобы строить знания о тебе», — отмечает винодел.

Магия малого винодела — это общение с потребителями. «Надо рассказывать о себе и научиться нравиться своему потребителю» — уверен винодел. «Фестивали строят знания о бренде. Они не являются конкурирующим каналом дистрибуции по сравнению с HoReCa. Они являются, наоборот, инструментом построения знаний о бренде», — объясняет глава бренда «Ароматное».

Одно из таких мероприятий — винный салон «Время вина», которое состоится в Москве 21–22 фераля. «Практически все виноделы приезжают на это мероприятие, а большинство вин, которые будут присутствовать, к сожалению, уже не существуют в рознице. Просто их очень быстро раскупают», — рассказал Саркисян.

Поделиться