У крупнейшего собственника рекламных щитов появился новый совладелец
В преддверии сделки доля в Russ Outdoor отошла паевому фондуЗакрытый паевой инвестиционный комбинированный фонд «Резервактив», которым управляет ООО «КСП Капитал Управление активами», в январе 2022 года через свою дочернюю компанию получил 30% в ООО «Стинн», следует из данных ЕГРЮЛ.
«Стинн» является основным владельцем Russ Outdoor, крупнейшего в стране оператора наружной рекламы. По итогам 2020 года группе в 50 крупнейших городах России принадлежали, по подсчетам «ЭдМетрикс-Эспар», 26,7 тыс. рекламных поверхностей общей площадью почти 365 тыс. кв. м. Для сравнения: у ближайшего конкурента, группы Gallery, на тот момент было 14,3 тыс. поверхностей общей площадью 248 тыс. кв. м. Возможная выручка Russ Outdoor от эксплуатации только этих конструкций в 2020 году оценивалась в 7,4 млрд руб. (около 32% всех затрат на наружную рекламу), Gallery — 4,4 млрд руб. (19%).
Информация об активах, находящихся под управлением «КСП Капитал Управление активами», не является публично раскрываемой, ответила на запрос РБК начальник отдела маркетинга УК Ольга Климкина, добавив лишь, что компания «постоянно ищет возможности для диверсификации вложений» и что ранее «КСП Капитал Управление активами» никак не была связана с Russ Outdoor.
Учредителем ООО «КСП Капитал Управление активами» является Сергей Котляренко, в прошлом чиновник аппарата правительства и администрации президента. На конец 2021 года компания располагала, по собственным данным, 38 млрд руб. и более чем 20 паевыми инвестиционными фондами под управлением. Аналитики «Эксперт РА» по итогам первого квартала 2021 года поставили «КСП Капитал Управление активами» на 31-е место по объему активов под управлением и на 18-е — по объему средств ЗПИФов.
Чем известен Сергей Котляренко
В 1995 году начал свою карьеру как помощник юриста в созданном Александром Мамутом адвокатском бюро АМЛ Московской городской коллегии адвокатов, где познакомился с Игорем Шуваловым (сейчас — председатель госкорпорации ВЭБ.РФ).
В 1999 году стал начальником правового управления Российского фонда федерального имущества, который возглавлял Шувалов. Когда тот стал вице-премьером, Котляренко перешел в аппарат правительства. Затем работал вместе с Шуваловым в администрации президента. В 2004 году покинул госслужбу.
В 2007 году, как писал Forbes, Шувалов стал частным клиентом созданной Котляренко юридической компании, затем на основе группы компаний КСП (расшифровывается как Котляренко Сергей Павлович) был создан multifamily office — в том числе и для семьи Шуваловых.
Котляренко также является контролирующим акционером группы «Ситиматик», специализирующейся на различных проектах по сбору и утилизации твердых коммунальных отходов.
«Стинн» стал совладельцем Russ Outdoor осенью 2019 года, выкупив 48,6% зарегистрированной в Нидерландах Russ Out of Home B.V., на которую оформлен бизнес группы. Летом 2020-го «Стинн» увеличил свою долю до 73,6%. Оставшиеся 26,4% принадлежат ВТБ, кредитору Russ Outdoor. Таким образом, косвенная доля ЗПИФа под управлением компании Котляренко в Russ Outdoor составляет около 22%.
За контроль над крупнейшим оператором наружной рекламы «Стинн» заплатил в 2020–2021 годах более 7,5 млрд руб., исходя из оценки всей группы 10,2 млрд руб., которая, однако, не учитывала ее долговую нагрузку. Сделка была осуществлена на привлеченные в ВТБ средства.
Единственным учредителем «Стинна» был Григорий Садоян, который сохранил за собой 70% (находятся в залоге у ВТБ). Но фактически владельцами «Стинна» считаются братья Леван и Роберт Мирзояны, а также депутат Госдумы последнего созыва Бекхан Барахоев. Роберт Мирзоян не ответил на вопросы РБК, в пресс-службе ВТБ отказались от комментариев.
Мирзояны и Барахоев покупали Russ Outdoor с прицелом на консолидацию рынка. Еще до того как состоялась сделка по Russ Outdoor, «Стинн» стал владельцем другого крупного оператора наружной рекламы — «Вера-Олимп». Затем было приобретено агентство «Лайса», которое до лета 2021 года размещало рекламу на всей инфраструктуре РЖД.
Уже более двух лет «Вера-Олимп», «Лайса» и Russ Outdoor функционируют как единая компания. Ей удалось продлить еще на десять лет контракт с РЖД, получить в управление все остановочные павильоны общественного наземного транспорта Москвы (что позволяет размещать рекламу и на этих объектах), а также купить агентство Nebo.digital, через которое продается вся реклама в столичном метрополитене.
В январе 2022 года источники РБК сообщали, что владельцы Russ Outdoor договорились и о покупке своего ближайшего конкурента — группы Gallery.