Перейти к основному контенту

Фрэнсис Форд Коппола

Francis Ford Coppola

Дата рождения
7 апреля 1939 года
Возраст
86 лет
Социальные сети
Фрэнсис Форд Коппола фото

Биография

Фрэнсис Форд Коппола — американский кинорежиссер, сценарист и продюсер, автор фильмов «Крестный отец», «Апокалипсис сегодня» и «Дракула Брэма Стокера», лауреат премий «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля.

Содержание:

Ранние годы, семья, образование

Фрэнсис Форд Коппола родился 7 апреля 1939 года в Детройте, штат Мичиган, в семье итало-американцев. Его отец, Кармайн Коппола, был флейтистом и композитором, работал в Детройтском симфоническом оркестре, а позже играл первую флейту в симфоническом оркестре NBC в Нью-Йорке. Мать, Италия Коппола (урожденная Пеннино), вела домашнее хозяйство, изредка появлялась в фильмах сына в эпизодических ролях и выпустила кулинарную книгу.

Фрэнсис получил имя в честь своего деда по материнской линии, музыканта и композитора Франческо Пеннино, некоторое время работавшего пианистом у итальянского оперного певца Энрико Карузо. Пеннино также управлял несколькими кинотеатрами в районе Нью-Йорка, занимался прокатом итальянских немых фильмов в США и поддерживал связи с Paramount Pictures, от которой получил предложение писать музыку к немым лентам. Несмотря на любовь к кинематографу, он отказался от переезда в Голливуд. Интерес деда к кино оказал заметное влияние на внука: Коппола использовал фрагмент одной из музыкальных пьес Пеннино, мелодрамы Senza Mamma, в сцене фильма «Крестный отец 2».

Фрэнсис Форд Коппола в детстве
Фрэнсис Форд Коппола в детстве

Среднее имя режиссера — Форд — связано с радиопрограммой Ford Sunday Evening Hour, в которой отец будущего кинорежиссера работал ассистентом дирижера оркестра и аранжировщиком. Передача выходила с середины 1930-х годов и спонсировалась автомобильной компанией Ford Motor Company.

Старший брат Фрэнсиса Форда Копполы, Август Коппола, был литературоведом и возглавлял Колледж креативных искусств при Университете Сан-Франциско (College of Creative Arts). Младшая сестра, Талия Шайр, стала актрисой и получила известность благодаря ролям в трилогии «Крестный отец» и первых пяти фильмах серии «Рокки».

Детские годы Коппола провел в Квинсе и на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. В 1949 году мальчик заболел полиомиелитом и более года был прикован к постели, оказавшись в изоляции от сверстников. Период болезни стал временем формирования замкнутого, но насыщенного внутреннего мира: будущий режиссер часами смотрел телевизор, переключая каналы с помощью пульта, слушал радио, играл с куклами и учился снимать на любительскую камеру отца.

В интервью Rolling Stone Коппола позднее отмечал, что именно тот год, который он провел в постели, глядя в экран и слушая радио, сформировал у него вкус к режиссуре и стремление контролировать творческий процесс на расстоянии. Уже оправившись от болезни, он воссоздал в подвале дома импровизированную телестудию — со сделанными из дерева макетами микрофонных штанг, телекамер и «оконцем» для имитации телеэфира.

По воспоминаниям Копполы, из-за частых переездов семьи, связанных с работой отца, он сменил 24 учебных заведения и в конечном итоге окончил в 1956 году среднюю школу Грейт-Нек-Норт. Намереваясь стать драматургом, юноша поступил на факультет театрального искусства Университета Хофстра. Во время учебы он возглавлял театральный кружок Green Wig и музыкальный комедийный клуб Kaleidoscopians, которые позже объединил в творческую группу Spectrum Players.

За успехи в театральной режиссуре и сценарном мастерстве в студенческие годы Коппола удостоился трех премий им. Дэвида Герберта Лоуренса, а также премии Beckerman Award, названной в честь профессора Бернарда Бекермана, одного из основателей драматической программы университета.

В интервью DGA Quarterly в 2007 году Коппола отметил, что переломным моментом в выборе профессии стало случайное посещение сеанса в университетском кинотеатре, во время которого показывали немой фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь». По словам режиссера, впечатление от картины было настолько сильным, что он решил посвятить себя кинематографу, отказавшись от планов поступить в аспирантуру драматической школы Йельского университета (Генпрокуратура признала нежелательной организацией в России).

Получив степень бакалавра театрального искусства в 1959 году, Коппола продолжил обучение в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA), где в 1966 году защитил магистерскую степень в области изящных искусств.

Первые фильмы и создание American Zoetrope

Во время учебы в UCLA Фрэнсис Форд Коппола снял несколько студенческих работ, в том числе короткометражные ленты The Two Christophers и Ayamonn The Terrible. В 1962 году он получил первый оплачиваемый опыт как режиссер, для американского релиза перемонтировав немецкую эротическую комедию Mit Eva fing die Sünde an Фрица Умгельтера с добавлением в нее нескольких цветных сцен обнаженной натуры. Фильм вышел в США под названием The Bellboy and the Playgirls («Развлекающиеся девушки и коридорный»).

Вскоре Коппола познакомился с Роджером Корманом, одним из ведущих режиссеров и продюсеров независимого кино в США, который взял его своим ассистентом по звуку и монтажу. Среди первых заданий была адаптация для американского рынка советской научно-фантастической ленты «Небо зовет» (Battle Beyond the Sun, 1962), где Коппола отвечал за переозвучивание и монтаж.

В 1963 году во время работы звукооператором на съемках драмы Роджера Кормана «Молодые гонщики» Коппола предложил режиссеру снять фильм ужасов в духе «Психо» Альфреда Хичкока. Корман выделил $20 тыс., а уже на месте съемок в Ирландии Копполе удалось найти еще одного инвестора, готового дать дополнительные $20 тыс. в обмен на права показа в Великобритании. Объединив оба источника финансирования, режиссер за девять дней по собственному сценарию снял свою первую полнометражную картину — триллер «Безумие 13».

Выпускной работой Копполы в UCLA стала экранизация одноименного сатирического романа Дэвида Бенедикта «Ты теперь большой мальчик» (1966), снятая при поддержке Warner Bros. Pictures за $800 тыс. Главные роли исполнили Питер Кастнер и Элизабет Хартман, а Джеральдин Пейдж за участие в проекте номинировалась на «Оскар» как лучшая исполнительница роли второго плана. В 1967 году фильм вошел в программу Каннского кинофестиваля.

После успеха комедии «Ты теперь большой мальчик» Коппола получил от Warner Bros. предложение поставить масштабный музыкальный фильм — крупнобюджетную экранизацию популярного бродвейского мюзикла «Радуга Финиана» по пьесе Ипа Харбурга со звездным дуэтом Фреда Астера и Петулы Кларк в главных ролях.

Картина, премьера которой состоялась в 1968 году, оказалась коммерчески успешной и собрала в мировом прокате $11,6 млн, но получила смешанные отзывы: кинокритик Роджер Эберт из Chicago Sun-Times отозвался о ней как о «лучшем мюзикле со времен (получившей десять премий «Оскар». РБК) «Вестсайдской истории», в то же время Рената Адлер из The New York Times назвала картину «безвкусной, унылой и снятой в отвратительных цветах».

Фрэнсис Форд Коппола во время съемок фильма, 1968 год
Фрэнсис Форд Коппола во время съемок фильма, 1968 год

На съемках «Радуги Финиана» Коппола познакомился с Джорджем Лукасом, который работал на проекте ассистентом продюсера в рамках стажировки Warner Bros. для студентов кинематографического факультета Университета Южной Калифорнии. Они сблизились, породив одну из самых плодотворных и прочных дружеских связей в Голливуде.

Первой работой, где Коппола и Лукас выступили как творческие партнеры, стала драма в жанре роуд-муви «Люди дождя», релиз которой состоялся в августе 1969 года. Коппола написал сценарий и занял режиссерское кресло, а Лукас работал в составе съемочной группы и параллельно снимал документальный фильм о производстве под названием «Создатель фильмов».

После завершения основных съемок Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас основали в Сан-Франциско собственную продюсерскую компанию American Zoetrope, задуманную как площадка для авторского кино, способного бросить «вызов устаревшим голливудским стандартам». Постпродакшен «Людей дождя» был осуществлен собственными силами American Zoetrope, дистрибуцией занялась Warner Bros.

Следующим крупным проектом American Zoetrope стала научно-фантастическая драма-антиутопия «THX 1138» (1971), первый полнометражный фильм Джорджа Лукаса в качестве режиссера. В картине применили новаторские приемы монтажа, в том числе звукового, призванного вывести зрителя из «состояния благодушия». Финансирование обеспечивала Warner Bros.; после ознакомления с первоначальным монтажом студия сочла картину слишком абстрактной для восприятия массовой аудитории и перемонтировала.

«THX 1138» провалился в прокате, не окупив затраты. В результате Warner Bros. не только отказалась от сотрудничества с Zoetrope по ранее согласованному пакету из семи картин, но и предъявила требования о возврате инвестиций в $300 тыс., что поставило компанию Копполы на грань банкротства.

Впоследствии American Zoetrope участвовала в производстве фильмов как самого Копполы, так и Джорджа Лукаса, Жан-Люка Годара, Акиры Куросавы, Вима Вендерса, Тима Бертона и других режиссеров.

«Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня»

Трилогия «Крестный отец»

Финансовые трудности Zoetrope вынудили Копполу, до этого недавно ставшего обладателем «Оскара» за сценарий драмы «Паттон» (1970), согласиться на предложение Paramount Pictures экранизировать бестселлер Марио Пьюзо «Крестный отец».

Фрэнсис Форд Коппола и Марлон Брандо во время съемок фильма «Крестный отец», 1972 год
Фрэнсис Форд Коппола и Марлон Брандо во время съемок фильма «Крестный отец», 1972 год

Хотя Коппола соответствовал желанию студии пригласить режиссера итальянского происхождения, но в список кандидатов попал не сразу. Его пригласили после того, как от работы над картиной по разным причинам отказались Серджо Леоне, Питер Богданович, Питер Йейтс и несколько других постановщиков.

Копполе идея фильма об итальянской мафии показалась пошлой и банальной, и, согласившись под гнетом обстоятельств на съемки, он решил, что это будет не фильм об организованной преступности, а семейная хроника, метафора капитализма в Америке.

Позже режиссер вспоминал, что анализировал роман Пьюзо около шести недель и в итоге решил, что в основе картины должен быть дух шекспировской трагедии об отце и нескольких сыновьях.

Чтобы подчеркнуть драматический пласт, Коппола пригласил оператора Гордона Уиллиса и художника по костюмам Анну Джонстоун, вместе с которыми он выстроил визуальный стиль фильма, основанный на контрасте света и тьмы, а также статичной операторской подаче, когда актеры двигались внутри неподвижного кадра, что создавало эффект картины.

Коппола сумел отстоять и собственное видение актерского состава. Руководство Paramount изначально не хотело видеть Марлона Брандо в роли дона Вито Корлеоне, так как актер отличался склонностью к конфликтам и срывам сроков, к тому же почти все фильмы с его участием в последнем десятилетии провалились в прокате.

После эффектных проб, для которых Брандо покрасил волосы в черный цвет кремом для обуви и положил в рот бумажные салфетки, чтобы челюсть смотрелась внушительнее, студия согласилась на его участие при условии, что он получит символический гонорар и внесет залог в $1 млн на случай дисциплинарных нарушений.

С кандидатурой тогда еще малоизвестного Аль Пачино ситуация была не менее сложной. Студия считала его недостаточно высоким для роли Майкла Корлеоне и предлагала звезд вроде Роберта Редфорда и Райана О’Нила. Коппола же продолжал настаивать на своем, пригрозив, что покинет проект, если Пачино не утвердят.

Джеймс Каан изначально рассматривался на роль Майкла, но Коппола добился, чтобы он сыграл вспыльчивого Сони. У продюсеров были сомнения по поводу его внешности и соответствия этническому типажу, однако режиссер смог их убедить в обратном. В том, чтобы взять Роберта Дюваля на роль Тома Хейгена, студия возражать режиссеру не стала, и таким образом сформировался ключевой мужской ансамбль фильма.

Проект «Крестный отец» вызвал гнев со стороны мафии. Джо Коломбо, глава одной из пяти нью-йоркских семей и руководитель Итало-американской лиги за гражданские права, организовавшей митинги по всему Нью-Йорку в поддержку прекращения съемок фильма, публично обвинил Paramount в навешивании стереотипа гангстеров на итальянцев и добился исключения из сценария слов «мафия» и «Коза Ностра».

Фрэнсис Форд Коппола, Джеймс Каан, Марлон Брандо, Аль Пачино и Джон Казале во время съемок фильма «Крестный отец», 1972 год
Фрэнсис Форд Коппола, Джеймс Каан, Марлон Брандо, Аль Пачино и Джон Казале во время съемок фильма «Крестный отец», 1972 год

После достижения компромисса представители организованной преступности, напротив, стали оказывать помощь в создании фильма. Так, Ленни Монтана, охранник одного из боссов, исполнил роль Луки Брази, а в свадебной сцене снялись статисты из семей, связанных с мафиозным сообществом.

«Крестный отец» вышел в прокат в марте 1972 года и стал одним из главных кассовых феноменов в истории кино. При бюджете около $6 млн его мировые сборы превысили $243 млн, что сделало его самым кассовым фильмом года и одной из самых прибыльных картин в истории на тот момент.

В 1973 году «Крестный отец» стал триумфатором сезона кинопремий. Картина получила 11 номинаций на «Оскар» и выиграла в трех категориях: «Лучший фильм» (продюсер Альберт С. Радди), «Лучшая мужская роль» (Марлон Брандо) и «Лучший адаптированный сценарий» (Фрэнсис Форд Коппола и Марио Пьюзо). На «Золотом глобусе» фильм завоевал пять наград, включая «Лучший фильм (драма)», «Лучший режиссер» и «Лучшая мужская роль (драма)» (Марлон Брандо), а также премии за лучший сценарий и музыку Нино Роты.

«Крестный отец» получил всеобщее признание критиков: на сайте Metacritic он имеет рейтинг 100 из 100 на основании рецензий критиков. В списке «100 лучших американских фильмов за 100 лет» по версии Американского института киноискусства (AFI) картина занимает второе место. Она также возглавляет другой перечень по версии AFI — «10 лучших гангстерских фильмов». В 1990-м «Крестного отца» включили в Национальный реестр фильмов США. В 2025 году журнал Time Out назвал фильм «абсолютным патриархом жанра мафии» и поместил на второе место в топ-100 рейтинга лучших фильмов всех времен.

С релизом «Крестного отца» вырос спрос на мафиозные сюжеты в кино: согласно данным Italic Institute of America на 2022 год, 81% фильмов о гангстерах был снят после успеха картины Копполы.

Кадр из фильма «Крестный отец», 1972 год
Кадр из фильма «Крестный отец», 1972 год

В 1974 году Фрэнсис Форд Коппола представил зрителям фильм «Крестный отец 2», который стал первым сиквелом, удостоенным премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Лента принесла создателю награду не только за продюсирование, но также за сценарий и режиссуру. Картина развивала сюжет первой части и соединила две временные линии — становление молодого Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро) и укрепление власти Майкла (Аль Пачино). «Эти две истории были как два железнодорожных пути, идущих параллельно», — вспоминал Коппола. По признанию Питера Брэдшоу из The Guardian и многих других критиков, картина превзошла по драматизму первую часть. Мировые кассовые сборы от показа составили $47,9 млн.

Заключительный фильм трилогии, «Крестный отец 3» (1990), собрал в мировом прокате более $136 млн и получил семь номинаций на «Оскар». Картина получила смешанный прием как у критиков, так и у публики. Главной темой нареканий стали нестабильный темп повествования и запутанные сюжетные повороты, а также «неуклюжее» исполнение Софией Копполой роли Мэри Корлеоне. Майкл Уилмингтон из Times выразил разочарование сценарием и сказал, что фильм неизбежно испорчен потерей персонажа Роберта Дюваля — Тома Хейгена, но по стандартам современного кинематографа по-прежнему является «одним из лучших американских фильмов года».

«Разговор»

В апреле 1974 года состоялась премьера драмы Фрэнсиса Форда Копполы «Разговор», раскрывающая дилемму занимающегося прослушкой частного детектива Гарри Каула (Джин Хэкмен), вынужденного осознать моральные последствия своей работы.

Несмотря на ограниченные кассовые сборы, фильм получил высокую оценку профессионального сообщества и зрителей. В том же году лента удостоилась Гран-при Каннского кинофестиваля, а в 1975-м была номинирована на премию «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучший звук».

Фрэнсис Форд Коппола, 1975 год
Фрэнсис Форд Коппола, 1975 год

На сайте Rotten Tomatoes «Разговор» имеет рейтинг 94%, а консенсус критиков определяет его как «напряженный, параноидальный триллер, представляющий Копполу в его лучшем проявлении и выдвигающий удивительно дальновидные аргументы о роли технологий в обществе, которые актуальны и сегодня». В 1995 году картина вошла в Национальный реестр фильмов США как «культурно, исторически или эстетически значимое произведение».

«Апокалипсис сегодня»

Работа над фильмом «Апокалипсис сегодня» (1979) стала для Фрэнсиса Форда Копполы не только творческим прорывом, но и беспрецедентным риском.

Сценарий фильма, написанный Джоном Милиусом, стал свободной адаптацией повести «Сердце тьмы» Джозефа Конрада: действие перенесли из Конго конца XIX века во времена Вьетнамской войны. Изначально режиссерское кресло предлагали Джорджу Лукасу, а также Джону Милиусу, написавшему сценарий, но оба отказались, сославшись на занятость на других проектах.

Когда Коппола решил взять режиссуру на себя, Paramount отказалась финансировать съемки, считая их слишком рискованными. В итоге постановщик был вынужден вложить в производство собственные средства, около $30 млн, используя прибыль от «Крестного отца» и взяв в банке кредит под залог дома и винодельни.

Съемки, проходившие на Филиппинах, сопровождались многочисленными трудностями: тайфун разрушил декорации, Марлон Брандо прибыл на площадку неподготовленным и с лишним весом, а Мартин Шин перенес сердечный приступ. По словам Копполы, процесс напоминал саму войну во Вьетнаме: «Мы были в джунглях, у нас было слишком много людей, слишком много оборудования и денег — и понемногу мы сходили с ума». В Каннах, где «Апокалипсис» получил Золотую пальмовую ветвь, он резюмировал: «Мой фильм — не о Вьетнаме, он и есть Вьетнам».

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня», 1979 год
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня», 1979 год

Критики признали «Апокалипсис сегодня» одной из ключевых работ «Нового Голливуда», наряду с «Крестным отцом» и «Разговором». Историк кино Роджер Эберт в своей рецензии написал, что военная драма Копполы «представляет собой один из ключевых фильмов века». В 2000 году лента была включена в Национальный реестр фильмов США.

«Апокалипсис» получил восемь номинаций на премию «Оскар» и выиграл в двух категориях: «Лучшая операторская работа» и «Лучший звук». Он также завоевал три премии «Золотой глобус», включая «Лучший фильм (драма)» и «Лучшую режиссуру». Роберт Дюваль за роль подполковника Килгора был признан лучшим актером второго плана.

Картина при производственном бюджете $31,5 млн собрала свыше $105 млн в мировом прокате, став одной из самых успешных военных драм в истории на тот момент.

Кризис 1980-х

В начале 1980‑х Коппола отошел от крупных проектов и, желая вернуть себе абсолютный контроль над производством, сосредоточился на личных художественных поисках. Как отмечает Vanity Fair, его следующий фильм, «От всего сердца» (1982), оказался самым знаковым провалом в карьере. Картина задумывалась как малобюджетный легкий мюзикл, однако из-за дорогостоящих экспериментов с декорациями и применения тогда еще сырой технологии «электронного кино» к окончанию съемок расходы возросли до $26 млн, а мировые кассовые сборы составили чуть менее $660 тыс.

Фиаско привело к тяжелому финансовому кризису Zoetrope. Студия лишилась своей голливудской площадки и в последующие годы неоднократно проходила процедуру реструктуризации долгов, Коппола же вынужденно вновь начал снимать «по найму».

Фрэнсис Форд Коппола, 1981 год
Фрэнсис Форд Коппола, 1981 год

Режиссер вернулся в центр внимания в 1983 году. Его история взросления «Изгои» стала культовой и дала толчок карьере Тома Круза, Патрика Суэйзи, Мэтта Диллона, Си Томаса Хауэлла и других молодых актеров, ставших позже знаменитыми. Фильм собрал в прокате $25,8 млн при бюджете $10 млн. А вот драма «Бойцовская рыбка», считающаяся, по оценкам некоторых критиков, одним из наиболее полных воплощений эстетических устремлений Копполы, коммерчески оказалась провальной (примерно $2,5 млн сборов при бюджете $10 млн).

Вторая половина 1980-х стала для Копполы временем поиска баланса между личными интересами и коммерческими задачами. Криминальная драма «Клуб «Коттон» (1984) с антуражем джазового Гарлема 1930-х при бюджете свыше $47 млн собрала лишь $25,9 млн. Комедия-мелодрама «Пегги Сью вышла замуж» (1986) была номинирована на «Оскар» и при бюджете $18 млн заработала $41,4 млн, став первым за несколько лет прибыльным проектом Копполы.

Биографическая драма «Такер: Человек и его мечта» (1988) собрала $19,7 млн при бюджете $24 млн, не окупив затрат, но получив положительные отзывы критиков и три номинации на «Оскар». Прибыль от «Пегги Сью» и сохраняющийся интерес к его режиссуре позволили Копполе частично снизить долговую нагрузку и заняться подготовкой почвы для возвращения к масштабным проектам в 1990-е.

1990-е: возвращение к крупным проектам

Экранизация готического романа Брэма Стокера «Дракула» (1992) с Гэри Олдменом, Вайноной Райдер, Энтони Хопкинсом, Киану Ривзом и Моникой Беллуччи стала одним из крупнейших художественных и коммерческих проектов режиссера в 1990-е. При бюджете около $40 млн фильм собрал $215,8 млн в мировом прокате и вошел в число самых кассовых хоррор‑фильмов 1992 года. Картина выиграла три премии «Оскар»: за лучший дизайн костюмов, грим и звуковой монтаж. Фильм также хвалили за визионерский подход, использование практических эффектов, использование освещения и теней и актерскую работу Гэри Олдмена.

Фрэнсис Форд Коппола во время съемок, 1990 год
Фрэнсис Форд Коппола во время съемок, 1990 год

В фильме «Джек» (1996) Коппола обратился к жанру семейной драмы, поставив историю о мальчике, который стареет в четыре раза быстрее обычного человека. Главную роль исполнил Робин Уильямс. При бюджете около $45 млн картина собрала только $58,6 млн в мировом прокате. Критики в основном также встретили фильм негативно: например, Тодд Маккарти из Variety назвал его «скучной, однообразной фантазией», которая напрасно тратит таланты создателей фильма.

Далее Коппола экранизировал популярный роман Джона Гришэма, пригласив на главные роли в «Благодетеле» Мэтта Дэймона и Дэнни Де Вито. При бюджете $40 млн прокат принес $45,9 млн. Прием критики же в целом оказался положительным: картина имеет рейтинг 82% на Rotten Tomatoes и 72 из 100 на Metacritic. Рецензенты отметили выверенную драматургию, внимание к деталям и умение Копполы выстраивать напряженные сцены в рамках камерной, «малой» судебной драмы, отличающейся от привычных голливудских масштабов.

Карьера в 2000–2020-х годах

С 1997 года в карьере режиссера была пауза. «Я не хотел быть студийным режиссером <...>, может, дело в моем возрасте, но они хотят снимать большие фильмы и быть на первом месте. Я не особо стремился к этому, мне хотелось снимать более личные фильмы. Я хотел снимать такие фильмы, которые мне хотелось бы снимать, когда мне было 20», — объяснял Коппола.

Режиссер вернулся в кино в 2007 году, в возрасте 68 лет, с экранизацией романа Мирчи Элиаде «Молодость без молодости», которая при бюджете около $5 млн собрала $2,6 млн и получила прохладные отзывы критиков за сложную структуру и претенциозность.

Роман Коппола, Элеанор Коппола, Фрэнсис Форд Коппола и София Коппола на премьере фильма&nbsp;&laquo;Молодость без молодости&raquo;, 2007 год
Роман Коппола, Элеанор Коппола, Фрэнсис Форд Коппола и София Коппола на премьере фильма «Молодость без молодости», 2007 год

В 2009 году вышла семейная драма Копполы «Тетро», а в 2011-м — готический хоррор «Между».

«Мегалополис»

Спустя более чем десять лет режиссер представил свой самый амбициозный проект за всю карьеру, эпическую драму «Мегалополис» (2024), над которой он работал свыше 40 лет. Футуристическая притча рассказывает о перестройке Нью-Йорка в утопический мегаполис после катастрофы, а ее сюжет сочетает политическую аллегорию, философский диалог о судьбе цивилизаций и романтическую линию.

При бюджете около $120 млн, профинансированном полностью за счет личных средств Копполы (полученных в том числе за продажу части винодельческого бизнеса и в качестве кредита под залог другой его части), фильм стал редким примером крупнобюджетного независимого производства.

Показ картины в Каннах вызвал неоднозначную реакцию: часть критиков увидели в ней визуально захватывающий и концептуально смелый эксперимент, тогда как другие сочли повествование хаотичным и перегруженным идеями, мешающими целостному восприятию картины. Позднее фильм получил антипремию «Золотая малина» в категории «Худший режиссер», на что Коппола отреагировал с иронией, высказавшись о «смелости идти против преобладающих тенденций современного кинопроизводства».

Несмотря на провал «Мегалополиса» в прокате ($14,3 млн кассовых сборов), в марте 2025 года Коппола заявил о намерении экранизировать роман Эдит Уортон «Проблески луны», отметив при этом, что из-за финансовых трудностей ему «придется сделать этот фильм очень дешево».

Фрэнсис Форд Коппола, 2025 год
Фрэнсис Форд Коппола, 2025 год

Бизнес

Виноделие

Значительная часть предпринимательской деятельности Фрэнсиса Форда Копполы связана с виноделием. В 1975 году он приобрел историческое поместье Inglenook в Напа-Вэлли (Калифорния), а затем купил винодельню Château Souverain в Сономе и создал на ее базе Francis Ford Coppola Winery — популярный туристический комплекс с рестораном, дегустационными залами и экспозицией, посвященной его фильмам. В 2021 году предприятие купила Delicato Family Wines, однако Коппола сохранил долю в компании и вошел в ее совет директоров.

В октябре 2018 года семья Копполы приобрела винодельню Vista Hills в штате Орегон, позднее переименованную в Domaine de Broglie.

В 2025 году издание San Francisco Chronicle сообщило, что Inglenook судится с подрядчиком Джорджем Джайлсом Бикером из-за возможной кражи 26 емкостей для брожения вина. Хозяйство Копполы потребовало возместить ущерб на $2 млн. Подрядчик признал факт продажи емкостей для выдержки вина, однако в ходе судебных слушаний заявил, что сделка была одобрена лично Копполой.

Другой бизнес

Коппола владеет сетью бутиковых отелей The Family Coppola Hideaways в разных странах. На сайте компании упоминаются такие объекты, как Palazzo Margherita в Италии, Blancaneaux Lodge и Turtle Inn в Белизе, а также La Lancha в Гватемале.

В Сан-Франциско режиссеру принадлежит ресторан Cafe Zoetrope, расположенный в здании, где ранее размещалась студия American Zoetrope.

В 1997 году Коппола основал литературный журнал Zoetrope: All-Story.

Взгляды и общественная деятельность

Политические высказывания

В 2022 году на церемонии вручения «Оскара» Коппола завершил свою речь, посвященную полувековому юбилею «Крестного отца», словами «Viva Ukraine!».

Аль Пачино, Фрэнсис Форд Коппола и Роберт Де Ниро выступают на сцене во время 94-й ежегодной церемонии вручения премии &laquo;Оскар&raquo;, 2022 год
Аль Пачино, Фрэнсис Форд Коппола и Роберт Де Ниро выступают на сцене во время 94-й ежегодной церемонии вручения премии «Оскар», 2022 год

В 2024 году на премьере «Мегалополиса» в Каннах Фрэнсис Форд Коппола выразил глубокую обеспокоенность состоянием американской демократии, проведя параллель с падением Римской Республики. Он заявил, что США находятся на грани «утраты республики» из‑за растущей коррупции, экономических проблем и тенденции «к более неоправым, даже фашистским традициям» по всему миру.

Общественная деятельность

Коппола — член совета директоров фонда, основанного Мартином Скорсезе, по сохранению и реставрации мировой кинематографии.

Личная жизнь

Фрэнсис Форд Коппола с 1963 года был женат на художнице и документалистке Элинор Джесси Нил. У супругов родилось трое детей: Джан-Карло (погиб в возрасте 22 лет в результате аварии катера), Роман и София. Элинор Коппола скончалась в 2024 году после продолжительной болезни.

Фрэнсис Форд Коппола c женой Элинор, 2012 год
Фрэнсис Форд Коппола c женой Элинор, 2012 год

Роман Коппола стал режиссером и продюсером, работал с отцом на многих проектах. София Коппола — режиссер и сценарист, обладательница премии «Оскар» за сценарий к фильму «Трудности перевода». Она много снималась в фильмах отца и получала от него поддержку как от продюсера на собственных проектах «Девственницы-самоубийцы», «Трудности перевода», «Мария-Антуанетта» и других. В фильмах Копполы снимались также его племянники Николас Кейдж и Джейсон Шварцман.

Родственные связи Копполы неоднократно становились предметом обсуждения в СМИ как пример кумовства в Голливуде, однако многие критики отмечали, что сотрудничество внутри семьи способствовало появлению значимых и коммерчески успешных картин.

В 2024 году 85-летний Коппола подал в суд на издание о кино Variety за клевету. По информации издания, на съемках фильма «Мегалополис» режиссер вел себя «непрофессионально», пытаясь обнимать и целовать статисток, снимавшихся в сцене с вечеринкой. Режиссер, как говорилось в публикации, утверждал при этом, что пытался таким образом настроить актрис на «нужное настроение».

В августе 2025 года Коппола был госпитализирован в Риме для замены кардиологического имплантата, который ему установили 30 лет назад. В СМИ же появились сообщения о его экстренной госпитализации, поэтому представители режиссера уточнили, что в целом Коппола чувствует себя хорошо и процедура — плановая. Сам 86-летний режиссер вышел на связь с поклонниками через социальные сети, опубликовав фотографию, на которой он улыбается, и заверив, что его состояние не вызывает опасений.

Награды

  • 1971 — «Оскар», лучший оригинальный сценарий (за фильм «Паттон»);

  • 1973 — «Оскар», лучший адаптированный сценарий (за фильм «Крестный отец»);

  • 1973 — «Золотой глобус», лучший режиссер (за фильм «Крестный отец»);

  • 1974 — «Пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, лучший фильм (за фильм «Разговор»);

  • 1975 — «Оскар», лучший фильм, лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий (за фильм «Крестный отец 2»);

  • 1979 — «Пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, лучший фильм (за фильм «Апокалипсис сегодня»);

  • 1980 — премия BAFTA, лучший режиссер (за фильм «Апокалипсис сегодня»);

  • 1980 — «Золотой глобус», лучший режиссер (за фильм «Апокалипсис сегодня»).

Избранная фильмография

  • 1963 — «Безумие 13»

  • 1969 — «Люди дождя»

  • 1972 — «Крестный отец»

  • 1974 — «Разговор»

  • 1974 — «Крестный отец 2»

  • 1979 — «Апокалипсис сегодня»

  • 1982 — «От всего сердца»

  • 1983 — «Изгои»

  • 1983 — «Бойцовая рыбка»

  • 1986 — «Пегги Сью вышла замуж»

  • 1990 — «Крестный отец 3»

  • 1992 — «Дракула»

  • 1996 — «Джек»

  • 1997 — «Благодетель»

  • 2007 — «Молодость без молодости»

  • 2009 — «Тетро»

  • 2024 — «Мегалополис»

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 11 декабря
EUR ЦБ: 91,38 (+1,95)
Инвестиции, 21:18
Курс доллара на 11 декабря
USD ЦБ: 77,9 (+1,09)
Инвестиции, 21:18
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
Имущество Google во Франции арестовали по заявлению российской «дочки» Технологии и медиа, 21:34
Трамп заявил, что США принимают слишком много мигрантов из «адских дыр» Политика, 21:24
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Почему HR-автоматизация становится ключом к устойчивости бизнеса Отрасли, 21:23
Как внедрение ПАК влияет на IТ-инфраструктуру банков Отрасли, 21:22
Над Белгородом и окрестностями сработала ПВО Политика, 21:21
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Овечкин заявил, что с пропуском хоккеистами Олимпиады ничего не поделать Спорт, 21:10
Как меняется автомобильный рынок России Отрасли, 20:52
Суд назначил дату допроса фигурантов дела о теракте в «Крокусе» Общество, 20:48
Бизнес попросил власти «заморозить» индексацию тарифов «Платона» Бизнес, 20:43
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36
Трансформация закупок: новые приоритеты российского бизнеса Отрасли, 20:29
В МИДе назвали условие для проведения российско-арабского саммита Политика, 20:23