Разворот на Запад: чем будет торговать «российский Amazon»

«Яндекс.Маркет» и Сбербанк выработали концепцию своего маркетплейса, ориентированного на трансграничную торговлю. Он будет запущен в октябре. «В основу логистической модели ляжет опыт компании Amazon», — рассказал РБК директор по международному развитию «Яндекс.Маркет» Алекс Васильев. Это значит, что компания «берет на себя всю ответственность за логистику и доставку товара, за адаптацию контента на русский язык и его маркетинг». И хотя 90% всех трансграничных посылок в Россию идет из Китая, «Яндекс.Маркет» решил ориентироваться на поставщиков из других стран.

Появление нового маркетплейса от «Яндекс.Маркет» идет параллельно с формированием другого крупного игрока e-commerce, AliExpress Russia — совместного предприятия китайской Alibaba Group, Российского фонда прямых инвестиций, «МегаФона» и Mail.Ru Group. О создании новой компании стороны объявили в начале недели.
Чем будет отличаться новая платформа «Яндекса» от российско-китайского конгломерата и как две конкурирующие системы будут делить рынок интернет-торговли в России, разбирался РБК.
«Российский Amazon»
В августе 2017-го Сбербанк и «Яндекс» объявили о создании совместного предприятия, цель которого, как пояснял глава банка Герман Греф, — «построить на базе «Яндекс.Маркет» российский Amazon». Интернет-холдинг получил 30 млрд руб. инвестиций, у обеих сторон — неконтрольные доли (10% акций передано на формирование опционного фонда для команды «Яндекс.Маркет»). Для новой компании были определены три направления работы:
- создание маркетплейса для поставщиков с внутреннего рынка (проект получил название «Беру» и был запущен в мае этого года);
- дальнейшее развитие самого «Яндекс.Маркет», работающего сейчас как площадка для выбора товаров и сравнения цен;
- развитие сегмента трансграничной онлайн-торговли.
Поворот на Запад
Поворот на Запад
С названием нового маркетплейса, несмотря на скорый запуск, в «Яндекс.Маркет» пока не определились. Однако, как рассказывает Васильев, компания выбрала рабочую модель и решила, какую нишу она займет.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в количественном выражении по итогам 2017 года 90% зарубежных интернет-покупок пришлось на Китай, доля товаров из стран Евросоюза — 3%, США — 2%. Но в деньгах китайские покупки занимают куда меньшую долю рынка — всего 53%, у Евросоюза — 22%, у США — 12%. Общий объем рынка трансграничной торговли составил 374,3 млрд руб., или 24% от всех интернет-покупок россиян.
Ориентироваться на Китай «Яндекс.Маркет» не планирует. По словам Васильева, компания уже договорилась с партнерами из Индии, Японии, Кореи, Турции, Израиля, Англии, США. «На локальных рынках есть много сильных игроков, которые производят качественный товар, но они не выходят с ним в Россию. Именно на них мы и будем делать акцент. Это компании с оборотом от $1 млрд в год. Мы рассматриваем варианты партнерства непосредственно с брендами, с ретейлерами и, в перспективе, с зарубежными маркетплейсами», — рассказывает Васильев.
С точки зрения системы поставки «российский Amazon» планирует использовать модель настоящего Amazon. Схема «фулфилмент на платформе» (от англ. fulfilment — выполнение, исполнение) предусматривает, что продавец доставляет свой товар на бондовый (таможенный) склад маркетплейса в Европе (у «Яндекс.Маркет» он расположен в Латвии) или в партнерские логистические хабы, откуда товар направляется покупателю. Логистику полностью организует маркетплейс: если с отправлением что-то случится по дороге, покупатель будет предъявлять претензии не продавцу, а площадке-посреднику.
«Не все продавцы готовы заниматься организацией доставки в Россию, особенно европейские. Рынок им не очень хорошо известен, более того, выход на него нового игрока достаточно рискован. Мы даем возможность выйти в Россию брендам без инвестиций с их стороны, с нашим маркетингом, логистикой и прочей поддержкой, которую мы им оказываем», — отмечает Васильев, добавляя, что продавцы в принципе не будут допущены к процессу отправки товара. За эти услуги площадки берут комиссию с продавцов, как правило, это 5–10% от чека. Однако какой именно будет комиссия в данном случае, Алекс Васильев не уточнил.
Для покупателей подобная схема выгодна тем, что они смогут получить товары быстрее, чем в случаях, когда логистикой занимается продавец. «На наших складах будут храниться самые популярные товары, и их доставка до покупателя займет примерно два дня. Сейчас сроки доставки трансграничных покупок составляют как минимум 15 дней», — говорит Васильев.
В случае конфликтных ситуаций многим покупателям комфортнее общаться с представителями маркетплейса, чем с продавцами, которые зачастую не говорят по-русски. «Тот факт, что владельцами маркетплейса являются «Яндекс» и Сбербанк, также внушает доверие», — уверен Васильев.
В середине 2017 года гендиректор «Яндекс.Маркет» Максим Гришаков уже заявлял, что сервис планирует трансформироваться в интернет-версию традиционного гипермаркета и ведет переговоры со складскими операторами, чтобы иметь свой запас ходовых товаров.
Как работает настоящий Amazon
- Amazon — крупнейший в мире онлайн-ретейлер. Продавцом на нем может выступать как магазин, так и третье лицо, арендующее торговую площадку.
- По данным Morgan Stanley, в среднем за год один пользователь Amazon оставляет на площадке $544, а подписчик премиального сервиса Amazon Prime тратит почти $2,5 тыс.
- По выручке от продаж компания среди ретейлеров уступает в мире только Walmart, а в сфере онлайн-ретейла остается лидером.
- Amazon сегодня — одна из самых дорогих компаний в мире: в сентябре 2018 года ее капитализация ненадолго превысила $1 трлн, и она стала второй после Apple американской компанией, сумевшей преодолеть эту отметку.
- Выручка Amazon от продаж по итогам 2017 года составила почти $178 млрд, почти 60% из них пришлось на Северную Америку. В 2016 и 2017 годах выручка от продаж выросла на 27 и 31% соответственно. Чистая прибыль компании в 2017 году составила более $3 млрд. В первой половине 2018 года выручка Amazon от продаж достигла почти $104 млрд, чистая прибыль — $4,2 млрд.
Недешевое предложение
Недешевое предложение