Главы республик уже прокомментировали решение КС. Юнус-Бек Евкуров заявил, что рад принятому решению, «потому что это все-таки ставит точку в этом вопросе». Он отметил, что определенная между республиками граница «чисто номинальная». «Там не будет ни колючей проволоки, ни постов, которые мы договорились убрать, и этим хотим показать пример всем регионам Северного Кавказа», — процитировал его «Интерфакс».
Глава Чечни Рамзан Кадыров выразил мнение, что после решения Конституционного суда противники подписанного соглашения должны успокоиться. «Есть у нас определенные люди, которые не в интересах Чечни и Ингушетии, а в личных интересах хотели использовать этот момент», — подчеркнул Кадыров (цитата по ТАСС).
Главы Ингушетии и Чечни подписали соглашение о закреплении административной границы между Ингушетией и Чечней 26 сентября. Затем документ был передан для ратификации региональным парламентам. Соглашение закрепляет административную границу между регионами, которая не была четко установлена после распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году. По соглашению Ингушетия получила от Чечни часть Надтеречного района — горную и лесистую местность. Взамен Ингушетия передала Чечне территорию на границе с Малгобекским районом, участок Сунженского района.
За подписанием договора последовало 13 дней массовых протестов в Ингушетии. В начале октября власти республики объявили, что 17 из 25 депутатов, присутствовавших на заседании Народного собрания республики, проголосовали за ратификацию соглашения. Однако вышедшие на площадь в Магасе парламентарии объявили, что из 24 членов собрания, присутствовавших на заседании, только пятеро проголосовали за ратификацию, еще 15 высказались против и четверо испортили бюллетени. Группа депутатов Народного собрания обратилась с запросом в республиканский Конституционный суд, и он признал соглашение с Чечней незаконным. В конце ноября активисты подали в избирком Ингушетии документы для регистрации инициативной группы для проведения республиканского референдума о границе с Чечней.
Почему ингуши были против
На ноябрьских слушаниях в Конституционном суде решение о новой границе защищал представитель правительства Ингушетии Зелимхан Евлоев. Главы Чечни и Ингушетии на слушания не приехали. Евлоев заявил, что считает заключенное соглашение правомочным и необходимым для дальнейшего развития экономики и хороших отношений между республиками. С ним согласились представители федеральных властей — представитель Совета Федерации в КС Андрей Клишас, полпред президента в КС Михаил Кротов и полпред Госдумы в КС Марина Беспалова.
Поддержал Евлоева и спикер парламента Чечни Магомед Даудов. По его словам, отсутствие четкой границы между республиками осложняло их отношения. «Как хозяйствующие субъекты, так и жители близлежащих населенных пунктов обеих республик — каждый, кто хотел, имел возможность высказать свое мнение», — сказал он, отметив, что спорных ситуаций на месте с жителями не возникало.
Соглашение не затрагивает границы населенных пунктов, а только земли лесного фонда и земли иных категорий, расположенные вдали от населенных пунктов, отметил Даудов.
С ним спорил член ингушского Народного собрания от «Единой России» Закрий Мамилов, который голосовал против утверждения соглашения. «Отошли территории нескольких населенных пунктов. В общей сложности это примерно 4–5 тыс. человек», — сказал он.
Противники соглашения утверждают, что его подписание было засекречено, «никто о нем не знал». «Мы знали, что создана комиссия, но в эту комиссию не вошел ни один депутат из профильного комитета Народного собрания Ингушетии по охране природных ресурсов», — отметил Мамилов. По его словам, перед заседанием парламента глава республики вызывал к себе депутатов и советовал поддержать решение о границе.
Мамилов назвал решение КС РФ политическим и неконституционным. «С самого начала заседания суда было видно, что определенная сторона будет иметь какие-то преимущества», — прокомментировал он вынесенное решение. По словам Мамилова, несогласные с заключенным соглашением намерены обращаться в международные судебные инстанции, в частности в ЕСПЧ.
Глава инициативной группы по организации референдума по соглашению о границе Муса Мусольгов сообщил, что избирком Ингушетии отказал в проведении референдума. «Я только что получил отказ», — сказал он РБК в четверг вечером. В числе причин отказа заявителям назвали неправильно указанную дату рождения одного из членов инициативной группы, а также неправильно описанные полномочия заявителей.
«Теперь мы должны принять решение — либо пойдем в суд, либо будем исправлять ошибки», — сказал он. Мусольгов заявил, что протестующие оставляют за собой право отстаивать свои интересы в рамках закона. Будут ли продолжаться акции протеста, решится в ближайшее время, добавил он.
С формальной точки зрения и для федерального центра, и для властей регионов вопрос с соглашением закрыт, и Евкуров заслуживает поощрения в глазах Кремля, поскольку не сдал назад, отмечает политолог Ростислав Туровский. Остается вопрос, в каком виде реорганизуется протестное движение и с какими требованиями оно будет выступать, уверен эксперт.
Всплеск протестной активности в Ингушетии в связи с подписанным с Чечней соглашением можно назвать наиболее удачным эпизодом борьбы ингушской оппозиции с Евкуровым, отмечает главный редактор интернет-издания «Кавказский узел» Григорий Шведов. Ядро активистов сформировали люди из ингушской оппозиции, которые борются с Евкуровым многие годы, отмечает он.
В последних митингах существенно сократилось число участников, констатирует Шведов: «Изначально была народная волна. Сейчас развитие ситуации с протестами в Ингушетии во многом зависит от стратегии оппозиции».
Есть вероятность, что протест будет выдыхаться, потому что добиться каких-либо позитивных решений протестующим не удалось и, очевидно, не удастся, рассуждает Туровский. Он не исключает, что протестное движение в Ингушетии будет как-то реорганизовано, а повестка — пересмотрена.