Перейти к основному контенту
Война санкций⁠,
0
Эксклюзив

Эксперты оценили возможную стоимость выделенной трассы в Калининград

Калининград, Россия
Калининград, Россия (Фото: Виталий Невар / ТАСС)

Строительство выделенной железной и автомобильной дороги с основной территории России в Калининград, о котором ранее говорил губернатор области Антон Алиханов, по предварительным расчетам, может обойтись в 180–200 млрд руб., считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов ранее заявил о возможности построить выделенную железную и автомобильную дорогу, соединяющую основную территорию России и Калининград. При этом он отметил, что реализовать это получится только при согласии Литвы и на основе совместных договоренностей Москвы и Вильнюса.

Алиханов предложил построить выделенную трассу в Калининград
Политика
Фото:Лев Федосеев / ТАСС

«Уж если туда строить, нужно вести дорогу 1Б технической категории четырехполосную. Одна полоса и только 1 км, если по высшей технической категории, это примерно 120 млн руб. Вот и считайте. Навскидку это больше 100 млрд руб. — серьезные деньги. Потом идет вопрос о железной дороге. Все вместе где-нибудь в 180–200 млрд руб. уложится. Но это все очень примерно. Но вопрос в том, что я с большим удивлением узнаю, что на это кто-то согласится — это будет «чужая дорога по моей территории», — отметил Блинкин.

По словам эксперта транспортного развития территорий Лаборатории градопланирования Ильи Резникова, стоимость данного проекта может быть любой, поскольку включит в себя не только строительство, но и выкуп или аренду земли другого государства. «А сколько заломят — не ясно даже теоретически. На самом деле вопрос стоимости — это вопрос не технический, я даже считать не возьмусь, потому что это будет пальцем в небо. Цену назначит тот, кто это разрешит», — считает Резников.

Губернатор увидел шансы на решение ситуации с транзитом в Калининград
Политика
Виды Калининграда

Блинкин отмечает, что земельный вопрос, связанный с арендой или выкупом земли у другого государства, это отдельная статья расходов, и назвать точную цену за это затруднительно. «Я говорю о чисто строительных ценах, но есть же еще выкупной/арендный вопрос, связанный с землеотводом. Это может стоить огромных денег. Одно дело, когда вопрос о землеотводе решается в рамках одного государства. А здесь я даже угадать не могу, представления не имею. Но вопрос не в цене, а политическом согласии», — добавил он.

С тем, что земельные сложности одни из ключевых, согласен и Илья Резников. «Протяженность там получается по прямой около 200 км, соответственно, дорога там должна быть в теории где-то 250 км, и, естественно, она пойдет не в Россию, а в Белоруссию, потому что Литва с Россией, кроме как с Калининградом, нигде не граничит. Так вот, первый вопрос будет не технический, а земельный. Нужно же полосу найти, нужно ее как-то выделить, выкупить, вероятно, как-то арендовать. Если говорить о технических вопросах, то подобное тоже представить сложно», — отмечает он.

Оба эксперта считают, что строительство выделенной железнодорожной ветки в Калининград исключительно политический вопрос, решение которого невозможно без согласия Литвы.

«Вопрос строительства любой подобной магистрали через территорию соседнего государства — вопрос чисто политический. Технические сложности — это не главное в этом вопросе. Литва закрыла часть транзита не потому, что там не хватает пропускной способности существующей инфраструктуры. Они же на самом деле против собственной экономики в этом деле пошли, отказались от транзитных денег. В этой связи, разговоры о каком-то строительстве через их территорию сейчас звучат наивно», — считает Резников.

Михаил Блинкин согласен, что вопрос лежит в области политики и без согласия Литвы его реализовать невозможно. При этом эксперт отмечает, что с технической точки зрения проект вполне реализуем.

«Это обычный транспортный коридор, автомобильная плюс железная дорога. Если оценивать с точки зрения реальности и нереальности, то, в принципе, реальный проект, но вопрос тут не инженерный, не планировочный, а чисто политический. То есть, если там будет согласие, то проблем нет. Дальше начинаются проектные параметры», — отметил он.

«Если изолированная грузовая железная дорога длиной 250 км в теории еще как-то возможна, то с автодорогой гораздо больше вопросов. Это будет полностью изолированный коридор с колючей проволокой и вышками вдоль нее? Причем коридор с какими-то заправками и прочей инфраструктурой. При наличии существующих дорог все это очень странно звучит, потому что если и можно о чем-то договориться с Литвой, значит, можно использовать ту инфраструктуру, которая есть, и она нормальна», — добавляет Резников.

В начале июля в эфире канала «Россия 1» Алиханов предложил договариваться с Евросоюзом о создании коридора, по которому можно будет проследовать в регион без заезда на территорию Литвы.

С середины июня Литва запретила перевозить в Калининградскую область и из нее товары, которые попали под санкции Евросоюза. При этом посол ЕС в России Маркус Эдерер отмечал, что транзит неподсанкционных грузов «работает нормально».

Решение Литвы Алиханов тогда назвал откровенно враждебным шагом. В числе ответных мер он допустил встречный запрет на транзит. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал действия властей Литвы беспрецедентными и незаконными.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 11:42
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 11:42
В Москве с ножом напали на директора театра «Лица» Общество, 12:02
Искусство жить: как устроен премиальный ЖК в Марьиной роще РБК и TATE, 11:56
Россиянам начали приходить уведомления о создании домовых чатов в MAX Общество, 11:49
Перспективные направления развития ИТ-сектора на ближайшие 5 лет РБК х Ростелеком, 11:42
WSJ рассказала, зачем команда Трампа может помешать «мегасделке» Netflix Бизнес, 11:41
Роскомнадзор не увидел причин для разблокировки Roblox Политика, 11:31
Синдром выгоревшего собственника: как распознать и остановить угрозуПодписка на РБК, 11:28
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Стала известна дата первого боя Ивана Емельяненко после выхода из тюрьмы Спорт, 11:21
От избы до дизайнерских квартир: как менялось гостеприимство в России РБК и Legenda, 11:15
83 млн рабочих мест исчезнут. Какие метанавыки помогут спасти карьеруПодписка на РБК, 11:04
Тренер Шары Буллета предсказал победу нокаутом Петра Яна в UFC Спорт, 11:01
Судьба-злодейка: как фильм «Звук падения» разбирает историю женских травм Life, 11:00
Ловушки управления: что не так с планами, дедлайнами и частыми встречамиПодписка на РБК, 10:49
Тренер сборной Норвегии назвал «шоу уродов» жеребьевку ЧМ-2026 Спорт, 10:46