Литвинович сообщила об исключении из ОНК Москвы
Общественная наблюдательная комиссия (ОНК) Москвы исключила из своего состава Марину Литвинович, об этом правозащитница сообщила в Facebook.
«Меня исключили из членов ОНК Москвы», — написала Литвинович.
В разговоре с РБК правозащитница сообщила, что оспорит решение о своем исключении, а если не удастся — будет баллотироваться в Госдуму.
«Конечно, я надеялась на лучшее, я надеялась, что я останусь. Потому что после этого решения, без преувеличения, пострадают тысячи арестованных в Москве, это без преувеличения, потому что они не получат помощи и поддержки, если бы я осталась членом ОНК. Соответственно, я буду оспаривать решение Совета общественной палаты, и я с большой вероятностью буду баллотироваться в Госдуму — если меня лишают возможности защищать права арестованных в ОНК, то займусь этим в Госдуме», — заявила РБК Марина Литвинович.
Правозащитница добавила, что считает решение о своем исключении политическим. «Оснований меня исключать не было, просто это заказное политическое решение», — сказала она.
Заместитель председателя ОНК Москвы Николай Зуев считает, что заявление о том, что решение об исключении политическое, не имеет под собой оснований. По его словам, у Литвинович более 65 нарушений.
О том, что ОНК Москвы начала процедуру ее исключения, правозащитница сообщила 6 марта. По ее словам, ее инициировал «один из членов комиссии», который счел, что Литвинович нарушила 76-ФЗ об ОНК, разгласив в интервью на «Дожде» данные следствия, которое велось в отношении юриста ФБК (Минюст признал организацию иноагентом) Любови Соболь.
Правозащитница сообщила, что в конце прошлого года посетила Соболь в изоляторе временного содержания на Петровке. Там, утверждает Литвинович, Соболь рассказала о том, что ее допрашивали ночью, а также о том, что у нее была очная ставка и что у нее изъяли обувь и защитную маску.
В ОНК Москвы, в свою очередь, заявили, что в отношении Литвинович неоднократно поступали жалобы «со стороны граждан, адвокатов подозреваемых и обвиняемых и органов власти по фактам нарушения ею кодекса этики членов ОНК», регламента ОНК, а также федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
В организации утверждают, что Литвинович неоднократно разглашала данные следствия, использовала данные, полученные во время посещения подозреваемых и обвиняемых, в публикациях в СМИ в ущерб заключенным, а также намеренно политизировала институт общественного наблюдения. Помимо этого правозащитница неоднократно распространяла недостоверную информацию, подрывающую доверие к институту общественных наблюдателей, и грубо нарушала кодекс этики членов ОНК, полагают в комиссии.
В ней также прокомментировали слова Литвинович о том, что исключить из ОНК ее могли в связи с визитом к Соболь. В организации заявили, что правозащитница умалчивает тот факт, что нарушение зафиксировал адвокат Соболь. «Дословно его фраза звучала так: «Спасибо большое Литвинович, которая разгласила данные следствия, а я не мог их разглашать до этого, а теперь смогу комментировать данные, которые она озвучила». После этих слов было проанализировано интервью Марины Литвинович, где был подтвержден факт нарушения закона», — заявили в ОНК.
В конце прошлого года Литвинович сообщила «МБХ Медиа», что суд оштрафовал ее на 150 тыс. руб. из-за сбора подписей на несогласованной акции против поправок к Конституции, которая прошла 15 июля на Пушкинской площади в Москве. Правозащитницу признали виновной по статье о повторном нарушении правил участия в публичной акции (ч. 8 ст. 20.2 КоАП). Первое нарушение, по ее словам, было на несанкционированном марше в поддержку журналиста Ивана Голунова летом 2019 года.
Против Соболь, в свою очередь, возбуждено уголовное дело по статье о незаконном проникновении в жилище против воли проживающего в нем лица (ст. 139 УК). Дело возбудили после того, как она пришла к дому Константина Кудрявцева — фигуранта расследования Bellingcat, The Insider и CNN об отравлении оппозиционера Алексея Навального.
Помимо этого Соболь также обвинили в подстрекательстве к нарушению санитарно-эпидемиологических правил, создавшему угрозу массового заболевания людей. Речь идет о проведении несогласованных митингов в поддержку Навального 23 и 31 января. По мнению правоохранительных органов, в акциях протеста участвовали люди, зараженные коронавирусом. Соболь связывает обвинения со своей политической деятельностью.