Оливер Стоун
William Oliver Stone
Биография
Оливер Стоун — американский кинорежиссер, сценарист и продюсер.
Содержание:
- Ранние годы: родители, образование, Вьетнамская война
- Карьера
- Награды
- Политические взгляды и высказывания
- Личная жизнь
- Избранная фильмография
Ранние годы: родители, образование, Вьетнамская война
Оливер Стоун родился 15 сентября 1946 года в Нью-Йорке в еврейско-французской семье биржевого маклера и автора инвестиционного бюллетеня Луиса Стоуна (настоящая фамилия — Силверстайн) и Жаклин Годде. После их развода в 1962 году он остался с отцом, а мать переехала в Европу.
«Мой отец был серьезным человеком, трудолюбивым человеком, республиканцем — не только на самом высоком уровне брокерского бизнеса, но и чертовски хорошим писателем. Я любил его. Действительно любил», — вспоминал режиссер.
После окончания школы в 1964 году Стоун учился в Йельском университете (Генпрокуратура признала его нежелательной организацией в России), но уже в 1965 году бросил его и уехал в Южный Вьетнам преподавать английский язык, затем жил в Мексике, а в 1967 году поступил на службу в армию США и отправился на Вьетнамскую войну. Будущий сценарист и режиссер решил «принять участие в войне своего поколения» на фоне первой писательской неудачи и суицидальных мыслей.
Через год Стоун вернулся с фронта с боевыми наградами «Бронзовая звезда» и «Пурпурное сердце». Он отслужил в трех различных боевых подразделениях 25-й пехотной дивизии в южном секторе и 1-й кавалерийской дивизии в северном секторе Вьетнама, участвовал в 25 вертолетных десантах, был дважды ранен.
«<...> Я наблюдал <...> продолжавшуюся от полуночи до рассвета битву, когда ни на секунду не стихали ни артиллерия, ни вертолеты, ни ливень трассирующих снарядов, ни разрывы бомб. И во вспышках тех взрывов я ясно мог разглядеть тела, столь окоченевшие, что они скорее напоминали скульптуры, созданные Микеланджело. Столько мощи, столько смерти в одном месте и в одно время. Такое не забывается», — вспоминал Стоун в мемуарах «В погоне за светом».
После демобилизации он поступил в Нью-Йоркский университет, где изучал кино под руководством режиссера Мартина Скорсезе. В 1971 году Стоун получил степень бакалавра изящных искусств.
Карьера сценариста, режиссера и продюсера
Во время обучения Стоун снялся в небольшой роли в фильме «Битва за возвращение любви» (1971), но больше он был сосредоточен не на актерской карьере, а на написании сценариев и режиссуре.
В 1978 году вышел фильм «Полуночный экспресс» режиссера Алана Паркера, основанный на мемуарах Билли Хейса, которого осудили в Турции за контрабанду наркотиков. Картина принесла Стоуну известность и первый «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.
В 1982 году по его сценарию вышел боевик «Конан-варвар» с Арнольдом Шварценеггером, в 1983 году — криминальная драма «Лицо со шрамом» с Аль Пачино, в 1985 году — триллер «Год дракона» с Микки Рурком, в 1986 году — драма «8 миллионов способов умереть». В том же 1986 году был представлен политический фильм «Сальвадор» о гражданской войне в центральноамериканской стране, в котором Стоун выступил не только сценаристом, но и режиссером и продюсером.
Опыт нахождения Стоуна в местах боевых действий нашел отражение в срежиссированным им картинах «Взвод» (1986), «Рожденный четвертого июля» (1989) с Томом Крузом и «Небо и Земля» (1993), составивших так называемую вьетнамскую трилогию. «Взвод» показывает войну глазами рядового солдата, «Рожденный четвертого июля» рассказывает историю ветерана, который после войны занялся антивоенной деятельностью, «Небо и Земля» демонстрирует точку зрения вьетнамской девушки, мирную жизнь которой разрушили боевые действия.
Сценарий к военному автобиографическому фильму «Взвод» Стоун написал в 1976 году, однако он долго не мог найти финансирование: представители киностудий предполагали, что фильм не будет иметь финансового успеха, Министерство обороны США отказалось помочь в создании фильма, посчитав его «непатриотическим». Только в 1986 году Стоун договорился о спонсировании фильма с британской компанией Hemdale Film Corporation, ранее профинансировавшей другой фильм Стоуна, ставший успешным, — «Сальвадор».
При создании фильма режиссер опирался на собственный военный опыт. По его словам, ключевые моменты фильма основаны на реальных событиях, а образы героев — на личностях реальных людей. Сцена, в которой главный герой спасает вьетнамскую девушку от изнасилования, — пример описания реального случая.
«Если бы я не снял «Взвод», возможно, я бы сошел с ума. Я хотел рассказать правду об этой войне и о том, что я знал, но сценарий пролежал без дела 10 лет», — делился впоследствии Стоун.
«Взвод» получил восемь номинаций на «Оскар» и победил в четырех из них: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший звук» и Лучший монтаж». Помимо этого, он получил три «Золотых глобуса», в том числе за режиссуру и как лучший фильм, и ряд других наград.
В 1987 году вышел получивший признание критиков «Уолл-стрит». Фильм с Чарли Шином и Майклом Дугласом в главных ролях, срежиссированный самим Стоуном, рассказывает о мире бизнеса, магнатов и биржевых брокеров. «Главной мотивацией снять «Уолл-стрит» был мой отец. Он водил меня в кино и жаловался на отсутствие хороших фильмов о бизнесе... Он всегда говорил, что нет хороших фильмов о бизнесе, потому что бизнесмен всегда злодей», — вспоминал Стоун.
В первой половине 90-х годов режиссер представил еще несколько картин политической тематики. Так, в 1991 году состоялась премьера «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», где Стоун поставил под сомнение официальную версию об убийстве президента США. Во время дебатов о Кеннеди после выхода фильма режиссер также сказал: «Я начал сильно сомневаться в Колумбе, в Вашингтоне, в том, что Гражданская война велась из-за рабства, в Первой мировой войне, во Второй мировой войне и в предполагаемой борьбе с нацизмом и японским контролем над ресурсами. Я даже не знаю, родился ли я и кто мои родители».
В 1995 году вышел «Никсон» с Энтони Хопкинсом, рассказывающий историю другого президента — Ричарда Никсона, ушедшего в отставку до окончания срока из-за Уотергейтского скандала.
В 90-е Стоун поработал в качестве продюсера, притом в разных жанрах: в его фильмографии есть драма «Клуб радости и удачи» о женщинах-иммигрантках из Китая (1993), биографическая картина «Народ против Ларри Флинта» (1996), криминальный боевик «Коррупционер» (1999), военная эпопея «Спаситель» (1998).
В дальнейшем Стоун стал больше заниматься документальным кино. Так, в первой половине нулевых он снял три документальных фильма — «Команданте» (2003) и «В поисках Фиделя» (2004) о кубинском революционере Фиделе Кастро и «Персона нон грата» (2003) об изральско-палестинском конфликте.
«Мне нравятся документальные фильмы, потому что они честные, и вы выходите в мир и действительно видите его таким, какой он есть. Вы не в Голливуде с актерами и гримом, где все искусственно в том смысле, что создается на камеру. Так что это совсем другая игра», — пояснял Стоун.
В 2004 году Стоун выпустил исторический фильм об Александре Македонском с Колином Фареллом и Анджелиной Джоли — «Александр». Картина провалилась в прокате, собрав $167 млн при бюджете в $155 млн. Лента получила шесть номинаций на «Золотую малину», включая «Худший фильм», «Худший режиссер» и «Худший сценарий».
В 2008 году у Стоуна вышел биографический фильм «Буш» о жизни Джорджа Буша-младшего, в том числе до момента становления президентом США.
В 2012 году режиссер представил документальный телесериал «Нерассказанная история Соединенных Штатов», где затронул период с 1940-х годов по 2010-е.
В 2016 году Стоун снял политический триллер «Сноуден» об Эдварде Сноудене, который в 2013 году передал газетам The Guardian и The Washington Post секретную информацию АНБ о слежке американских спецслужб за информационными коммуникациями между гражданами многих государств по всему миру. «В фильме «Сноуден» я показал сцены, в которых Сноуден упоминает [бразильскую нефтяную компанию. — РБК] Petrobras и рассказывает о прослушке телефонов и о том, как американцы преследовали Petrobras. <...> Германию тоже прослушивали. Было много скандалов», — рассказывал Стоун.
В 2016 году вышел спродюсированный им документальный фильм «Украина в огне», а в 2019 году — «В борьбе за Украину».
В 2017 году Стоун снял документальный сериал о президенте России «Путин», о работе над котором стало известно в 2014 году. The New York Times тогда отметила, что режиссер провел интервью с Путиным, не задавая неудобных вопросов, а подыгрывая и давая возможность высказать свой взгляд на международные и политические проблемы.
«Я очень горжусь этими интервью — четыре часа, и их смотрели люди, которые не остались равнодушны. Меня, так сказать, считают марионеткой Путина. Но я уже из-за многого подвергался нападкам», — говорил сам Стоун.
В 2021 году он представил фильм «Казах. История золотого человека» о президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве (руководил страной до 2019 года), а в 2024 году — «Лула» о президенте Бразилии Луисе Инасиу Лула да Силве.
«<...> он [Лула да Силва. — РБК] был профсоюзным деятелем, который никогда не хотел быть президентом, который никогда не интересовался политикой, и он становится президентом. Это напоминание о том, что мы можем избирать людей из рабочего класса на пост президента любой страны. Вам не нужно иметь миллиард долларов, вам не нужно быть членом элиты», — говорил режиссер.
В 2023 году Стоун снял документальный фильм Nuclear Now о борьбе с климатическим кризисом.
Награды
Оливер Стоун трижды становился лауреатом премии «Оскар» в номинациях «Лучший адаптированный сценарий» («Полуночный экспресс», 1979) и «Лучший режиссер» («Взвод», 1987 и «Рожденный четвертого июля», 1990).
Также в числе его наград:
• «Серебряный берлинский медведь» («Взвод», 1987);
• BAFTA Film Award («Взвод», 1988);
• Почетный «Золотой медведь» (1990);
• «Золотой глобус» («Полуночный экспресс», 1979, «Взвод», 1987, «Рожденный четвертого июля», 1990, «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», 1992);
• Специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля («Прирожденные убийцы», 1994);
• Специальный приз Donostia за выдающиеся персональные достижения в честь 60-летия фестиваля Сан-Себастьян (2012);
• Специальный приз за выдающийся вклад в мировое кино фестиваля Карловы Вары (2013);
• премии ЮНЕСКО и Международного совета по кино и телевидению («Время атома», 2022).
Стоун — один из небольшого числа режиссеров, получивших «Золотой глобус», премию Гильдии режиссеров США, премию BAFTA и «Оскар» за один и тот же фильм («Взвод»).
Политические взгляды и высказывания
Оливер Стоун часто выступал с критикой внешней политики США. В 2014 году он в соавторстве с Питером Кузником выпустил книгу «Нерассказанная история США», которая начинается со следующих вопросов: «Почему США размещают во всех уголках земного шара свои военные базы, общее количество которых перевалило за тысячу? Почему страна тратит на вооруженные силы больше денег, чем остальные страны вместе взятые? Почему государство по-прежнему содержит огромный арсенал ядерного оружия, большая часть которого находится в постоянной боевой готовности?»
В 2021 году режиссер заявил о длительной военной кампании США против России: «Ее начали Соединенные Штаты в 2006–2007 году, когда он [российский президент Владимир Путин] произнес ту речь в Мюнхене [когда Путин раскритиковал внешнюю политику США. — РБК]. Но, я думаю, что на самом деле нет никаких свидетельств агрессивности России».
В 2022 году Стоун назвал США виновниками конфликта на Украине. В 2023 году заявил, что президент России Владимир Путин «не тот монстр», каким его изображает американская пропаганда.
В ноябре 2024 года режиссер принял участие в первом международном форуме «Культура. Медиа. Цифра» в Москве. «Кино — это искусство повторять вечные темы, находя в них новые смыслы. Мы никогда не устаем выслушивать одну и ту же историю, потому что кино умеет раскрывать ее по-новому. Критикам важно сохранять свежесть восприятия, не терять хватку», — заявил он, выступая на центральной сессии первого дня форума «Будущее коммуникации / Коммуникация ради будущего».
В 2025 году Стоун стал гостем военного парада в Москве, посвященного 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Личная жизнь
Оливер Стоун был женат трижды. Первой супругой стала сотрудница благотворительного фонда при ООН Найва Саркис (1971–1977 гг.), второй — Элизабет Кокс (1981–1994 гг.), в браке с которой родились двое сыновей: режиссер Шон Кристофер (род. в 1984 г.) и актер Майкл Джек (род. в 1991 г.).
С 1996 года Стоун женат на южнокорейской иммигрантке Сун-Чжун Юнг и воспитывает дочь — актрису Тару Стоун (род. в 1995 г.). «Она [Сун-Чжун. — РБК] выросла в другом мире, вы должны понять — это просто другая тональность: культура, то, как они говорят, то, как они слушают. Она противоположность всему, чем я являюсь. Она плывет по течению Востока. Я возвращаюсь и вижу ее лицо, и оно очень спокойное. Она пришла из другого места благодати, прозрачности, бескорыстия. Вот почему я люблю ее», — говорил он.
Избранная фильмография
-
«Лицо со шрамом» (1983) — сценарист
-
«Сальвадор» (1986) — режиссер, сценарист, продюсер
-
«Взвод» (1986) — режиссер, сценарист
-
«Уолл-стрит» (1987) — режиссер, сценарист
-
«Рожденный четвертого июля» (1989) — режиссер, сценарист, продюсер
-
«The Doors» (1991) — режиссер, сценарист
-
«Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991) — режиссер, сценарист, продюсер
-
«Небо и Земля» (1993) — режиссер, сценарист, продюсер
-
«Прирожденные убийцы» (1994) — режиссер, сценарист
-
«Никсон» (1995) — режиссер, сценарист, продюсер
-
«Народ против Ларри Флинта» (1996) — продюсер
-
«Поворот» (1997) — режиссер
-
«Каждое воскресенье» (1999) — режиссер, сценарист, продюсер
-
«Команданте» (2003) — режиссер, сценарист, продюсер
-
«Александр» (2004) — режиссер, сценарист, продюсер
-
«Башни-близнецы» (2006) — режиссер, продюсер
-
«Уолл-стрит: Деньги не спят» (2010) — режиссер, сценарист, продюсер
-
«Нерассказанная история Соединенных Штатов» (2012) — режиссер, сценарист, продюсер
-
«Сноуден» (2016) — режиссер, сценарист
-
«Как убили Джона Кеннеди» (2021) — режиссер








