Бардо Брижит
Brigitte Bardot
Биография
Брижит Бардо — французская актриса, певица, модель и зоозащитница.
Содержание:
- Ранние годы, родители, образование
- Актерская карьера
- Музыка
- Защита животных, политические взгляды
- Личная жизнь
- Избранная фильмография
Ранние годы, родители, образование
Брижит Анн-Мари Бардо родилась 28 сентября 1934 года в Париже в семье Анна-Мари и Луи Бардо. Отец будущей актрисы был обеспеченным инженером, работавшим в семейной компании, увлекался поэзией и видеосъемкой, в семейном архиве осталось множество записей с маленькой Брижит Бардо. У актрисы есть младшая сестра Мари-Жанна, которую в семье называли Мижану. В детстве будущая актриса считала, что она менее красива, чем ее сестра.
Бардо училась в католической школе, дома с ней занимались гувернантки и няни. Одна из них была итальянкой, благодаря ей Брижит Бардо выучила итальянский язык. С семи лет Брижит Бардо занималась танцами. С 13 лет проходила обучение в Высшей национальной консерватории музыки и танца, где в частности посещала уроки русского хореографа Бориса Князева. В 14 лет впервые попробовала себя в качестве манекенщицы. Ее мать организовала дочери участие в небольшом показе модной коллекции. Там девушку заметила редактор Jardin des Modes и пригласила ее сняться для приложения журнала. Вскоре поступило предложение о фотосессии и для журнала Elle. Мать будущей актрисы поставила условие, что имя ее дочери не будет фигурировать в выпуске, поэтому под ее снимками значились только инициалы «Б.Б.».
«Дрожа, стесняясь, комплексуя, прячась за мамину спину, я вхожу в фотостудию. Толпа. У меня душа в пятки. Мама всех знала. А я вот-вот упаду в обморок. Меня разглядывали, обсуждали мои зубы, волосы, ногти. Нет, косметикой не пользуюсь, мне всего 14 лет! Нет, лифчика не ношу, мне всего 14 лет! Нет, позировать не умею, мне всего 14 лет! Короче, я невзрачна, зажата и только в профиль еще туда-сюда: нос — ничего, остальное не видно», — писала о той съемке Бардо в своей книге.
Через год девушку снова пригласили стать лицом очередного выпуска Elle. Затем последовало предложение от режиссера Марка Аллегре пройти пробы в его фильм.
Актерская карьера
На пробах у Аллегре Брижит Бардо познакомилась со своим будущим мужем помощником режиссера Роже Вадимом. Хотя тот проект так и не был снят, после успешных проб девушке стали поступать новые предложения о ролях, а Вадим оказывал продвижению юной актрисы содействие.
В 16 лет Брижит Бардо по приглашению друга ее семьи Андре Тарба стала участницей балетной труппы, выступавшей на борту круизного лайнера. Круиз длился две недели. Бардо позже вспоминала о нем как о первом большом путешествии в своей жизни, давшем ей сценический опыт и возможность на время вырваться из-под строгой опеки родителей.
Кинодебютом Брижит Бардо стала картина «Нормандская дыра» Жана Буайе, вышедшая на экраны в 1952 году.
«Если существует на земле ад, мой первый фильм тому пример, — писала в своей книге актриса. — Подъем ни свет ни заря в шесть утра, уродский грим — рыжеватая пудра и пурпурная помада, моя беспомощность, тычки, брань грубых ассистентов, негодяи-продюсеры, отвратительные гримеры. И сама я немногим лучше — даровитые актеры смотрят с иронией: забываю слова, двигаюсь неуклюже, смешно. Совсем сбита с толку, пропадаю и схожу с ума от стыда и отчаяния».
В том же году Бардо сыграла роль дочери смотрителя маяка Манины в фильме «Манина, девушка в бикини» режиссера Вилли Розье. В ее героиню влюбляется приехавший на поиски античных сокровищ студент из Парижа. Еще до премьеры фильма представители католической церкви критиковали картину за обилие сцен с Бардо в раздельном купальнике. Отец актрисы боялся, что фильм навредит репутации семьи, и потребовал, чтобы перед прокатом картина прошла экспертизу, которая заключила, что нормы нравственности нарушены не были. Благодаря этому фильму в Европе распространилась мода на бикини.
После этой работы актриса стала востребованной, и за следующие четыре года в прокат вышли десять фильмов с ее участием. Среди них — французско-американский фильм «Акт любви» с Кирком Дугласом, где у Бардо была эпизодическая роль. В том же году актриса сопровождала мужа на Каннском фестивале, где Вадим должен был работать в качестве журналиста. Бардо привлекла внимание фоторепортеров, запечатлевших, как звезда американского кино Кирк Дуглас заплетает ей косички на пляже, а также ее визит на стоявший на рейде в Каннах американский авианосец, где ее приветствовали сотни моряков.
«Они понятия не имели, кто я. Потому что я и была никто. И я не могла уразуметь, в чем дело, но, видимо, между нами возникло притяжение, раз они чествовали единственную каннскую «незнаменитость», — вспоминала позже актриса.
По мнению Бардо, именно благодаря американским зрителям к ней в 1957 году пришла известность после главной роли в дебютном фильме ее мужа «И Бог создал женщину». Актриса сыграла темпераментную 17-летнюю девушку, о которой судачат в городе из-за ее яркой внешности и раскрепощенного и эксцентричного поведения и на сердце которой претендуют трое мужчин. По воспоминаниям Бардо, Вадим включил в сценарий свои наблюдения за жизнью актрисы. В частности, так в фильме появилась ставшая знаменитой сцена танца на столе. «Лучших съемок у меня не было. Я не играла — жила! Вадим, изучив меня, никогда не переснимал одну и ту же сцену более двух раз — знал, что с каждым дублем уходит моя естественность», — рассказывала Бардо в книге «Инициалы Б.Б.».
Фильм критиковали различные религиозные организации, в нескольких штатах США картину запретили к показу. Как рассказывала актриса в мемуарах, на выставке в Брюсселе кадр из фильма «И Бог создал женщину» с ее танцем стал одним из экспонатов, демонстрирующих человеческие пороки. Но после жалоб ее отца фотографию убрали из экспозиции. Скандал только подогрел интерес к проекту и исполнительнице главной роли. Картина имела кассовый успех в США, и, по воспоминаниям актрисы, она внезапно стала «самой знаменитой француженкой за океаном». При этом от ролей в Голливуде Бардо впоследствии отказывалась из-за нежелания лететь так далеко на съемки и слабого владения английским языком.
В последующие годы фильмы с Бардо выходили один за другим. Из-за популярности актрису караулили у дома папарацци, а о ее личной жизни постоянно писали газеты. Сталкивалась Бардо и с противниками ее откровенных образов в кино, которые порой вели себя агрессивно. Так, однажды в больнице, где Бардо навещала знакомую, женщина обрушилась на актрису с бранью и попыталась воткнуть в нее вилку. Позже похожая сцена вошла в фильм «Частная жизнь», где партнером французской актрисы по площадке стал итальянец Марчелло Мастроянни.
В 1959 году Брижит Бардо снялась в комедии «Бабетта идет на войну». Этот фильм стал первой ее картиной, вышедшей в прокат в Советском Союзе и получившей номинацию на Московском международном кинофестивале. Благодаря этой ленте в моду вошла высокая прическа главной героини, которую назвали «бабетта». На съемках фильма «Бабетта идет на войну» Бардо познакомилась с Жаком Шаррье, который позже стал ее вторым мужем и отцом ее ребенка.
В 1960 году в прокат вышла драма Анри-Жоржа Клузо «Истина», в которой Бардо исполнила роль легкомысленной девушки, обвиненной в убийстве бывшего возлюбленного из ревности.
«Клузо был деспотом, — рассказывала Бардо. — Он хотел, чтобы я принадлежала ему безраздельно, и чувствовал себя надо мной полным хозяином. Если он говорил мне «плачь», я должна была плакать. Если приказывал хохотать, я должна была немедленно повиноваться. А ведь нет ничего тяжелее для актрисы, чем плакать или смеяться по команде».
«Истина» была среди номинантов на «Оскар» в категории фильмов на иностранном языке.
В 1963 году актриса сыграла в откровенной драме «Презрение» у Жана-Люка Годара. Бардо играла жену главного героя — писателя, согласившегося работать над сценарием для коммерческого фильма ради крупного гонорара. По мере развития сюжета супруги все больше отдаляются друг от друга.
Бардо так рассказывала о своем знакомстве с Годаром: «Когда я принимала его у себя на Поль-Думере, мы не обменялись и тремя словами. В его присутствии я цепенела. А он, должно быть, был от меня в ужасе. Однако он не отказался от своего намерения и непременно хотел снять меня в «Презрении». Он был ключевой фигурой «новой волны», я — звездой классического образца».
По словам актрисы, атмосфера фильма была ей чужда, и она на съемках лишь выполняла указания режиссера, не вкладывая в роль ничего от себя.
В 1968 году Бардо снялась в вестерне «Шалако» вместе с британским актером Шоном Коннери. Во время съемок актрисе пришлось произносить текст на английском, что, по ее словам, стало для нее испытанием.
В 1973 году Брижит Бардо объявила, что больше не будет сниматься в кино. За время своей кинокарьеры она сыграла в более чем 50 фильмах. При этом сама она заявляла, что съемки для нее были не столько призванием, сколько средством заработать. По ее словам, она не стремилась вживаться в роли или выходить из привычного амплуа. «Я никогда не влезала в шкуры своих героинь, я натягивала их на себя», — говорила она.
Музыка
Брижит Бардо выпустила несколько музыкальных альбомов. Первым стал сборник поп-композиций Behind Brigitte Bardot в 1960 году. Она исполняла песни на французском, английском, испанском языках.
В 1967 году Бардо предложил сотрудничество композитор и поэт Серж Генсбур, который написал для актрисы несколько песен. Среди их совместных композиций, на которые также были сняты клипы, были Harley Davidson, Je t’aime… moi non plus и Bonnie and Clyde. Последняя песня вышла в тот же год, что и американский фильм «Бонни и Клайд» с Фэй Данауэй и Уорреном Битти, что способствовало успеху и дуэта Бардо — Генсбур. Их совместный альбом в итоге вышел без композиции Je t’aime… moi non plus, поскольку этого потребовал муж Бардо Гунтер Закс под угрозой развода. Позже Генсбур записал эту песню с Джейн Биркин, а версия с Бардо вышла только в 1980-х годах.
Общественная позиция, политические взгляды
Завершив карьеру актрисы, Брижит Бардо объявила о намерении посвятить себя защите животных. По ее мнению, ее известность должна была помочь привлечь внимание к этой теме. Интересоваться зоозащитой актриса начала намного раньше. В своей книге она рассказывала, как сталкивалась с примерами жестокого обращения с животными и подбирала с улицы бездомных собак. В 1964 году при содействии Бардо во Франции был принят нормативный акт, предписывающий ввести более гуманные методы забоя животных при производстве мяса.
В 1967 году Бардо впервые встретилась с президентом Франции Шарлем де Голлем. «Я всегда безмерно уважала де Голля. Хоть раз в жизни я должна была увидеть этого удивительного, незаменимого человека, наводящего страх, грозного, но гениального в своей эффективности, твердо взявшего в свои руки прозябающую Францию», — отзывалась она позже о бывшем главе государства.
Бардо проводила кампании против истребления животных и проведения экспериментов над ними, охотничьего промысла и корриды.
В интервью Marie Claire Бардо говорила, что самым важным делом в своей жизни считает создание собственного Фонда защиты животных и ей бы хотелось запомниться как «фея зверей», а не как легенда кино. Бывшая актриса распродавала свои драгоценности и имущество ради нужд фонда, и ей удалось собрать таким образом около 3 млн франков. Кроме того, она передала организации один из своих особняков.
Брижит Бардо несколько раз судили за «разжигание межнациональной розни» из-за ее высказываний с критикой проведения религиозных обрядов, во время которых убивают животных, а также роста числа мигрантов во Франции. В 1997 году она была оштрафована на 10 тыс. франков, в 2001-м — на 30 тыс. франков, в 2004 году штраф составил € 5 тыс., а в 2008-м — €15 тыс.
Брижит Бардо не раз выступала с критикой в адрес президентов Франции, заявляя, что они предпринимают недостаточно мер по защите прав животных. «Начиная Саркози [Николя Саркози, президент Франции в 2007–2012 годах] и его несдержанных обещаний, никто больше не отвечает на мои просьбы. Эта беспомощность заставляет меня страдать и вызывает у меня неистовую злобу», — говорила она.
В мае 2025 года Бардо в интервью BFMTV заявила, что разочарована Эммануэлем Макронон как президентом. Среди претензий к нему экс-актриса назвала то, что он не стал вводить запрет на употребление конины. «В любом случае он не является полезным. А если он не является полезным — значит, он вредный», — заявила Бардо.
В 2013 году Бардо заявила, что получит российское гражданство и уедет из Франции, если администрация французского зоопарка не отменит решение усыпить двух больных слонов. По ее мнению, президент России Владимир Путин сделал больше для защиты животных, чем все президенты Франции. Слонов в итоге усыплять не стали. Позже Бардо говорила, что Россия ее все еще очень привлекает, но она не уверена, что ей пойдет на пользу холодный климат.
Француженка не раз писала обращения к российскому президенту в связи с ее активистской деятельностью. Так, в 2015 году она просила Путина освободить осужденную за кражу собаки россиянку Викторию Павленко. По словам обвиняемой, она пыталась спасти животное от жестокого обращения. В 2016 году суд отменил приговор Павленко.
В 2018 году Брижит Бардо написала Путину письмо, в котором выразила беспокойство ситуацией с бездомными животными в России. «Животные и их будущее — смысл моей жизни. Но вынуждена констатировать: за 41 год, что я борюсь за их права, не произошло никаких позитивных изменений в мире. В отношении животных повсюду царит агрессия, что заставляет опасаться худшего — обесчеловечивания человека», — говорила Бардо в интервью «Огоньку».
Актриса и активистка зоозащитного движения выступала с критикой движения MeToo, направленного на борьбу с сексуальными домогательствами в отношении женщин. По мнению Бардо, популярность движения отвлекала общество от других важных тем, «которые должны быть обсуждены».
Личная жизнь
В возрасте 15 лет Брижит Бардо познакомилась на кинопробах с помощником режиссера Роже Вадимом (имя при рождении Вадим Племянников), который был старшее ее на шесть лет. Между ними завязались отношения. Родители Бордо, узнав об этом, поначалу хотели разлучить их и отправить девушку учиться в Англию. Но затем, как писала актриса в своих мемуарах, поддались ее уговорам и оставили ее во Франции, поставив условие, что в брак с Вадимом она вступит только после совершеннолетия. Свадьбу Бардо и Вадим отпраздновали 21 декабря 1952 года.
На съемках фильма Вадима «И Бог создал женщину» Бардо влюбилась в партнера по площадке Жана-Луи Трентиньяна. Как рассказывала сама актриса, к тому времени их отношения с мужем переросли в дружеские. В 1957 году Вадим и Бардо развелись. Роман с Трентиньяном продлился лишь два года.
В 1959 году Брижит Бардо вышла замуж за партнера по фильму «Бабетта идет на войну» Жака Шаррье. Вскоре у пары родился сын Николя. После развода Бардо и Шаррье в 1962 году ребенок остался с отцом. Актриса редко проводила время с сыном и сблизилась с ним, только став бабушкой.
В 1966 году Бардо в Лас-Вегасе заключила брак с немецким миллионером Гунтером Заксом. Их брак продлился лишь три года.
В 1992 году Бардо вышла замуж за политика и бизнесмена Бернара д'Ормаля. Пара поженилась в Норвегии, куда бывшая актриса приезжала навестить сына.
В 2017 году в Сен-Тропе установили бронзовую статую Брижит Бардо. Памятник актрисе также есть в курортном бразильском городе Бузиос.
В 2023 году на фестивале Series Mania во французском Лилле состоялась премьера сериала «Брижит Бардо: искусство жить» по мотивам биографии актрисы. Роль Бардо исполнила дебютантка Жюлия де Нуньес, а ее первого мужа сыграл внук Жан-Поля Бельмандо Виктор Бельмондо.
В октябре 2025 года издание Nice-Matin сообщило, что Брижит Бардо уже три недели находится в больнице и перенесла операцию «в связи с серьезным заболеванием». 23 октября Бардо в соцсетях заявила, что с ней все хорошо и она не собирается прощаться.
В конце ноября 2025 года Бардо вновь была госпитализирована.
Избранная фильмография
- 1952 — «Нормандская дыра»
- 1952 — «Манина, девушка в бикини»
- 1952 — «Длинные зубы»
- 1953 — «Портрет его отца»
- 1953 — «Акт любви»
- 1953 — «Тайны Версаля»
- 1954 — «Традита»
- 1955 — «Доктор на море»
- 1955 — «Уличный свет»
- 1955 — «Ох уж эта девчонка!»
- 1956 — «Мой сын Нерон»
- 1956 — «Елена Троянская»
- 1956 — «И Бог создал женщину»
- 1956 — «Невеста слишком хороша»
- 1957 — «Парижанка»
- 1958 — «Ювелиры при лунном свете»
- 1958 — «В случае несчастья»
- 1959 — «Бабетта идет на войну»
- 1959 — «Танцуй со мной»
- 1960 — «Истина»
- 1961 — «Знаменитые любовные истории»
- 1962 — «Частная жизнь»
- 1963 — «Папарацци»
- 1963 — «Запретный соблазн»
- 1963 — «Презрение»
- 1964 — «Восхитительная идиотка»
- 1967 — «Две недели в сентябре»
- 1968 — «Шалако»
- 1970 — «Медведь и кукла»
- 1970 — «Послушницы»
- 1971 — «Ромовый бульвар»
- 1973 — «Если бы Дон Жуан был женщиной»
- 1973 — «История про Колино-юбочника»








